Развитие конкуренции на рынке страховых услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является формирование модели повышения конкурентоспособности российских страховых компаний.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
– с теоретических позиций рассмотреть сущность конкурентоспособности применительно к страховым компаниям;
– определить совокупность факторов, обусловливающих конкурентоспособность страховых компаний;
– разработать предложения по повышению конкурентоспособности деятельности российских страховых компаний;

Содержание

Введение 3
1 Теоретико-методологические основы исследования конкуренции российских страховых компаний 5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности страховых компаний 5
1.2 Методика анализа финансового положения российских страховщиков 9
2 Анализ конкуренции рынка страховых услуг 13
2.1 Состояние конкуренции на рынке страховых услуг 13
2.2 Анализ основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции страховых компаний 16
3 Перспективы развития конкуренции страховых компаний 21
3.1 Пути повышения конкурентоспособности страхования 21
3.2 Прогноз развития страхового рынка 25
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Приложение

Работа состоит из  1 файл

развитие конкуренции.doc

— 347.00 Кб (Скачать документ)

     Анализ  финансовых результатов страховых  операций российских компаний предполагает сравнение с показателями, признанными в мировой практике в качестве оптимальных или допустимых. Для некоторых коэффициентов в зарубежной практике существует не твердо фиксированное выражение, а их изменение в динамике, пределы изменений в сторону увеличения или уменьшения. Соответственно, сопоставление с ними российских показателей возможно по мере накопления информации за ряд лет. Надо учитывать также, что показатели, характерные для мирового рынка, для российских страховых компаний могут рассматриваться пока как ориентиры, но не как стандарты.

     Методика  может предусматривать анализ общих  итогов деятельности компаний и отдельно итогов без страхования жизни. Сопоставление  таких общих и частных результатов  представляет значительный интерес, более четко показывая последствия диверсификации страховых операций для финансового положения страховщиков.

     При разработке методики один из важнейших  вопросов касается выбора состава показателей, характеризующих различные итоги  страховых операций. Безусловно, чем шире набор показателей, тем надежнее и обоснованнее вывод о финансовом положении страховой компании. Вместе с тем, именно множественность неравнозначных показателей может затруднять практическое использование методики. Все дело в том, кому она адресуется. Конечно, сами страховщики заинтересованы в детальном анализе результатов своей деятельности. Но внимание страхователей (нынешних и будущих), акционеров и учредителей компании следует сосредоточить на ключевых показателях, характеризующих финансовую устойчивость страховой компании.

     Ориентация  на внутреннее и внешнее использование  результатов анализа обусловливает  выделение двух групп оценочных  показателей – основных и дополнительных. Первая группа – это главные конечные показатели, характеризующие важнейшие итоги финансовой деятельности страховщика. Они важны для страхователей и акционеров страховой компании. Вторая группа включает показатели, раскрывающие составные факторы итоговой деятельности или выявляющие иные существенные стороны работы страховых компаний.

     К числу основных показателей (коэффициентов) могут быть отнесены: коэффициенты платежеспособности, коэффициенты доходов  и коэффициенты издержек.

     Коэффициенты  платежеспособности характеризуют  потенциальные возможности использования  собственного капитала страховой компании для покрытия ее обязательств и включают показатели:

     – отношение собственного капитала страховой  компании к нормативному (минимальному) размеру свободных активов;

     – отношение собственного капитала к  фактическому размеру свободных  активов;

     – отношение собственного капитала к  страховым резервам (за вычетом доли перестраховщиков) и прочим обязательствам.

     Коэффициенты  доходов позволяют определить главные  источники их роста и включают показатели:

     – прирост страховой премии;

     – отношение прибыли (до вычета налога на прибыль) или убытка к собственному капиталу;

     – отношение прибыли от инвестиций к инвестированным активам.

