Развитие системы малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание

Работа посвящена проблемам и перспективам развития малого бизнеса

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1.Теоретические аспекты малого предпринимательства……………………....6
1.1.Понятие и сущность малого предпринимательства………………………6
1.2.Роль малого бизнеса в экономике………………………………………….8
1.3.Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………….12
2.Анализ развития малого предпринимательства в России и зарубежом……16
2.1.Анализ состояния малого предпринимательства в России……………...16
2.2.Зарубежный опыт развития малого предпринимательства……………...19
2.3.Государственная политика стран Европы по отношению к малым предприятиям…………………………………………………………………….24
3.Направления совершенствования малого бизнеса в России и зарубежом...29
3.1.Проблемы малого бизнеса и перспективы его развития в зарубежных странах…………………………………………………………………………....29
3.2.Государственная поддержка малого бизнеса в РФ……………………....31
3.3.Основные направления совершенствования малого бизнеса в России...33
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложения……………………………………………………………………...41

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 298.00 Кб (Скачать документ)

Деятельность  малых предприятий в менее  развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более  высокая эффективность труда, малые  фирмы с меньшими затратами удовлетворяют  потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют научно техническое развитие (НТР), выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Что дает малый  бизнес обществу в целом? Ответы давно  уже даны не только многочисленными  исследованиями, но и практикой жизни [23, с. 122]:

• Малый и  средний бизнес - это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это - наиболее гибкая часть рынка труда,    поглощающая    основную    массу    трудовых    ресурсов    невысокой

 

11

квалификации  и с недостаточным опытом, желающих иметь гибкий рабочий день.

• Малый и средний бизнес является потенциально эффективным 
средством развития деловых и предпринимательских навыков у населения, 
повышения степени его адаптированности к рыночным отношениям.

  • Малые и средние предприятия существенно повышают эффективность всей экономики. Они наиболее гибко реагируют на изменение потребительского спроса, могут быстро и относительно безболезненно менять профиль своей деятельности в соответствии с колебаниями экономической конъюнктуры.
  • Малые и средние предприятия улучшают территориальную структуру экономики.

Что дает малый бизнес социально незащищенным группам населения России? В условиях, когда государство не может обеспечить работой и социальной поддержкой всех своих граждан, малый бизнес является той сферой деятельности, в которой могут найти себя социально незащищенные группы, такие, как женщины, инвалиды и безработные.

Что дает малый  бизнес отдельному человеку? Экономическая  и социальная роль малого предпринимательства заключается в праве граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Для отдельного человека, малый бизнес -это:

- занятость и доходы;

- возможность лучше контролировать свое будущее;

            - возможность в гораздо большей мере объединить в одно целое работу и личную жизнь;

            - возможность самореализоваться, проявить свои способности и таланты.

Такие потенциальные  возможности малого и среднего бизнеса  заставляют уделять серьезное внимание его развитию.

 

12

Социальная  значимость малого бизнеса для всего  общества в целом и для отдельно взятого человека в частности  во - многом зависит от того объема социальной ответственности, которую малый бизнес может взять на себя для решения конкретных проблем общества.

Данные социологических  опросов, проведенных на данную тему, свидетельствуют о том, что под социальной ответственностью большая часть населения понимает заботу о людях: благотворительность, меценатство, заботу об обществе в целом, социальные гарантии и льготы работникам частных предприятий.

 

1.3. Преимущества и недостатки  малого предпринимательства

Малое предпринимательство  играет большую роль в экономике  любых стран, так как ему свойственны  определенные преимущества:

  • более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  • независимость действий субъектов малого предпринимательства;
  • гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
  • относительно не высокие расходы на осуществление деятельности, особенно затраты на управление;
  • большая   возможность   для   реализации   своих   идей,   проявления способностей;
  • возможность  быстро  вводить  изменения   в  продукцию  и  процесс производства в ответ на требования местных рынков;
  • относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала [19, с. 83].

Собственники  малых предприятий  более  склонны  к сбережениям  и инвестированию,   у   них   всегда   высокий   уровень   личной   мотивации   в

 

13

достижении  успеха, что положительно сказывается  в целом на деятельности предприятий.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и недостатки, среди которых выделяют самые существенные [19, с. 87]:

  • более высокий уровень риска, поэтому более неустойчивое положение на рынке;
  • зависимость от крупных компаний;
  • недостатки в управлении делом;
  • слабая компетентность руководитель, высокая чувствительность к изменению форм хозяйствования;
  • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

В   регулярных   опросах  проводимых   в   США   главными   причинами неудач в деятельности малого предприятия чаще всего называют:

  • некомпетентность;
  • несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);
  • нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса, катастрофы, пожары, воровство, мошенничество.

Шансы фирмы  на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины - владельцы более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.

На   неудачах   малого   бизнеса   сказывается   невысокая   квалификация

 

14

предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, так как коллективное принятие решений более профессионально. На деятельность малых фирм также оказывает влияние финансирование на первом этапе. Чем выше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у неё больше возможности сохранения деятельности в кризисных ситуациях.

