Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является формирование модели повышения конкурентоспособности российских страховых компаний.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
– с теоретических позиций рассмотреть сущность конкурентоспособности применительно к страховым компаниям;
– определить совокупность факторов, обусловливающих конкурентоспособность страховых компаний;
– разработать предложения по повышению конкурентоспособности деятельности российских страховых компаний;
Введение 3
1 Теоретико-методологические основы исследования конкуренции российских страховых компаний 5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности страховых компаний 5
1.2 Методика анализа финансового положения российских страховщиков 9
2 Анализ конкуренции рынка страховых услуг 13
2.1 Состояние конкуренции на рынке страховых услуг 13
2.2 Анализ основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции страховых компаний 16
3 Перспективы развития конкуренции страховых компаний 21
3.1 Пути повышения конкурентоспособности страхования 21
3.2 Прогноз развития страхового рынка 25
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Приложение
–
Регламентация процедуры
Также
повышению
Во-первых, и, в сущности, это самое главное – рейтинг популярности.
На первом этапе выбора продукта клиент выделяет из всех компаний страховщиков, надежных с его точки зрения. Дальше он проверяет, насколько продукт покрывает риски, от которых он хочет защититься. В случае удовлетворительного ответа на этот вопрос потребитель сравнивает цену продукта с конкурентными предложениями. На потребительскую оценку также влияют уровень сервиса страховщика и эмоциональная оболочка продукта – сочувствие, сопереживание, близость к страхователю, широкий спектр дополнительных услуг.
Во-вторых, нужно сделать услугу уникальной – но только за счет воистину нового, необычного дополнительного сервиса – и это на сегодня самый распространенный способ, применяемый страховыми компаниями.
Действительно, опыт страховых компаний показывает, что при желании из любого традиционного продукта можно сделать уникальный – за счет «красивой обертки». Так, можно увеличивать объем продаж, например, по автострахованию, введя программу сопровождения страховых договоров для «очень занятых» клиентов, когда все необходимые справки и иные документы вместо владельца транспортного средства получают и оформляют сотрудники страховой компании. Другой дополнительный сервис, который понравится клиентам – предоставление в бесплатный прокат автомобиля страхователям, попавшим в ДТП и пока не имеющим возможности сесть за руль своего авто.
Другим конкурентным преимуществом вполне может стать «отточенное» поведение при рассмотрении претензий страхователей, при выплатах возмещений в результате наступления страхового события. Выплаты в срок и в полном объеме - вот на сегодняшний день самое мощное конкурентное преимущество страховой компании.
«Спасти» ситуацию могло бы и жесткое позиционирование страховых компаний, выражение и подчеркивание целевой группы, на которую рассчитаны страховые услуги. Например, страховая компания могла бы заявить себя как компанию для VIP-клиентов.
Текущее
финансовое состояние экономики
России и мира оказывает большое
влияние на устойчивость, а, следовательно,
и на конкурентоспособность
Мероприятия по расширению продаж страховых услуг, должны включать в себя:
– операции на рынке страхования населения, в первую очередь – добровольного страхования автотранспорта, недвижимости и добровольного медицинского страхования физических лиц. Самым крупным сегментом, с точки зрения сборов, останется страхование КАСКО;
– развитие продуктовой линейки – дальнейшее расширение продуктовой линейки по автострахованию, страхованию недвижимости и добровольному медицинскому страхованию и т.п.
– повышение качества обслуживания клиентов.
Основным
конкурентным преимуществом страховых
компаний в период пост кризиса станет
стабильность и ориентированность на
выплату, в то время как по рынку в целом
наблюдается обратная тенденция.
14
3.2
Прогноз развития
страхового рынка
Эксперты не высказывают однозначного мнения о том, как будет развиваться сегмент страхования ответственности. С одной стороны, государственный курс на замену страхованием ответственности ряда процедур лицензирования и допуска к определенным видам деятельности дает основания считать, что страхование ответственности ждет серьезный прирост. С другой, опережающий рост выплат в данном виде страхования длится уже не первый квартал, а с ростом убыточности уменьшается привлекательность этого сегмента для страховщиков. Кроме того, сам специфический характер выплат по ответственности - они могут растянуться на годы и приобрести масштабы, которые трудно заранее предугадать - заставляет относиться к приему таких рисков достаточно осторожно.
Что касается рынка в целом, то недавно был обнародован стратегический прогноз Всероссийского Союза Страховщиков, согласно которому к 2012 г. годовой объем совокупной страховой премии может составить от 1,3 трлн. руб. до 1,6 трлн. руб. (или 2,8-3% ВВП) при выплатах 0,8-0,9 трлн. руб. На практике для достижения таких показателей необходимо выполнение нескольких условий, прежде всего принятие ряда законопроектов и, среди них закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов, и изменение налогового режима по долгосрочному накопительному страхованию жизни. Разумеется, что все озвученные экспертами показатели достижимы при условии макроэкономической стабилизации.
