Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является формирование модели повышения конкурентоспособности российских страховых компаний.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
– с теоретических позиций рассмотреть сущность конкурентоспособности применительно к страховым компаниям;
– определить совокупность факторов, обусловливающих конкурентоспособность страховых компаний;
– разработать предложения по повышению конкурентоспособности деятельности российских страховых компаний;
Введение 3
1 Теоретико-методологические основы исследования конкуренции российских страховых компаний 5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности страховых компаний 5
1.2 Методика анализа финансового положения российских страховщиков 9
2 Анализ конкуренции рынка страховых услуг 13
2.1 Состояние конкуренции на рынке страховых услуг 13
2.2 Анализ основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции страховых компаний 16
3 Перспективы развития конкуренции страховых компаний 21
3.1 Пути повышения конкурентоспособности страхования 21
3.2 Прогноз развития страхового рынка 25
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Приложение
Таким образом, появляется возможность оценить значимость факторов по степени проявления их признаков на страховом рынке и сделать заключение об общем уровне конкуренции на данном рынке.
Проанализируем характер влияющих факторов, входящих в группу "ситуация в отрасли". Сейчас рассмотрим теоретическую базу для дальнейшего анализа уровня конкуренции на российском страховом рынке.
Число и мощность страховых фирм, конкурирующих на рынке, в наибольшей мере определяют уровень конкуренции.
Наличие на рынке большого числа конкурирующих страховых компаний, имеющих высокую степень диверсификации услуг, свидетельствует о невозможности ухода в "нишу", то есть ухода от конкурентной борьбы посредством специализации в каких-то страховых услугах. Таким образом, высокая степень унификации страховых услуг в отрасли действует в сторону понижения конкуренции на исследуемом рынке.
Изменение
платежеспособного спроса на рынке
усиливает или ослабляет
Барьеры
проникновения на рынок тесно
связаны с предыдущим фактором и
действуют в прямо
Стратегии
конкурирующих страховых
Привлекательность рынка данного продукта значительно определяет уровень конкуренции. Например, резкое расширение спроса вызывает бурный приток конкурентов. Теперь рассмотрим, каким образом сказывается на уровне конкуренции в отрасли влияние потенциальных конкурентов.
Серьезность этой угрозы зависит от величины барьеров, то есть тех трудностей и издержек, которые приходится преодолевать "новичку" по сравнению со "старожилами" отрасли.
Факторами, снижающими давление со стороны новых конкурентов, являются: потребность в начальном капитале для проникновения в отрасль; эффективный масштаб реализации страхового продукта, временно не достижимый для новичка; затрудненный доступ к каналам распределения и т.п.
Покупатели в большой степени могут влиять на силу конкуренции в отрасли. Эта сила возрастает в следующих случаях:
продукция стандартизирована и не дифференцирована;
покупаемые
страховые продукты не занимают важного
места в приоритетах
покупатель имеет хорошую информацию обо всех возможных страховых компаниях.
Влияние покупателей ослабевает при расширении границ отраслевого рынка, дифференциации и специализации продукта, координации усилий производителей страховых продуктов, отсутствии товаров-заменителей.
Сегодня в России все большую популярность приобретает идея объединения продаж розничных банковских, инвестиционных и страховых услуг в одном месте. Преимущества ее очевидны: для клиентов это существенная экономия времени, а для интегрирующихся компаний увеличение сбыта. Однако тестирование концепций новых каналов продвижения финансовых услуг показало, что для их успеха потребуется немало образовательных усилий.
Параллельно с традиционными каналами сбыта страховых продуктов, страховщики стали находить и альтернативные, прежде всего рассчитанные на розницу. Одним из них стали продажи через Интернет. Развитие этого канала продаж обусловлено в первую очередь ростом числа пользователей сети в России. 11
Основное преимущество такого канала сбыта - снижение издержек где-то процентов на 30. Во-первых, онлайновые продажи обходятся компаниям. дешевле агентских по комиссионной нагрузке. Во-вторых, Интернет позволяет экономить время сотрудников компании. На сайте выложена вся нужная информация о продукте, и это минимизирует количество вопросов клиента. Кроме того, страхователь берет на себя и часть работы, связанной с оформлением документов: он сам заполняет через Интернет заявление на страхование в электронном виде. При традиционных же схемах продаж заявление заполняется от руки, а специалист затем заносит данные в информационную систему компании.
