Основными задачами уполномоченного
органа являются:
1) осуществление государственных
полномочий, определенных Законом
«О Региональном финансовом центре
города Алматы»;
2) дальнейшее развитие
финансового центра.
Функциями уполномоченного
органа являются:
- государственная регистрация (перерегистрация) юридических лиц – участников финансового центра;
- аккредитация участников финансового центра;
- ходатайство о выдаче виз иностранцам и лицам без гражданства, прибывающим на территорию Республики Казахстан для осуществления деятельности в финансовом центре, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
- содействие участникам финансового центра в подборе работников;
- разъяснение участникам финансового центра их прав и обязанностей;
- государственный контроль за соблюдением участниками финансового центра законодательства Республики Казахстан о труде;
- представительство финансового центра в государственных органах и иных организациях;
- ведение государственного реестра участников финансового центра;
- учет иностранцев и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность в финансовом центре, и ежеквартальное предоставление информации о привлечении иностранной рабочей силы в местный исполнительный орган города Алматы по форме, установленной центральным исполнительным органом, координирующим реализацию государственной политики в сфере занятости населения;
- разработка и реализация мероприятий по развитию финансового центра [21, 195].
- содействие улучшению инфраструктуры рынка ценных бумаг.
В целях реализации своих
задач и функций уполномоченный
орган обладает следующими полномочиями:
- выдавать свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, статистические карточки, свидетельства налогоплательщика;
- выдавать свидетельства об аккредитации в качестве участника финансового центра;
- утверждать правила государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц – участников финансового центра;
- утверждать правила аккредитации в качестве участника финансового центра;
- выступать от имени финансового центра в отношениях с третьими лицами;
- взаимодействовать с государственными органами и иными организациями;
- по согласованию с уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций устанавливать требования к эмитентам, чьи ценные бумаги предполагаются к включению или включены в список специальной торговой площадки финансового центра, а также к таким ценным бумагам;
- утверждать перечень рейтинговых агентств, рейтинговые оценки которых признаются уполномоченным органом;
- устанавливать требования к рейтинговым оценкам ценных бумаг и их эмитентов для допуска на специальную торговую площадку финансового центра;
- возмещать затраты на аудит эмитентов финансовых инструментов, допущенных на специальную торговую площадку финансового центра, в размере и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан;
- для допуска финансовых инструментов на специальную торговую площадку финансового центра утверждать квалификационные требования к аудиторским организациям по согласованию с уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и уполномоченным государственным органом по регулированию в области аудиторской деятельности и контролю за деятельностью аудиторских и профессиональных аудиторских организаций;
- устанавливать перечень фондовых бирж, признаваемых финансовым центром;
- заключать соглашения с фондовыми биржами иностранных государств по вопросам взаимодействия с финансовым центром;
- проводить проверки на предмет соблюдения участниками финансового центра законодательства Республики Казахстан о труде.
Государственные органы Республики
Казахстан, функции которых по отношению
к участникам финансового центра
Законом «О Региональном финансовом
центре города Алматы» передаются уполномоченному
органу, осуществляют взаимодействие
с уполномоченным органом на основании
совместных приказов.
Уполномоченный орган
вправе запрашивать у государственных
органов информацию, необходимую
для осуществления своих функций.
Уполномоченный орган
предоставляет информацию о деятельности
финансового центра государственным
органам Республики Казахстан в
порядке, предусмотренном законодательством
Республики Казахстан.
Иные полномочия государственных
органов в отношениях с уполномоченным
органом осуществляются в соответствии
с законодательными актами Республики
Казахстан.
Участниками финансового
центра являются профессиональные участники
рынка ценных бумаг, обладающие:
- свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, выданным уполномоченным органом, либо свидетельством об аккредитации в качестве участника финансового центра;
- лицензией на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности, выданной уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Участниками финансового
центра не являются:
- банки;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по инвестиционному управлению пенсионными активами;
- накопительные пенсионные фонды.
Участники финансового центра
вправе осуществлять иные виды деятельности
с учетом условий и порядка
совмещения видов профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг,
устанавливаемых нормативными правовыми
актами уполномоченного государственного
органа по регулированию и надзору
финансового рынка и финансовых
организаций [22, c.423].
Участники финансового центра
вправе заключать сделки с финансовыми
инструментами:
- на специальной торговой площадке финансового центра;
- на фондовых биржах, в том числе иностранных;
- на неорганизованном рынке ценных бумаг.
Обязательным условием государственной
регистрации участника финансового
центра и аккредитации в качестве
участника финансового центра уполномоченным
органом является наличие постоянно
действующего органа юридического лица
на территории города Алматы.
Специальной торговой площадкой
финансового центра является торговая
площадка фондовой биржи, функционирующей
на территории города Алматы и определяемой
уполномоченным органом, на которой
участники финансового центра осуществляют
торги финансовыми инструментами.
Торги финансовыми инструментами
на специальной торговой площадке финансового
центра могут осуществлять лица, указанные
в пункте 2 статьи 11 Закона «О Региональном
финансовом центре города Алматы», обладающие
лицензией на осуществление брокерской
и (или) дилерской деятельности, выданной
уполномоченным государственным органом
по регулированию и надзору финансового
рынка и финансовых организаций.
Правила организатора торгов,
принимаемые в отношении специальной
торговой площадки финансового центра,
подлежат согласованию с уполномоченным
органом и с уполномоченным государственным
органом по регулированию и надзору
финансового рынка и финансовых
организаций.
Из приведенного анализа
видно, что особый правовой режим
деятельности профессиональных участников
фондового рынка полностью основывается
на Законе РК «О Региональном финансовом
центре города Алматы».
