Развитие системы малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание

Работа посвящена проблемам и перспективам развития малого бизнеса

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1.Теоретические аспекты малого предпринимательства……………………....6
1.1.Понятие и сущность малого предпринимательства………………………6
1.2.Роль малого бизнеса в экономике………………………………………….8
1.3.Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………….12
2.Анализ развития малого предпринимательства в России и зарубежом……16
2.1.Анализ состояния малого предпринимательства в России……………...16
2.2.Зарубежный опыт развития малого предпринимательства……………...19
2.3.Государственная политика стран Европы по отношению к малым предприятиям…………………………………………………………………….24
3.Направления совершенствования малого бизнеса в России и зарубежом...29
3.1.Проблемы малого бизнеса и перспективы его развития в зарубежных странах…………………………………………………………………………....29
3.2.Государственная поддержка малого бизнеса в РФ……………………....31
3.3.Основные направления совершенствования малого бизнеса в России...33
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложения……………………………………………………………………...41

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 298.00 Кб (Скачать документ)

 

 

18

Для повышения  эффективности общественного производства необходимо стремиться к увеличению малых предприятий в реальном секторе, но для этого необходимо создать соответствующие условия. Если посмотреть на распределение малых  предприятий по отраслям экономики в России, приведенное на рис.2, то можно увидеть, что малый бизнес в первую очередь стремится в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и рентабельность (около 30%), а это - торговля и общественное питание. Есть мнение, что по мере заполнения этого сектора, малый бизнес перейдет и в другие более привлекательные для страны сферы. Но при слабой поддержке государства этот переход может не произойти, поскольку переход в другие сферы связан со значительными затратами и риском.


Рис.2.    Распределение    малых    предприятий    России    по    отраслям

экономики в 2006 г.

Как    видно    на    приведенной    диаграмме,    практически    половина

предприятий малого бизнеса относится к сфере  торговли и общественного

питания.    Также,   достаточно   много   предприятий   в   промышленности   и

 

19

строительстве. Обращает внимание малое количество предприятий в сфере бытового обслуживания населения (1,1 % от общего числа малых предприятий), хотя считается, что данная отрасль является одной из наиболее оптимальных.

В тоже время субъектам малого бизнеса  свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получения кредитов и др. Конечно недостатки и неудачи субъектов малого бизнеса связаны как с внутренними, так и с внешними причинами, а также с условиями формирования.

Качественные  характеристики малого предприятия  в рыночной экономике в целом  присущи ему и в российских условиях. Совокупность качественных характеристик малого предприятия трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки.

 

2.2.Зарубежный опыт развития малого предпринимательства

 

Малый бизнес в странах Европейского Союза  и других зарубежных государствах является одним из важных секторов экономики, что объясняется его высоким потенциалом, как в сфере экономического развития, так и в сфере социальной политики.

После признания необходимости существования  малых предприятий для

 

20

здоровой экономики  в Западной Европе главнейшими задачами экономической и социальной политики в этом секторе стали его поддержка и стимулирование. Решение этих задач состоит в создании для них благоприятных условий деятельности. Здесь имеется в виду не приоритет или, точнее, важность малых предприятий перед крупными, а, скорее, устранение барьеров, неблагоприятно влияющих на развитие малых предприятий. Кроме того, политика поддержки малого бизнеса заключается в защищенности всех малых предприятий законодательством и в получении, согласно нормам закона, положенных льгот и поддержки в равной мере. Характеристики сектора малых и средних предприятий (МСП), объекты инфраструктуры малого бизнеса государственного уровня 26 стран (стран ЕС, бывшего Советского Союза, социалистического лагеря, США, Японии) представлены в Приложении 1.

В ряде стран  отсутствует четкое деление на виды предприятий в зависимости от численности работников - микро-, малые  и средние предприятия, а также  разграничение малых и средних  предприятий по отношению их к  той или иной отрасли народного хозяйства.

В некоторых  странах основной критерий отнесения  предприятия к малым - численность  работающих. К примеру, в Бельгии  и Польше предприятие относится к МСП, если численность его работников не превышает 50 человек, в Греции - не более 100 человек, в Дании малые предприятия имеют численность работающих не более 500 человек, в Финляндии к малым предприятиям относятся фирмы, в которых работает от 10 до 249 человек. В Румынии критерий по численности малого предприятия - от 2 до 25 человек, среднего - от 26 до 250 человек. Некоторые страны, а их большинство, имеют несколько критериев отнесения предприятий к малым и средним. Так, в Венгрии введены два критерия отнесения предприятий к микро- и малым предприятиям: критерий по численности и по годовому обороту, аналогично -в Германии, Болгарии, Латвии, на Украине. В Армении, Азербайджане, Узбекистане - два критерия отнесения предприятиям к микро-, малым и средним:   по   численности   и   по   виду   деятельности   в   отрасли   народного

 

21

хозяйства.    В    Беларуси,    Таджикистане    существует    определение   малого предприятия, а понятие среднего отсутствует [7, с. 154].