Также к основным проблемам малого предпринимательства относится несовершенство налогового законодательства, что является одной из причин, по которым в последние годы рост числа малых предприятий приостановился и даже сократился. Тяжелый налоговый пресс привел к тому, что большая часть отечественного малого бизнеса находится в теневой сфере экономики. По данным экспертов, около 50% от всего объема движения денежных средств находятся в «тени». Сегодня очевидно, что без реформирования системы налогообложения малых предприятий не обойтись.

Подавляюще  число предпринимателей жалуются на величину налогов, которые, по их мнению, не дают малому бизнесу не только развиваться, но и выживать. Поэтому, как уже отмечалось ранее очень высокая заинтересованность в снижении налогов и специальных налоговых льготах для малого бизнеса, которые сейчас достаются только отдельным предприятиям в особых случаях.

Среди налогов  многие предприниматели считают  существенным снижение налога на добавленную  стоимость, который ограничивает возможности реализации продукции и услуг. Также необоснованно жестокое налогообложение заработной платы, мешающее «нормально» платить работникам. Предпринимателям, поскольку они как раз и создают новые рабочие места, кажется несправедливым необходимость уплаты отчислений в Фонд занятости. Поэтому многие были обрадованы введению Единого социального налога (гл.25, ст. 286-293 НК).

 

15

Объектом  критики стала и налоговая  система в целом. Прежде всего, это нестабильность налогового законодательства, постоянные изменения в практике взимания налоговых платежей, штрафов и т.п. При этом некоторые изменения часто вводятся «задним числом».

Негативно воспринимается и практика различного рода местных налогов, список которых постоянно растет. Здесь широкое поле для произвола чиновников, которое практически не контролируется федеральными властями и не регулируется законодательством.

Некоторые руководители жаловались на механизм взимания налогов. Видов налогов много, постоянно вводятся новые, их расчет и оплата ведутся по-разному. Для совсем небольших предприятий, особенно начавших свое дело с нуля, приспособиться и понять этот механизм трудно. Предприниматели заинтересованы в том, чтобы система налогообложения была понятной и начинающему [20, с. 176].

Существенным  особенно для малого бизнеса становится вопрос о своевременном информировании, об изменениях налогового законодательства, порядка взимания налогов. Сейчас никто, в том числе и налоговые службы, не предоставляют малым предприятиям подробной информации.

Обычно предприниматели  сами отслеживают информацию, пользуясь периодикой. К платным консультациям по налогам и финансовым вопросам прибегают редко. Многим они не нужны, у других нет средств. Последние поэтому обращаются к помощи знакомых, работников государственных предприятий, коллег-предпринимателей. Наличие проблем с бухгалтерией более характерно для небольших предприятий, новичков бизнесе.

 

16

2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

2.1. Анализ  состояния малого предпринимательства  в России

В российской практике существование малого предпринимательства

 было разрешено в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное общественно-

политическое и социально-экономическое явление малое предпринимательство

 в нашей  стране существует уже 20 лет и в настоящее время переходит от

стартового  к этапу глубокого и качественного  развития. Данные по изменению

 количества малых предприятий в 1999 - 2006 годах приведены на рис. 1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


       Рис. 1 Общее количество малых предприятий на 100 000 жителей в РФ в период с 1999 по 2006 гг.

       Как приведенной видно из диаграммы, до 2001 года наблюдалось снижение количества малых предприятий, и с 2002 года наблюдается устойчивый рост их числа, связанный со стабилизацией экономики страны, а также с претворением в жизнь государственных программ по развитию малого бизнеса.

 

17

В 1995-2005 гг. увеличение количества малых предприятий  существенно замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно-аналитического отдела управления государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства объясняют наличием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг, невозможность получения кредита, низкая покупательная способность населения. Согласно принятому Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 № 88-ФЗ, изменились критерии отнесения предприятий к малым, что и «сократило» количество тех, которые до этого считались малыми, а затем стали средними. Снизилась максимальная численность работников малого предприятия. Данные по количеству малых предприятий в целом по РФ и по регионам даны в приложении 2. Как видно из приведенной таблицы, число малых предприятий, в период с 2002 по 2006 год, за исключением некоторых регионов, неуклонно растет. Как и следовало ожидать, распределение количества малых предприятий по территории РФ чрезвычайно неравномерное, это связано с особенностями экономического и географического положения регионов. Также наблюдается неравномерность в темпах развития, увеличения количества малых предприятий. Во многих регионах, при общей тенденции к увеличению количества малых предприятий, наблюдается снижение их количества.

В целом, темпы  роста количества малых предприятий  достаточно низкие, несмотря на общую  стабилизацию экономики страны. Если же смотреть на количество рабочих мест приходящихся на малые предприятия, то складывается иная картина. Эти данные приведены в приложении 3. Хотя во многих регионах, наблюдается значительный рост рабочих, занятых на предприятиях малого бизнеса, но общероссийский показатель по росту количества занятых на данных предприятиях отстает от роста количества самих предприятий, а в последний год наблюдается даже спад. Это говорит о том, что преимущественно создаются мелкие предприятия, с малым числом занятых на рабочих мест.

Информация о работе Развитие системы малого бизнеса