Таким образом, становиться
ясно, что Региональный финансовый
центр г. Алматы является уникальным
в своем роде органом рынка
ценных бумаг.
3.2 Основные направления
дальнейшего развития рынка ценных
бумаг в РК
Любая человеческая деятельность
на данном этапе развития общества
должна быть регулируема, не является
исключением и рынок ценных бумаг.
В законе «О рынке ценных бумаг»
от 5 марта 1997 года предусматривается
как регулирование деятельности
государственными органами, так и
специальными организациями, функционирующими
на рынке ценных бумаг.
Для начала следует выделить
систему регулирования рынка
ценных бумаг - так называемую регулятивную
инфраструктуру рынка, на данный момент
эта система включает в себя:
- государственные органы регулирования;
- саморегулирующиеся организации;
- законодательные нормы рынка ценных бумаг;
- этику, традиции и обычаи рынка [23, c.89].
Государственное регулирование
рынка ценных бумаг функционирует следующим
образом. Государство выполняет ряд важнейших
функций на рынке ценных бумаг, среди них
можно выделить следующие основные:
- разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
- установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
- контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
- обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
- формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
- контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги.
На сегодняшний день известны
две модели государственного регулирования
рынка ценных бумаг, первая подразумевает,
что государство максимально
активно контролирует и вмешивается
в регуляционный процесс на рынке
и лишь небольшая часть передается
саморегулирующимся организациям. Вторая
модель прямо противоположна первой
- роль государства в регулировании
минимальна и основная доля регулирования
принадлежит участникам рынка. В
большинстве стран мира государство
идет по пути среднего между этими
двумя крайними моделями.
В мировой практике государственное
регулирование рынка ценных бумаг
осуществляется в виде прямого и
косвенного вмешательства уполномоченных
органов в его функционирование.
К основным направлениям прямого
вмешательства относится весь комплекс
законотворческой деятельности представительных
органов и органов исполнительной власти
по проблемам рынка ценных бумаг. Основой
законодательной инфраструктуры фондового
рынка является Указ Президента РК, имеющий
силу закона, "О ценных бумагах и фондовой
бирже" от 21 апреля 1995 года и ряд нормативно-правовых
актов, изданных в соответствии с названным
Указом Правительством РК и НКЦБ:
- "О рынке ценных бумаг", 5 марта 1997 года;
- "О регистрации сделок с ценными бумагами в Республике Казахстан", 5 марта 1997года;
- "Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан", 6 марта 1997 года;
- "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", 6 марта 1997 года [24, 112].
- В систему рычагов косвенного воздействия входят:
- контроль за находящейся в обращении денежной массой и за объемом кредитов с помощью государственного влияния на ставки ссудного процента (ставки рефинансирования);
- налоговая политика государства;
- гарантии правительства по депозитам, кредитам, займам;
- выход государства на рынки ссудных капиталов (эмиссионная деятельность государства), создающий прямую конкуренцию корпорациям;
- внешнеэкономическая политика государства (регулирование операций с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта и т.д.).
Направляющая и регулирующая
роль в деятельности финансовых институтов,
функционирующих на рынке ценных
бумаг, отведена государственным органам.
Регулирующие органы выполняют в
основном 3 функции, направленные на защиту
инвесторов от финансовых потерь. Это,
во-первых, регистрация всех участников
рынка ценных бумаг; во-вторых, обеспечение
всех субъектов экономики достоверной
информацией; и, в-третьих, осуществление
контроля [25].
Национальный банк Республики
Казахстан выполняет своеобразную
роль на рынке ценных бумаг, выступая
одновременно и его профессиональным
участником, активно ведущим операции
с ценными бумагами, и государственным
органом регулирования рынка
ценных бумаг:
1. Являясь по сути агентом
государства по размещению государственных
займов, вправе по согласованию
с Минфином РК участвовать
в регулировании обращения госзаймов,
а также покупать и продавать
ценные бумаги, выпущенные правительством
РК.
2. Выполняет функции депозитария,
клирингового и расчетного центра
по операциям с отдельными
видами государственных ценных
бумаг.
3. В установленном порядке
проводит обязательную экспертизу
проспектов эмиссий ценных бумаг
акционерных банков до их регистрации
в НКЦБ.
Национальный Банк Казахстана
в своей деятельности руководствуется
Конституцией, Законом Республики Казахстан
от 30 марта 1995 года «О Национальном банке
Республики Казахстан» N 2155, а также
Законом Республики Казахстан "О
банках и банковской деятельности в
Республике Казахстан» законодательными
актами Президента Республики Казахстан
и международными договорами, заключенными
Республикой Казахстан.
Национальный Банк Казахстана
подотчетен Президенту Республики Казахстан.
Подотчетность Президенту Республики
Казахстан означает: назначение Президентом
Республики Казахстан с согласия
Парламента Республики Казахстан Председателя
Национального Банка Казахстана;
освобождение его от должности; назначение
на должность и освобождение от должности
Президентом Республики Казахстан
заместителей Председателя Национального
Банка Казахстана по представлению
Председателя Национального Банка
Казахстана; утверждение Президентом
Республики Казахстан структуры
и общей штатной численности,
системы оплаты труда Национального
Банка Казахстана; утверждение Президентом
Республики Казахстан Положения
о Национальном Банке Казахстана;
утверждение Президентом Республики
Казахстан годового отчета Национального
Банка Казахстана; утверждение Президентом
Республики Казахстан концепции
дизайна банкнот и монет национальной
валюты - казахстанского тенге; представление
Национальным Банком Казахстана по вопросам
своей компетенции информации, запрашиваемой
Президентом Республики Казахстан.