Развитие системы малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание

Работа посвящена проблемам и перспективам развития малого бизнеса

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1.Теоретические аспекты малого предпринимательства……………………....6
1.1.Понятие и сущность малого предпринимательства………………………6
1.2.Роль малого бизнеса в экономике………………………………………….8
1.3.Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………….12
2.Анализ развития малого предпринимательства в России и зарубежом……16
2.1.Анализ состояния малого предпринимательства в России……………...16
2.2.Зарубежный опыт развития малого предпринимательства……………...19
2.3.Государственная политика стран Европы по отношению к малым предприятиям…………………………………………………………………….24
3.Направления совершенствования малого бизнеса в России и зарубежом...29
3.1.Проблемы малого бизнеса и перспективы его развития в зарубежных странах…………………………………………………………………………....29
3.2.Государственная поддержка малого бизнеса в РФ……………………....31
3.3.Основные направления совершенствования малого бизнеса в России...33
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложения……………………………………………………………………...41

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 298.00 Кб (Скачать документ)

                                  

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...………3

1.Теоретические аспекты  малого предпринимательства……………………....6

  1.1.Понятие и сущность  малого предпринимательства………………………6

  1.2.Роль малого бизнеса  в экономике………………………………………….8

  1.3.Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………….12

2.Анализ развития малого  предпринимательства в России  и зарубежом……16

  2.1.Анализ состояния  малого предпринимательства в  России……………...16

  2.2.Зарубежный опыт  развития малого предпринимательства……………...19

  2.3.Государственная политика стран Европы по отношению к малым предприятиям…………………………………………………………………….24

3.Направления совершенствования  малого бизнеса в России и  зарубежом...29

  3.1.Проблемы малого  бизнеса и перспективы его  развития в зарубежных странах…………………………………………………………………………....29

  3.2.Государственная поддержка  малого бизнеса в РФ……………………....31

  3.3.Основные направления  совершенствования малого бизнеса  в России...33

Заключение………………………………………………………………………37

Список литературы………………………………………………………………39

Приложения……………………………………………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                3

ВВЕДЕНИЕ



         

            Развитие малого бизнеса последние несколько лет провозглашается как одно из важнейших направлений государственного регулирования. С ним связывают большие надежды в решении ключевых проблем российской экономики: развитие производства и торговли, создание новых рабочих мест, обеспечение значительных платежей в бюджет путем расширения налогооблагаемой базы за счет роста предпринимательской активности в этом секторе.

Малое предпринимательство выполняет  основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства, решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Вместе с тем существуют особенности функционирования малых предприятий, обусловленные закономерностями и тенденциями социально-экономического развития и рыночного хозяйствования. Среди них -возможность гибкого реагирования на изменения конъюнктуры рынка, быстрый переход на новые виды товаров и услуг, эффективность использования сырья и трудовых ресурсов, отходов производства и т.д. Малые предприятия призваны содействовать ускорению внедрения научно-технических достижений. Они позволяют вовлечь в производство высвобождаемых при переходе к регулируемой рыночной экономике рабочих, уменьшить безработицу. Малые предприятия вносят значительный вклад в развитие экономики регионов, способствуют формированию стабильных налоговых поступлений в бюджет всех уровней.

Размеры     предприятий     зависят     от     специфики     отраслей,     их

 

4

технологических особенностей, от действия эффекта  масштабности. Есть отрасли, связанные  с высокой капиталоемкостью и  значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а, напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.

Для современной экономики характерна сложная комбинация разных по масштабам  производств: крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями (что невыгодно крупным фирмам); исключением лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

           Актуальность темы исследования  очевидна в современных экономических условиях, так как развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики,      поскольку     развивается      конкурентная      среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.


Целью курсовой работы является комплексное изучение малого предпринимательства, его характерных черт, зарубежного опыта и проблем.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить  следующие задачи:

  • изучить сущность и критерии малого предпринимательства;
  • проанализировать особенности и проблемы малого бизнеса за рубежом;

 

5

  • охарактеризовать уровень развития малого предпринимательства в России.

Предметом исследования в данной работе являются характерные черты, особенности и проблемы развития малого бизнеса.

Методика исследования предполагает использование как общенаучных методов: анализ, синтез, индукция, дедукция, так и статистических методов: сравнение, группировка.

Информационной  базой для написания работы послужили научные труды таких авторов как: Бусыгин, А.В., Горфинкель, В.Я., Поляк, Г.Б., Швандар,  А., Коноплев, В.А., Лапуста, М.Г., Макаревич, Л.М., Муравьев, А.И., Игнатьев, А.М., Крутик, А.Б., Пелих, А.С., Локтев, С.А., Кузнецов, В.А., Шохин, Е.И., а также периодические издания и статистическая информация.

 

6

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Понятие малого предпринимательства

      Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее [19, с. 47].

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.

Основным субъектом  предпринимательской активности выступает предприниматель. Государство же как субъект предпринимательского процесса может играть различную роль в зависимости от общественных условий, ситуаций, складывающихся в сфере деловой активности, и тех целей, которые ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

  • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;
  • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;
  • ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная        деятельность        государства        вызывает        «взрыв»
  •  

7

предпринимательской активности и приводит к «буму» предпринимательства) [13, с. 118].

Каковы же функции  государства как ускорителя предпринимательского процесса?

Во-первых, государство  берет на себя образовательные функции, т.е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров.

Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей.

В-третьих, государство  обычно также берет на себя функции  создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т.е. всех тех вспомогательных структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и коммерческие организации, одновременно удовлетворяющие следующим требованиям [3, с. 7]:

- Доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25%;

- Доля уставного капитала, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

- Средняя численность работников за отчетный период в зависимости от вида деятельности не превышает предельного уровня: в промышленности -100 человек, строительстве - 100, транспорте - 100, сельском хозяйстве - 60, научно-технической сфере - 60, оптовой торговле - 50, розничной торговле и

 

8

бытовом обслуживании населения - 30 в остальных отраслях и при осуществлении других видов  деятельности - 50 человек..

В случае превышения малым предприятием установленной  численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

В целях налогообложения  данное определение субъектов малого предпринимательства действует с начала 1996 г. - после введения в основные налоговые законы ссылки на Федеральный закон РФ «О поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

 

1.2. Роль малого бизнеса в экономике

 

Рассматривая  роль малого бизнеса в экономике, необходимо отметить, во-первых, что  малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Во-вторых, малый  бизнес способен не только быстро заполнять  ниши, образующиеся в потребительской  сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

В-третьих, малый  бизнес создаёт атмосферу конкуренции.

В-четвертых (и  это, пожалуй, самое главное), малый  бизнес создает ту среду и дух  предпринимательства, без которых  рыночная экономика невозможна [8, с. 57].

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

О том, что малые  предприятия способны в больших  масштабах обеспечивать работой  незанятые трудовые ресурсы, говорит то, что в США в

 

9

мелких  фирмах в 1990 году было сосредоточено40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.

Успех малого бизнеса  в этой области можно объяснить  следующими причинами [23, с. 118].

  1. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях.
  2. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований.
  3. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Развитие  специализации и кооперации вовлекает  мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

В последнее  десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

Важность  малых предприятий еще и в  том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и

 

10

адаптироваться  к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им [16, с. 121].

Массовый выпуск промышленных изделий длительного  потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Информация о работе Развитие системы малого бизнеса