В настоящее  время при реализации общеевропейских  программ поддержки МСП только какая-то определенная часть сектора малого предпринимательства может рассчитывать на участие в этих программах в связи с тем, что до сего времени между европейскими странами существуют различия в определении малых и средних предприятий. Это, в свою очередь, приводит к неравным конкурентным условиям между малыми и средними предприятиями, при привлечении этих предприятий к реализации общеевропейских программ. Европейская Комиссия рассматривает следующее определение микро-, малых и средних предприятий, которые в совокупности составляют сектор МСП в экономике западноевропейских стран:

Таблица 1. Классификация малых предприятий за рубежом

 

Показатель

Микропредприятия

Малые предприятия

Средние предприятия

Численность работающих,чел. (max)

<10

<50

<250

Величина  годового оборота, млн. евро, (min)

-

7

40

Величина  балансовой стоимости активов, млн. евро, (max)

-

5

27


В соответствии с приведенной классификацией ЕС микро-, малое или среднее предприятие должно отвечать двум критериям: критерию численности и одному из двух финансовых критериев, а также быть экономически независимым. Основной критерий - численность работников предприятия; финансовый критерий необходим для определения реальной значимости предприятия и его позиции среди конкурентов.

Критерий по числу занятых учитывает как  полную, так и частичную занятость на предприятии. Статистическое наблюдение, в соответствии с рекомендациями Европейской Комиссии, ведется за следующими группами предприятий [20, с. 67]:

- число занятых  (наемных работников) - 0;

 

22

  • число занятых (наемных работников) - от 1 до 9;
  • число занятых (наемных работников) - от 10 до 49;
  • число занятых (наемных работников) - от 50 до 249;
  • число занятых (наемных работников) - от 250 до 499;
  • число занятых (наемных работников) - свыше 500. Относительно финансовых критериев данные Евростата показывают,

что годовой оборот предприятий с  числом занятых не более 250 человек  не превышает 40 млн. евро, в связи с чем целесообразно установление верхней границы по критерию «годовой оборот» не более 40 млн. евро. Второй критерий - «балансовая стоимость активов» МСП - установлен в 27 млн. евро, исходя из последних расчетов, которые показали, что соотношение между годовым оборотом и балансовой стоимостью активов равно 1,5 для МСП.

Итак, малые предприятия играют важную роль во всем мире. Основная масса их - это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

В последние  годы ускорились концентрация и централизация  капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая' черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов.

Малые предприятия  по сравнению с крупными в отдельных  странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в табл.2.

 

23

Как видно из данной таблицы, вклад малых и средних предприятий в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад в ВВП составляет более 50%.

Таблица 2.

Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах в 2006г.

 

Страны

Кол-во МСП (тыс.)

Кол-во МСП на 1000 жителей

Занято  в МСП

(млн.чел)

Доля  МСП в

общей численности занятых (%)

Доля  МСП в ВВП (%)

Великобритания

2630

46

13.6

49

50-53

Германия

2290

37

18.5

46

50-52

Италия

3920

68

16.8

73

57-60

Франция

1980

35

15.2

54

55-62

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

США

19300

74.2

70.2

54

50-52

Япония

6450

49.6

39.5

78

52-55

Россия

844

5.65

8.3

13

10-11


В то время как для России характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых - в Германии и составляет 46%. Для России эта цифра равна 10-11%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются [8, с. 60].

Национальные  особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным  в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

В   Италии   малые   и   средние   компании,   число   которых   превышает

 

24

средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

Во  Франции малые и средние фирмы  чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном  секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых  менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с  числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.

 

2.3. Государственная  политика стран Европы по отношению  к малым предприятиям

 

Одна  из наиболее актуальных задач, которые  приходится решать пост 
социалистическим экономикам на этапе перехода к рынку, создание 
современной рыночной инфраструктуры - новых институциональных, 
правовых, управленческих механизмов и инструментов, необходимых для 
нормального развития массового «низового» предпринимательства' как 
главного действующего лица и одновременно главного объекта процесса 
рыночных преобразований. Особенно трудно складываются механизмы 
обслуживания малого бизнеса в финансовой сфере. Это объясняется не только 
общей неблагоприятной экономической обстановкой, но и - не в последнюю 
очередь оскудением      рыночных      традиций,      утратой      культуры

Информация о работе Развитие системы малого бизнеса