     Третья  группа основных коэффициентов (коэффициенты издержек) характеризует уровень  главных расходов страховых компаний:

     – уровень убыточности с учетом перестрахования;

     – отношение расходов на ведение дела к страховой премии;

     – собственное удержание страховщика (отношение нетто-премия ко всей поступившей  премии).

     В качестве дополнительных коэффициентов  могут быть приняты показатели  такие как, например, отношение собственного капитала к страховым резервам (за вычетом доли перестраховщиков); отношение инвестированных активов к общим активам и т.п.

     Финансовый  анализ, проведенный на основе описанной  методики, показывает, что для многих российских страховых компаний характерна низкая ликвидность активов, убыточность ниже допустимого уровня. В то же время, расходы на ведение дела (трансакционные издержки) существенно выше средних мировых показателей.

     Анализ  финансового положения страховых компаний, базирующийся на их официальной отчетности, может служить основой для формирования так называемого дистанционного рейтинга. Завершающей стадией определения рейтинга должна стать оценка управленческой политики и кадрового потенциала страховой компании, структуры периферийных филиалов (отделений) и эффективности их взаимодействия со штаб-квартирой. Необходимо рассмотреть общую политику страховой компании, порядок разработки бизнес-плана и контроль за ходом его реализации, механизм сбора, обработки и оценки страховой информации. Это требует тщательного анализа работы непосредственно в страховой компании. Очевидно на такой шаг могут пойти компании, имеющие хорошие результаты анализа финансового положения. Только они могут рассчитывать на положительный рейтинг.

     Учитывая  результаты анализа финансового  положения, а также несопоставимость многих характеристик деятельности по российским и международным стандартам, правомерно ставить вопрос о двух рейтингах российских страховщиков – национальном и международном. Такое составление двух рейтингов отражало бы наличие сохраняющейся специфики развития российских страховых компаний, к которым нельзя в полной мере применять сложившиеся критерии мирового рынка.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ  РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ 

     2.1 Состояние конкуренции  на рынке страховых  услуг 

     Сегодня российское страхование можно в  полной мере считать сформировавшимся и полноправным элементом рыночной инфраструктуры, устойчивым к возможным  временным экономическим трудностям и имеющим потенциал дальнейшего роста.

     По  большинству видов страхования  в среднем примерно половина сборов обеспечена десятком компаний-лидеров  соответствующего сегмента.

     По  результатам 2009г. лидером российского  страхового рынка по совокупной величине страховых взносов является система Росгосстраха. На втором месте «Ингосстрах», далее такие компании как «СОГАЗ», «РЕСО - Гарантия», «РОСНО», «МСК» и др.

     Кроме того, в рамках исследования рейтинговое  агентство «Эксперт РА» выявило  лидеров падения и роста на страховом рынке в различных разрезах.

     Лидеры  падения:

     – по типу компаний: кэптивные компании;

     – по видам страхования: страхование  автокаско (-13,2 млрд. руб.),  ДМС(-4,0 млрд. руб.), страхование от несчастных случаев  и болезней (-3,2 млрд. руб.), страхование  грузов (-2,1млрд. руб.).

     – по географии: региональный рынок.

     Лидеры  роста:

     – по типу компаний: крупные универсальные  страховщики федерального уровня;

     – по видам страхования: страхование  авиационных рисков,  ДСАГО, СМР  и ОСАГО;

     – по географии: московский рынок5

     На  страховом рынке по состоянию  на конец 1995 г. имелось 2745 страховых  организаций, к настоящему времени  их число сократилось в 3,37 раза; число  страховых брокеров на пике составляло свыше 1,3 тыс., к настоящему времени  оно уменьшилось почти в 10,5 раза.