Однако
есть причины, которые тормозят развитие
распространения страховых
Одними из основных факторов, которые обуславливают уровень конкуренции на страховом рынке являются факторы, которые определяют принятие решения о страховании. Такими факторами являются, с одной стороны, высокая оценка страхуемого риска (чувствительность к риску), качество страхового продукта, а, с другой стороны, его цена.12
Значимость свойств страхового продукта для страхователей — физических лиц — по результатам социологических исследований приведена в таблице 1.
Схема
сбора и обработки информации
о страховых компаниях-
Таблица
1 - Значимость свойств страхового продукта
для населения (%)
|
3
ПЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
КОНКУРЕНЦИИ СТРАХОВЫХ
КОМПАНИЙ
3.1
Пути повышения
конкурентоспособности
страхования
Необходимо
способствовать сохранению суверенитета
российского страхового рынка. Низкий
уровень капитализации
Высокая доля иностранных инвестиций в капитале страховых компаний формирует зависимость российского страхового сектора и всей национальной экономики от международного капитала. Так, завышение страховых тарифов при страховании предприятий, работающих в стратегических для России отраслях, может привести к снижению конкурентоспособности их товаров на мировом рынке.
Сохранение суверенитета российского страхового рынка (меры):
– Препятствие допуску филиалов иностранных страховых компаний;
– Ограничение рыночной доли российских страховых компаний с иностранным участием на уровне не выше 30%;
–
Снижение порогового значения доли участия
иностранного капитала в компаниях,
осуществляющих ряд стратегических
для государства видов
– Установление требований по надежности и контролю деятельности филиалов иностранных страховых компаний (в случае начала их работы на российском страховом рынке).
Необходимо способствовать развитию неценовой конкуренции на страховом рынке за счет нейтрализации различных институциональных барьеров и выработки четких критериев аккредитации и конкурсного отбора. Свободная конкуренция на российском страховом рынке ограничена целым рядом неформальных барьеров. Процедура аккредитации при банках и механизм проведения конкурсного отбора предприятиями страховых компаний во многих случаях являются непрозрачными, а их результаты – спорными.
Проведение тендеров страховых компаний на основе лишь ценового критерия приводит к ухудшающему отбору – вытеснению с рынка более надежных страховщиков, предлагающих более качественные страховые продукты.
Несовершенство процедур проведения тендеров и аккредитации при банках способствуют снижению эффективности операций страхования. Отсутствие четко проработанной законодательной регламентации взаимодействия банков и страховых компаний при создании совместных финансовых продуктов вызывает повышенный интерес к природе данного взаимодействия со стороны ФАС и препятствует эффективной работе, как банков, так и страховых компаний.
Повышение уровня конкуренции (меры):
– Повышение прозрачности процедур проведения тендеров, расширение использования неценовых критериев при выборе страховщика;
– Включение в состав конкурсной документации при проведении тендеров на государственные и муниципальные заказы требований к надежности и финансовой устойчивости страховщиков;
– Регламентация взаимоотношений банков, лизинговых компаний и т.д. и страховых компаний (открытая аккредитация, основное условие аккредитации – уровень рейтинга надежности страховой компании);
–
Переориентация деятельности ФАС на
борьбу со злоупотреблениями в
Формирование сильного стабильного страхового рынка не возможно без повышенного внимания страховщиков к уровню их надежности. Уровень надежности российского страхового рынка, несмотря на некоторое его увеличение, все еще оценивается как низкий.
Надежность страховых компаний обеспечивается страховщиками не самостоятельно с учетом требований собственников и выбора страхователей, а вынужденно во исполнение нормативов. В страховых компаниях отсутствуют самостоятельные подразделения по управлению собственными рисками страховщика.
Наличие и уровень рейтинга надежности страховых компаний не в полной мере учитывается при регулировании, аккредитации или выборе страховщика. Сама деятельность рейтинговых агентств в России находится в правовом вакууме: в российском страховом законодательстве до сих пор нет определения рейтинга надежности, не решены вопросы аккредитации рейтинговых агентств, отсутствует общепринятое сопоставление шкал работающих в России рейтинговых агентств.
Низкий уровень надежности российских страховщиков и, соответственно, высокая вероятность их банкротства способствует созданию предпосылок для развития кризиса на страховом рынке и падению доверия страхователей к страховым компаниям.
Повышение уровня надежности (меры):
– Требование актуарного аудита;
– Требование создания служб внутреннего контроля и управления рисками в страховых организациях, включение в перечень документов соискателя лицензии на осуществление страхования регламента по управлению финансовыми рисками;
– Повышение требований к надежности компаний, занимающихся социально значимыми видами страхования;
– Расширение использования рейтингов надежности в регулировании;
Информация о работе Развитие конкуренции на рынке страховых услуг