Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа
Работа посвящена проблемам и перспективам развития малого бизнеса
Введение…………………………………………………………………...………3
1.Теоретические аспекты малого предпринимательства……………………....6
1.1.Понятие и сущность малого предпринимательства………………………6
1.2.Роль малого бизнеса в экономике………………………………………….8
1.3.Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………….12
2.Анализ развития малого предпринимательства в России и зарубежом……16
2.1.Анализ состояния малого предпринимательства в России……………...16
2.2.Зарубежный опыт развития малого предпринимательства……………...19
2.3.Государственная политика стран Европы по отношению к малым предприятиям…………………………………………………………………….24
3.Направления совершенствования малого бизнеса в России и зарубежом...29
3.1.Проблемы малого бизнеса и перспективы его развития в зарубежных странах…………………………………………………………………………....29
3.2.Государственная поддержка малого бизнеса в РФ……………………....31
3.3.Основные направления совершенствования малого бизнеса в России...33
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложения……………………………………………………………………...41
18
Для повышения
эффективности общественного
Рис.2. Распределение малых предприятий России по отраслям
экономики в 2006 г.
Как видно на приведенной диаграмме, практически половина
предприятий малого бизнеса относится к сфере торговли и общественного
питания. Также, достаточно много предприятий в промышленности и
19
строительстве. Обращает внимание малое количество предприятий в сфере бытового обслуживания населения (1,1 % от общего числа малых предприятий), хотя считается, что данная отрасль является одной из наиболее оптимальных.
В тоже время субъектам малого бизнеса свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получения кредитов и др. Конечно недостатки и неудачи субъектов малого бизнеса связаны как с внутренними, так и с внешними причинами, а также с условиями формирования.
Качественные характеристики малого предприятия в рыночной экономике в целом присущи ему и в российских условиях. Совокупность качественных характеристик малого предприятия трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки.
2.2.Зарубежный опыт развития малого предпринимательства
Малый бизнес в странах Европейского Союза и других зарубежных государствах является одним из важных секторов экономики, что объясняется его высоким потенциалом, как в сфере экономического развития, так и в сфере социальной политики.
После
признания необходимости
20
здоровой экономики в Западной Европе главнейшими задачами экономической и социальной политики в этом секторе стали его поддержка и стимулирование. Решение этих задач состоит в создании для них благоприятных условий деятельности. Здесь имеется в виду не приоритет или, точнее, важность малых предприятий перед крупными, а, скорее, устранение барьеров, неблагоприятно влияющих на развитие малых предприятий. Кроме того, политика поддержки малого бизнеса заключается в защищенности всех малых предприятий законодательством и в получении, согласно нормам закона, положенных льгот и поддержки в равной мере. Характеристики сектора малых и средних предприятий (МСП), объекты инфраструктуры малого бизнеса государственного уровня 26 стран (стран ЕС, бывшего Советского Союза, социалистического лагеря, США, Японии) представлены в Приложении 1.
В ряде стран отсутствует четкое деление на виды предприятий в зависимости от численности работников - микро-, малые и средние предприятия, а также разграничение малых и средних предприятий по отношению их к той или иной отрасли народного хозяйства.
В некоторых странах основной критерий отнесения предприятия к малым - численность работающих. К примеру, в Бельгии и Польше предприятие относится к МСП, если численность его работников не превышает 50 человек, в Греции - не более 100 человек, в Дании малые предприятия имеют численность работающих не более 500 человек, в Финляндии к малым предприятиям относятся фирмы, в которых работает от 10 до 249 человек. В Румынии критерий по численности малого предприятия - от 2 до 25 человек, среднего - от 26 до 250 человек. Некоторые страны, а их большинство, имеют несколько критериев отнесения предприятий к малым и средним. Так, в Венгрии введены два критерия отнесения предприятий к микро- и малым предприятиям: критерий по численности и по годовому обороту, аналогично -в Германии, Болгарии, Латвии, на Украине. В Армении, Азербайджане, Узбекистане - два критерия отнесения предприятиям к микро-, малым и средним: по численности и по виду деятельности в отрасли народного
21
хозяйства. В Беларуси, Таджикистане существует определение малого предприятия, а понятие среднего отсутствует [7, с. 154].
