Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа
Работа посвящена проблемам и перспективам развития малого бизнеса
Введение…………………………………………………………………...………3
1.Теоретические аспекты малого предпринимательства……………………....6
1.1.Понятие и сущность малого предпринимательства………………………6
1.2.Роль малого бизнеса в экономике………………………………………….8
1.3.Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………….12
2.Анализ развития малого предпринимательства в России и зарубежом……16
2.1.Анализ состояния малого предпринимательства в России……………...16
2.2.Зарубежный опыт развития малого предпринимательства……………...19
2.3.Государственная политика стран Европы по отношению к малым предприятиям…………………………………………………………………….24
3.Направления совершенствования малого бизнеса в России и зарубежом...29
3.1.Проблемы малого бизнеса и перспективы его развития в зарубежных странах…………………………………………………………………………....29
3.2.Государственная поддержка малого бизнеса в РФ……………………....31
3.3.Основные направления совершенствования малого бизнеса в России...33
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложения……………………………………………………………………...41
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические аспекты
малого предпринимательства…………
1.1.Понятие и сущность
малого предпринимательства…………
1.2.Роль малого бизнеса в экономике………………………………………….8
1.3.Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………….12
2.Анализ развития малого предпринимательства в России и зарубежом……16
2.1.Анализ состояния малого предпринимательства в России……………...16
2.2.Зарубежный опыт
развития малого
2.3.Государственная политика
стран Европы по отношению к малым предприятиям………………………………………………
3.Направления
3.1.Проблемы малого
бизнеса и перспективы его
развития в зарубежных странах…
3.2.Государственная поддержка
малого бизнеса в РФ……………………...
3.3.Основные направления
совершенствования малого
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
3
ВВЕДЕНИЕ
Развитие малого бизнеса последние несколько лет провозглашается как одно из важнейших направлений государственного регулирования. С ним связывают большие надежды в решении ключевых проблем российской экономики: развитие производства и торговли, создание новых рабочих мест, обеспечение значительных платежей в бюджет путем расширения налогооблагаемой базы за счет роста предпринимательской активности в этом секторе.
Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства, решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Вместе с тем существуют особенности функционирования малых предприятий, обусловленные закономерностями и тенденциями социально-экономического развития и рыночного хозяйствования. Среди них -возможность гибкого реагирования на изменения конъюнктуры рынка, быстрый переход на новые виды товаров и услуг, эффективность использования сырья и трудовых ресурсов, отходов производства и т.д. Малые предприятия призваны содействовать ускорению внедрения научно-технических достижений. Они позволяют вовлечь в производство высвобождаемых при переходе к регулируемой рыночной экономике рабочих, уменьшить безработицу. Малые предприятия вносят значительный вклад в развитие экономики регионов, способствуют формированию стабильных налоговых поступлений в бюджет всех уровней.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их
4
технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а, напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.
Для
современной экономики
Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями (что невыгодно крупным фирмам); исключением лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Актуальность темы
Целью курсовой работы является комплексное изучение малого предпринимательства, его характерных черт, зарубежного опыта и проблем.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
5
Предметом исследования в данной работе являются характерные черты, особенности и проблемы развития малого бизнеса.
Методика исследования предполагает использование как общенаучных методов: анализ, синтез, индукция, дедукция, так и статистических методов: сравнение, группировка.
Информационной базой для написания работы послужили научные труды таких авторов как: Бусыгин, А.В., Горфинкель, В.Я., Поляк, Г.Б., Швандар, А., Коноплев, В.А., Лапуста, М.Г., Макаревич, Л.М., Муравьев, А.И., Игнатьев, А.М., Крутик, А.Б., Пелих, А.С., Локтев, С.А., Кузнецов, В.А., Шохин, Е.И., а также периодические издания и статистическая информация.
6
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Понятие малого
Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее [19, с. 47].
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Государство же как субъект предпринимательского процесса может играть различную роль в зависимости от общественных условий, ситуаций, складывающихся в сфере деловой активности, и тех целей, которые ставит перед собой государство.
В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
7
предпринимательской активности и приводит к «буму» предпринимательства) [13, с. 118].
Каковы же функции государства как ускорителя предпринимательского процесса?
Во-первых, государство берет на себя образовательные функции, т.е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров.
Во-вторых, государство поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей.
В-третьих, государство обычно также берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т.е. всех тех вспомогательных структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и коммерческие организации, одновременно удовлетворяющие следующим требованиям [3, с. 7]:
- Доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25%;
- Доля уставного капитала, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
- Средняя численность работников за отчетный период в зависимости от вида деятельности не превышает предельного уровня: в промышленности -100 человек, строительстве - 100, транспорте - 100, сельском хозяйстве - 60, научно-технической сфере - 60, оптовой торговле - 50, розничной торговле и
8
бытовом обслуживании населения - 30 в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек..
В случае превышения малым предприятием установленной численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
В целях налогообложения данное определение субъектов малого предпринимательства действует с начала 1996 г. - после введения в основные налоговые законы ссылки на Федеральный закон РФ «О поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
1.2. Роль малого бизнеса в
Рассматривая роль малого бизнеса в экономике, необходимо отметить, во-первых, что малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.
Во-вторых, малый бизнес способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
В-третьих, малый бизнес создаёт атмосферу конкуренции.
В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), малый бизнес создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна [8, с. 57].
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы, говорит то, что в США в
9
мелких
фирмах в 1990 году было сосредоточено40%,
а в Германии 49% всей рабочей силы.
В этом заключается социальная роль
предприятий мелкого предприним
Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами [23, с. 118].
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.
Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.
В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.
Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и
10
адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им [16, с. 121].
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.