Развитие конкуренции на рынке страховых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является формирование модели повышения конкурентоспособности российских страховых компаний.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
– с теоретических позиций рассмотреть сущность конкурентоспособности применительно к страховым компаниям;
– определить совокупность факторов, обусловливающих конкурентоспособность страховых компаний;
– разработать предложения по повышению конкурентоспособности деятельности российских страховых компаний;

Содержание

Введение 3
1 Теоретико-методологические основы исследования конкуренции российских страховых компаний 5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности страховых компаний 5
1.2 Методика анализа финансового положения российских страховщиков 9
2 Анализ конкуренции рынка страховых услуг 13
2.1 Состояние конкуренции на рынке страховых услуг 13
2.2 Анализ основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции страховых компаний 16
3 Перспективы развития конкуренции страховых компаний 21
3.1 Пути повышения конкурентоспособности страхования 21
3.2 Прогноз развития страхового рынка 25
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Приложение

Работа состоит из  1 файл

развитие конкуренции.doc

— 347.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, появляется возможность оценить  значимость факторов по степени проявления их признаков на страховом рынке  и сделать заключение об общем  уровне конкуренции на данном рынке. 

     Проанализируем  характер влияющих факторов, входящих в группу "ситуация в отрасли". Сейчас рассмотрим теоретическую базу для дальнейшего анализа уровня конкуренции на российском страховом  рынке.

     Число и мощность страховых фирм, конкурирующих  на рынке, в наибольшей мере определяют уровень конкуренции.

     Наличие на рынке большого числа конкурирующих  страховых компаний, имеющих высокую  степень диверсификации услуг, свидетельствует  о невозможности ухода в "нишу", то есть ухода от конкурентной борьбы посредством специализации в каких-то страховых услугах. Таким образом, высокая степень унификации страховых услуг в отрасли действует в сторону понижения конкуренции на исследуемом рынке. 

     Изменение платежеспособного спроса на рынке  усиливает или ослабляет действие первых двух факторов. Действительно, увеличение объема смягчает, а уменьшение, наоборот - обостряет конкуренцию на рынке.9

     Барьеры проникновения на рынок тесно  связаны с предыдущим фактором и  действуют в прямо противоположном  направлении, то есть повышение барьеров способствует снижению конкуренции и наоборот. Это обусловлено потребностью в значительных инвестициях, необходимостью приобретения специальных знаний и квалификации и т.п. Барьеры проникновения тем выше, чем больше дифференциация по видам страхового продукта и другим факторам. В этом случае действующие страховые компании имеют преимущества перед вновь появляющимися конкурентами в силу их престижа и опыта. 

     Стратегии конкурирующих страховых компаний, действующих на рынке, рассматриваются  с целью выявить различия и общность стратегических установок конкурентов. Так, если большинство страховых компаний придерживается одной и той же стратегии, то уровень конкуренции повышается. Напротив, если большинство компаний придерживается различных стратегий, уровень конкуренции относительно понижается. 10

     Привлекательность рынка данного продукта значительно  определяет уровень конкуренции. Например, резкое расширение спроса вызывает бурный приток конкурентов. Теперь рассмотрим, каким образом сказывается на уровне конкуренции в отрасли влияние потенциальных конкурентов. 

     Серьезность этой угрозы зависит от величины барьеров, то есть тех трудностей и издержек, которые приходится преодолевать "новичку" по сравнению со "старожилами" отрасли. 

     Факторами, снижающими давление со стороны новых конкурентов, являются: потребность в начальном капитале для проникновения в отрасль; эффективный масштаб реализации страхового продукта, временно не достижимый для новичка; затрудненный доступ к каналам распределения и т.п.

     Покупатели  в большой степени могут влиять на силу конкуренции в отрасли. Эта  сила возрастает в следующих случаях:

     продукция стандартизирована и не дифференцирована;

     покупаемые  страховые продукты не занимают важного  места в приоритетах покупателя;

     покупатель имеет хорошую информацию обо всех возможных страховых компаниях.

     Влияние покупателей ослабевает при расширении границ отраслевого рынка, дифференциации и специализации продукта, координации  усилий производителей страховых продуктов, отсутствии товаров-заменителей.  

     Сегодня в России все большую популярность приобретает идея объединения продаж розничных банковских, инвестиционных и страховых услуг в одном  месте. Преимущества ее очевидны: для  клиентов это существенная экономия времени, а для интегрирующихся  компаний увеличение сбыта. Однако тестирование концепций новых каналов продвижения финансовых услуг показало, что для их успеха потребуется немало образовательных усилий.

     Параллельно с традиционными каналами сбыта  страховых продуктов, страховщики  стали находить и альтернативные, прежде всего рассчитанные на розницу. Одним из них стали продажи через Интернет. Развитие этого канала продаж обусловлено в первую очередь ростом числа пользователей сети в России. 11

     Основное  преимущество такого канала сбыта - снижение издержек где-то процентов на 30. Во-первых, онлайновые продажи обходятся компаниям. дешевле агентских по комиссионной нагрузке. Во-вторых, Интернет позволяет экономить время сотрудников компании. На сайте выложена вся нужная информация о продукте, и это минимизирует количество вопросов клиента. Кроме того, страхователь берет на себя и часть работы, связанной с оформлением документов: он сам заполняет через Интернет заявление на страхование в электронном виде. При традиционных же схемах продаж заявление заполняется от руки, а специалист затем заносит данные в информационную систему компании.

     Однако  есть причины, которые тормозят развитие распространения страховых полисов  через Интернет в России. Наиболее очевидные - это достаточно низкая страховая  культура населения и концентрация пользователей сети только в крупных городах.