В настоящее время при реализации общеевропейских программ поддержки МСП только какая-то определенная часть сектора малого предпринимательства может рассчитывать на участие в этих программах в связи с тем, что до сего времени между европейскими странами существуют различия в определении малых и средних предприятий. Это, в свою очередь, приводит к неравным конкурентным условиям между малыми и средними предприятиями, при привлечении этих предприятий к реализации общеевропейских программ. Европейская Комиссия рассматривает следующее определение микро-, малых и средних предприятий, которые в совокупности составляют сектор МСП в экономике западноевропейских стран:
Таблица 1. Классификация малых предприятий за рубежом
Показатель |
Микропредприятия |
Малые предприятия |
Средние предприятия |
Численность работающих,чел. (max) |
<10 |
<50 |
<250 |
Величина годового оборота, млн. евро, (min) |
- |
7 |
40 |
Величина балансовой стоимости активов, млн. евро, (max) |
- |
5 |
27 |
В соответствии с приведенной классификацией ЕС микро-, малое или среднее предприятие должно отвечать двум критериям: критерию численности и одному из двух финансовых критериев, а также быть экономически независимым. Основной критерий - численность работников предприятия; финансовый критерий необходим для определения реальной значимости предприятия и его позиции среди конкурентов.
Критерий по числу занятых учитывает как полную, так и частичную занятость на предприятии. Статистическое наблюдение, в соответствии с рекомендациями Европейской Комиссии, ведется за следующими группами предприятий [20, с. 67]:
- число занятых (наемных работников) - 0;
22
что годовой оборот предприятий с числом занятых не более 250 человек не превышает 40 млн. евро, в связи с чем целесообразно установление верхней границы по критерию «годовой оборот» не более 40 млн. евро. Второй критерий - «балансовая стоимость активов» МСП - установлен в 27 млн. евро, исходя из последних расчетов, которые показали, что соотношение между годовым оборотом и балансовой стоимостью активов равно 1,5 для МСП.
Итак, малые предприятия играют важную роль во всем мире. Основная масса их - это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая' черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов.
Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в табл.2.
23
Как видно из данной таблицы, вклад малых и средних предприятий в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад в ВВП составляет более 50%.
Таблица 2.
Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах в 2006г.
Страны |
Кол-во МСП (тыс.) |
Кол-во МСП на 1000 жителей |
Занято в МСП (млн.чел) |
Доля МСП в общей численности занятых (%) |
Доля МСП в ВВП (%) |
Великобритания |
2630 |
46 |
13.6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
37 |
18.5 |
46 |
50-52 |
Италия |
3920 |
68 |
16.8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
35 |
15.2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15770 |
45 |
68 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
74.2 |
70.2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6450 |
49.6 |
39.5 |
78 |
52-55 |
Россия |
844 |
5.65 |
8.3 |
13 |
10-11 |
В то
время как для России характерны
как малая численность таких пр
Национальные
особенности оказывают
В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.
В Италии малые и средние компании, число которых превышает
24
средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.
Во
Франции малые и средние фирмы
чаще всего встречаются в аграрно-
В Португалии
малые и средние фирмы
2.3. Государственная
политика стран Европы по
Одна
из наиболее актуальных задач, которые
приходится решать пост
социалистическим экономикам
на этапе перехода к рынку, создание
современной рыночной инфраструктуры
- новых институциональных,
правовых, управленческих
механизмов и инструментов, необходимых
для
нормального развития массового «низового»
предпринимательства' как
главного действующего лица и одновременно
главного объекта процесса
рыночных преобразований. Особенно трудно
складываются механизмы
обслуживания малого бизнеса в финансовой
сфере. Это объясняется не только
общей неблагоприятной
экономической обстановкой, но и - не в
последнюю
очередь оскудением
рыночных традиций,
утратой культуры