     Сокращение  числа страховых организаций  являлось следствием стойкого превышения числа отозванных лицензий над числом выданных с 1996 г. При этом среди причин отзыва лицензий - не только нарушения  страхового законодательства, но и  добровольный отказ страховщика от страховой деятельности или отдельных ее видов, в том числе и в результате присоединения к другой страховой организации. Так или иначе, клиентский портфель ликвидируемых страховщиков передается их более крупным конкурентам, за редким исключением, не в порядке его организованной передачи с сохранением действующих обязательств, а путем заключения нового договора.6

     Уходящий  кризис сказывается на платежеспособности постоянных и потенциальных клиентов страховых компаний. Либо появляются финансовые проблемы, либо в условиях снижения доходов меняются приоритеты расходов. Страхование для многих может стать той статьей бюджета, от расходов по которой можно безболезненно отказаться до лучших времен. Влияние кризиса на организацию продаж представлено в приложении А.

     Страхователи - юридические испытывать на себе последствия  кризиса с разных сторон: исчезает кредитный инструмент для увеличения оборотов и наращивания прибыли, падает спрос на производимые товары и услуги. Эти и другие факты  вынуждают компании оптимизировать расходы, в том числе сокращать социальные пакеты персонала (ДМС, НС и т.п.).

     В других сегментах корпоративного страхования  возникают схожие тенденции сжатия: из-за кризиса ликвидности постоянные корпоративные страхователи прекращают уплачивать страховую премию и либо прекращают страховаться, либо выбирают более бюджетные варианты.

     Сжатие  корпоративного страхования по своему влиянию похоже на обвал кредитного страхования. В дополнение можно  отметить обостряющуюся конкуренцию  за лучших продавцов на рынке. Ответной мерой должен стать качественный аудит системы мотивации лучших продавцов, а также процессов взаимодействия с ними. Для удержания лучших продавцов и их привлечения нужно создать такую систему, при которой им будет наиболее выгодно и удобно работать именно в вашей страховой компании. В условиях жесткой конкурентной борьбы, развернувшейся за сжимающийся клиентский сегмент, возникает необходимость повышения агрессивности страховых продаж, что также должно вылиться в создание штата проактивных продавцов, лучших на рынке.7

     Пока, несмотря на все усилия страховщиков, подавляющее большинство физических лиц по-прежнему не интересуют страховые  услуги. Не помогают ни маркетинговые  ходы, ни демпинг, и даже введение новых  видов обязательного страхования  не смогло повысить общую привлекательность страхования как такового. И сегодня страховые компании ищут хотя бы возможность отличиться от других, обратить на себя внимание потенциальных клиентов.

     В любом случае, в создавшихся условиях страховая компания должна выйти за рамки универсальной организации.

     К сожалению, дальше разовых и несложных  маркетинговых ходов дело не идет. В результате страхователь оказывается  один на один с проблемой выбора страховой компании. Однако при выборе страховой организации частными лицами одним из главных критериев все же остается величина компании.  
 
 

     2.2 Анализ основных  факторов, обуславливающих  интенсивность конкуренции  страховых компаний 

     Основным  этапом анализа конкуренции на страховом  рынке является оценка степени подверженности рынка процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции. 

     Поскольку конкурентная среда формируется  не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, для анализа конкуренции  на рынке в соответствии с моделью М.Портера учитываются следующие группы факторов:

     соперничество среди конкурирующих на данном рынке  операторов ("центральный ринг") - ситуация в отрасли;

     конкуренция со стороны услуг, являющихся заменителями - влияние услуг-заменителей;

     угроза появления новых конкурентов - влияние потенциальных конкурентов;

     позиции потребителей, их экономические возможности - влияние покупателей.

     Каждая  из рассматриваемых сил конкуренции  может оказывать различное как  по направлению, так и по значимости воздействие на ситуацию в отрасли, а их суммарное воздействие в итоге определяет характеристики конкурентной борьбы в отрасли, прибыльность отрасли, место фирмы на рынке и ее успешность.8 

     Основные  факторы, определяющие уровень конкуренции  в отрасли, объединенные в группы, а также признаки их проявления представлены в приложении Б.

Информация о работе Развитие конкуренции на рынке страховых услуг