Безусловно, в ближайшие годы возможность получать высокий уровень доходности по инвестициям для страховщиков будет ограничена, и это побудит их максимальное внимание уделять своему непосредственному бизнесу: оптимизировать организацию страхования, повышать уровень рентабельности страховых операций. С практической точки зрения это означает, что у страховых компаний возникнет необходимость установления адекватных страховых тарифов и сокращения расходов на ведение дела. Прежде всего, это коснется расходов, непосредственно не связанных с операционной деятельностью компании, а относящихся к финансированию бэк-офиса, работе обеспечивающих подразделений, развитию персонала и корпоративной культуры. В то же время сложность конъюнктуры и повышенный уровень конкуренции на страховом рынке, в том числе конкуренции со стороны структур, создаваемых крупнейшими международными страховыми конгломератами, не позволит российским страховщикам существенно снижать расходы, непосредственно относящиеся к сфере внешних коммуникаций с потребителями и посредниками.15
Целевая модель страхового рынка предполагает, что к 2020 году национальная система страхования должна преодолеть отмеченные ограничения и достигнуть уровня развития, позволяющего ей эффективно выполнять все основные функции страхования. К 2020 году уровень страховой защиты рисков, традиционно подлежащих страхованию в развитых странах, должен приблизиться к 100%. Высокая доля тяжелой промышленности в ВВП, значительный износ активов промышленных предприятий, неблагоприятные природные условия и ряд других специфических для России факторов дают основания предполагать, что оптимальное соотношение взносов по видам иным, чем страхование жизни, в ВВП должно превышать среднемировой уровень.
Роль обязательных видов страхования в развитии российского страхового рынка должна постепенно снижаться. Совокупная доля обязательных видов страхования к 2020 году не должна превышать 25% от рыночных взносов. Особое внимание необходимо уделить пересмотру механизмов функционирования таких обязательных видов страхования, как ОМС и ОСАГО. Приоритетными направлениями развития российского страхового рынка должны стать построение эффективной системы медицинского страхования, реорганизация системы субсидирования сельскохозяйственного страхования, стимулирование страхования имущества в зонах с повышенной вероятностью наступления природных катастроф и страхования объектов социальной сферы, совершенствование законодательства о возмещении вреда и развитие вмененного страхования ответственности, замена лицензирования ряда видов деятельности вмененным страхованием ответственности, развитие экологического страхования и страхования крупных специфических для России ядерных, космических, военных и прочих рисков.
Чтобы принять возрастающий объем рисков, страховые компании должны значительно увеличить размер собственного удержания за счет роста собственных средств. Совокупный уставной капитал российских страховых компаний к 2020 году должен достигнуть как минимум 750 млрд. руб., то есть вырасти в 4,4 раза по сравнению с 2009г.
Развитие собственного перестраховочного рынка должно происходить в основном за счет специализированных перестраховщиков. На российском перестраховочном рынке должны появиться крупные игроки (частично поддерживаемые за счет государства – "китайский вариант"), способные брать на себя крупные риски. Российский перестраховочный рынок к 2020 году должен стать перестраховочным центром стран СНГ. Взносы по входящему перестрахованию должны расти опережающими темпами, прогноз на 2020 год – 750 млрд. руб.
Рост
количественных показателей рынка
должен сопровождаться развитием его
инфраструктуры, повышением его надежности
и транспарентности, совершенствованием
регулирования и законодательной базы.
Активизация борьбы с демпингом должна
происходить на фоне нейтрализации институциональных
барьеров, препятствующих развитию свободной
конкуренции.16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители компаний находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности компаний, основанный на стратегиях конкуренции. Следует заметить, что данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ, но не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.
Страховой
рынок выполняет регулирующую функцию
при условии существования
Основные факторы, определяющие уровень конкуренции в отрасли, объединены в группы:
1. Ситуация в отрасли
2.
Влияние потенциальных
3. Влияние покупателей
При этом страховая компания может влиять на конкуренцию посредством факторов:
–
технического обслуживания: уровня обслуживания
страхователей и договоров
– уровня культуры, качества работы с клиентами страховой компании.
Путями
развития и совершенствования
– Сохранение суверенитета российского страхового рынка;
– Повышение уровня неценовой конкуренции;
– Наличие и уровень рейтинга надежности страховых компаний, повышение уровня надежности;
– Поддерживание и укрепление рейтинга популярности;
– Уникальность услуг, а также наличие необычного дополнительного сервиса;
– «Отточенное» поведение при рассмотрении претензий страхователей, при выплатах возмещений в результате наступления страхового события. Выплаты в срок и в полном объеме;
–
Позиционирование страховых компаний,
выражение и подчеркивание
Повышение
конкурентоспособности
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта 2002 г.). Глава 48 "Страхование"
2. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г.)
3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изм. и доп. от 17 июля 1999 г., 2 января 2000 г., 25 октября, 30 декабря, 30 декабря 2001 г., 11 февраля 2002 г.)
4. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.)
5. Концепция развития страхования в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25.09.2002 № 1361-р.) 2004 №8 С. 33-36
Информация о работе Развитие конкуренции на рынке страховых услуг