     Одними  из основных факторов, которые обуславливают  уровень конкуренции на страховом  рынке являются факторы, которые  определяют принятие решения о страховании. Такими факторами являются, с одной  стороны, высокая оценка страхуемого риска (чувствительность к риску), качество страхового продукта, а, с другой стороны, его цена.12

     Значимость  свойств страхового продукта для  страхователей — физических лиц  — по результатам социологических  исследований приведена в таблице 1.

     Схема сбора и обработки информации о страховых компаниях-конкурентах  представлена в приложении В.  

     Таблица 1 - Значимость свойств страхового продукта для населения (%) 

     Свойства      Доля  респондентов, называющих этот фактор в числе важных
     Надежность  страховой компании      76,2%
     Понятность  условий страхования      14,7%
     Качество  обслуживания      8,0%
     Ассортимент страховых услуг      7,1%
     Известность СК      6,5%
     Бесплатные  консультации      3,1%
     Близость  СК к месту жительства страхователя      2,6%
     Качество  рекламы      1,0%
 
 
 
 
 
 

     3 ПЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  КОНКУРЕНЦИИ СТРАХОВЫХ  КОМПАНИЙ  

     3.1 Пути повышения  конкурентоспособности  страхования 

     Необходимо  способствовать сохранению суверенитета российского страхового рынка. Низкий уровень капитализации российского  страхового рынка на фоне высоких темпов роста объема совокупных взносов вызывает повышенный интерес иностранных компаний-конкурентов к российскому страховому рынку. Доля иностранного участия в УК российских страховщиков увеличиваются.

     Высокая доля иностранных инвестиций в капитале страховых компаний формирует зависимость российского страхового сектора и всей национальной экономики от международного капитала. Так, завышение страховых тарифов при страховании предприятий, работающих в стратегических для России отраслях, может привести к снижению конкурентоспособности их товаров на мировом рынке.

     Сохранение  суверенитета российского страхового рынка (меры):

     –   Препятствие допуску филиалов иностранных  страховых компаний;

     – Ограничение рыночной доли российских страховых компаний с иностранным участием на уровне не выше 30%;

     –  Снижение порогового значения доли участия  иностранного капитала в компаниях, осуществляющих ряд стратегических для государства видов страхования  с 49 до 24%;

     – Установление требований по надежности и контролю деятельности филиалов иностранных страховых компаний (в случае начала их работы на российском страховом рынке).

     Необходимо  способствовать развитию неценовой  конкуренции на страховом рынке  за счет нейтрализации различных  институциональных барьеров и выработки четких критериев аккредитации и конкурсного отбора. Свободная конкуренция на российском страховом рынке ограничена целым рядом неформальных барьеров. Процедура аккредитации при банках и механизм проведения конкурсного отбора предприятиями страховых компаний во многих случаях являются непрозрачными, а их результаты – спорными.

     Проведение  тендеров страховых компаний на основе лишь ценового критерия приводит к  ухудшающему отбору – вытеснению с рынка более надежных страховщиков, предлагающих более качественные страховые продукты.

     Несовершенство  процедур проведения тендеров и аккредитации при банках способствуют снижению эффективности  операций страхования. Отсутствие четко  проработанной законодательной  регламентации взаимодействия банков и страховых компаний при создании совместных финансовых продуктов вызывает повышенный интерес к природе данного взаимодействия со стороны ФАС и препятствует эффективной работе, как банков, так и страховых компаний.

     Повышение уровня конкуренции (меры):

     – Повышение прозрачности процедур проведения тендеров, расширение использования  неценовых критериев при выборе страховщика;

     – Включение в состав конкурсной документации при проведении тендеров на государственные  и муниципальные заказы требований к надежности и финансовой устойчивости страховщиков;

     – Регламентация взаимоотношений  банков, лизинговых компаний и т.д. и  страховых компаний (открытая аккредитация, основное условие аккредитации –  уровень рейтинга надежности страховой компании);

     – Переориентация деятельности ФАС на борьбу со злоупотреблениями в соглашениях  страховых компаний с их партнерами.

     Формирование  сильного стабильного страхового рынка  не возможно без повышенного внимания страховщиков к уровню их надежности. Уровень надежности российского страхового рынка, несмотря на некоторое его увеличение, все еще оценивается как низкий.

     Надежность  страховых компаний обеспечивается страховщиками не самостоятельно с  учетом требований собственников и  выбора страхователей, а вынужденно во исполнение нормативов. В страховых компаниях отсутствуют самостоятельные подразделения по управлению собственными рисками страховщика.

     Наличие и уровень рейтинга надежности страховых  компаний не в полной мере учитывается  при регулировании, аккредитации или выборе страховщика. Сама деятельность рейтинговых агентств в России находится в правовом вакууме: в российском страховом законодательстве до сих пор нет определения рейтинга надежности, не решены вопросы аккредитации рейтинговых агентств, отсутствует общепринятое сопоставление шкал работающих в России рейтинговых агентств.

     Низкий  уровень надежности российских страховщиков и, соответственно, высокая вероятность  их банкротства способствует созданию предпосылок для развития кризиса  на страховом рынке и падению доверия страхователей к страховым компаниям.

     Повышение уровня надежности (меры):

     –  Требование актуарного аудита;

     – Требование создания  служб  внутреннего  контроля  и  управления рисками  в страховых организациях, включение  в перечень документов соискателя лицензии на осуществление страхования регламента по управлению финансовыми рисками;

     – Повышение требований к надежности компаний, занимающихся социально значимыми  видами страхования;

     – Расширение использования рейтингов  надежности в регулировании;

Информация о работе Развитие конкуренции на рынке страховых услуг