Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа
Работа посвящена проблемам и перспективам развития малого бизнеса
Введение…………………………………………………………………...………3
1.Теоретические аспекты малого предпринимательства……………………....6
1.1.Понятие и сущность малого предпринимательства………………………6
1.2.Роль малого бизнеса в экономике………………………………………….8
1.3.Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………….12
2.Анализ развития малого предпринимательства в России и зарубежом……16
2.1.Анализ состояния малого предпринимательства в России……………...16
2.2.Зарубежный опыт развития малого предпринимательства……………...19
2.3.Государственная политика стран Европы по отношению к малым предприятиям…………………………………………………………………….24
3.Направления совершенствования малого бизнеса в России и зарубежом...29
3.1.Проблемы малого бизнеса и перспективы его развития в зарубежных странах…………………………………………………………………………....29
3.2.Государственная поддержка малого бизнеса в РФ……………………....31
3.3.Основные направления совершенствования малого бизнеса в России...33
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложения……………………………………………………………………...41
Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.
В статье 14 Закона
№ 209-ФЗ установлен заявительный порядок
обращения субъектов
за оказанием поддержки на местах, а также
открытость
процедур поддержки. Однако она не может
быть оказана субъектам малого и
среднего предпринимательства, которые
являются кредитными или страховыми
организациями (за исключением
потребительских кооперативов),
инвестиционным и негосударстве
профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).
Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных
33
ископаемых.
Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.
Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.
Законом также
предусмотрена поддержка
*
3.3. Основные направления совершенствования малого бизнеса в России
Один из основных
и действенных методов
34
Законы РФ и субъектов Федерации устанавливают льготы по налогообложению малых предприятий, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, других учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг, т.е. тех предприятий и организаций, деятельность которых способствует функционированию и развитию малого бизнеса.
В систему налоговых льгот для малых предприятий включается также освобождение от налоговых льгот части прибыли, направленной на финансирование отдельных мероприятий, освобождение от авансовых взносов налога на прибыль, упрощённый порядок налогообложения, а также налоговый инвестиционный кредит.
Льготы для субъектов малого бизнеса в области налогообложения являются наиболее значимым и действенным способом стимулирования малых предприятий.
В настоящее
время в России сложились и
функционируют три системы
Упрощенная
система предлагает замену уплаты всех
установленных законодательство
35
порядок уплаты таможенных платежей, госпошлин, налога на приобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Субъекты малого предпринимательства, работающие по упрощенной системе, освобождаются от уплаты НДС по реализованной ими продукции (услугам, работам), но для них сохраняется необходимость уплат НДС поставщикам товаров, материалов и иного имущества и услуг, использованных ими в своей деятельности. Эти суммы исключаются из базы налогообложения при расчете единого налога по совокупному доходу.
3. Единый налог на вмененный доход.
Альтернативным подходом к налогообложению малого бизнеса является введение единого налога на вмененный доход. Вмененный доход является потенциально возможным доходом организации или предпринимателя.
Основой для его расчета является базовый тариф, например доходность 1 м занимаемой площади или единицы основных средств (1 посадочное место, 1 телефонная линия и пр.). Базовый тариф повышается или понижается при помощи соответствующих коэффициентов в зависимости от месторасположения, качества занимаемого помещения и т.д.
По мнению разработчиков этой системы налогообложения, номинальная налоговая нагрузка на предприятие снижается, а доходы бюджета растут за счет расширения налогооблагаемой базы. А так как все, что предприниматель зарабатывает сверх фиксированной суммы налога, остается в его распоряжении, то вмененный налог выгоден предпринимателям. Но это в идеальных условиях.
Система налогообложения на основе вмененного дохода имеет несколько узких мест, связанных с недоработкой системы оценки вмененного дохода, результатом чего может стать рост злоупотреблений, как со стороны государственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков.
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ должен осуществляться в следующих направлениях:
36
- нормативно - правовое;
- финансово – кредитное;
- обеспечение безопасности;
- информационно – техническое;
- организационное;
- кадровое и консультационное обеспечение;
- внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной
программе отсутствуют
Необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно – общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не только средства государственного бюджета, сколько возможности частного отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня малый
бизнес - это в большей степени
сфера услуг, переработка и торговля,
в меньшей степени
Первая из них
- найти себя в хозяйственном пространстве
или, как говорят найти свою «нишу».
Предпринимателю предстоит
Вторая - это вопросы налогообложения. Предпринимателей не устраивает величина налогов, которая, по их мнению, не дает возможности нормально развиваться. Необходимо снижать уровень налогообложения, либо вводить налоговые льготы.
В развитии малого бизнеса страны наступает качественно новый этап, когда основное значение приобретает эффективность деятельности малых предприятий, формирование для этого необходимой общеэкономической, правовой и институциональной среды. С принятием Федерального закона «О государственной поддержке малого бизнеса», созданием Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого бизнеса сложились благоприятные предпосылки для усиления государственной поддержки малого бизнеса в ходе реализации Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса.
Важную роль в механизме поддержки малых предприятий должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для сосредоточения денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной
38
финансовой помощи и предоставления льготных кредитов.
Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.
Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала, и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.
Говоря о малом бизнесе, надо отметить, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями, и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.