Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа
Работа посвящена проблемам и перспективам развития малого бизнеса
Введение…………………………………………………………………...………3
1.Теоретические аспекты малого предпринимательства……………………....6
1.1.Понятие и сущность малого предпринимательства………………………6
1.2.Роль малого бизнеса в экономике………………………………………….8
1.3.Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………….12
2.Анализ развития малого предпринимательства в России и зарубежом……16
2.1.Анализ состояния малого предпринимательства в России……………...16
2.2.Зарубежный опыт развития малого предпринимательства……………...19
2.3.Государственная политика стран Европы по отношению к малым предприятиям…………………………………………………………………….24
3.Направления совершенствования малого бизнеса в России и зарубежом...29
3.1.Проблемы малого бизнеса и перспективы его развития в зарубежных странах…………………………………………………………………………....29
3.2.Государственная поддержка малого бизнеса в РФ……………………....31
3.3.Основные направления совершенствования малого бизнеса в России...33
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложения……………………………………………………………………...41
предпринимательства. Ключевой проблемой для любой развивающейся экономики является высокая степень предпринимательского риска, отсутствие достаточных гарантий для инвестора. Переходные экономики пока не располагают той разветвлённой сетью страховых и иных гарантийных фондов,
25
которая в передовых промышленных странах складывалась десятилетиями, и сейчас обеспечивают малому бизнесу реальную возможность доступа к имеющимся кредитным ресурсам.
Понятен поэтому и интерес, который в странах Восточной Европы проявляется к «технологии» создания такой сети, и стремление двигаться в этом направлении. Польша использует опыт стран, где аналогичные институты уже длительное время эффективно способствуют развитию предпринимательства (Италия, Германия), либо успешно дебютируют при международной поддержке (страны Латинской Америки).
В марте 1994 года близ Варшавы в рамках программы технической помощи ЕЭС странам Центральной и Восточной Европы (ФАРЕ). Конференция собрала представителей широкого круга структур, занимающихся вопросами содействия малому предпринимательству в Польше - фондов, банков, агентств регионального развития, консалтинговых фирм, а также международных организаций - МБРР, ЕЭС, Фонда имени Эберта [20, с. 149].
Начинающий предприниматель, как правило, испытывает трудности в получении долгосрочного коммерческого кредита, поскольку банки, руководствуясь соображениями надёжности и минимизации издержек, предпочитают иметь дело с крупными клиентами. Задача фонда - организовать разделение коммерческого риска, взяв на себя определённую его часть (30-50%), что делает операцию возможной. Процедура предоставления фондом кредитной гарантии предусматривает независимый анализ данного конкретного проекта и (чего банки обычно не делают) деловых качеств потенциального клиента. В случае, если фонд принимает положительное решение, он предлагает заёмщику, вместе с гарантиями по кредиту, разнообразную техническую помощь - начиная с элементарного обучения в бизнес школе и кончая консалтингом по сложным вопросам управления предприятием.
Условия, на которых оказываются эти услуги - размеры риска каждого из партнёров, величина требуемого от предпринимателя залога, ставка вознаграждения фонда и так далее, - определяются соглашением с банком и
26
могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся на рынке. Принципиально важны, особенно в условиях переходной экономики, лишь 2 момента. Во-первых, услуги фонда должны быть платными (обычная ставка - 2-4% от суммы кредита), чтобы исключить всякий намёк на благотворительность и усилить ответственность заёмщика за возвращение кредитных средств. Во-вторых, финансовые элементы реализуемого проекта должны играть роль «втулки», на которую нанизывается разнообразная техническая помощь, чтобы способствовать повышению общего уровня предпринимательской культуры. Рост взаимного доверия между банками и малым бизнесом, достигаемый благодаря посредничеству фондов, рассматривается в качестве одной из главных задач, преследуемых при создании сети таких учреждений, как необходимая предпосылка формирования благоприятной для предпринимательства деловой среды.
Сегодня Государственные
Фонды активно создаются там,
где ощущается потребность в
более интенсивном
27
В Польше успешно реализуется - частью в рамках соглашений с ЕС и МБРР, частью вне их и при активном содействии зарубежных консалтинговых компаний - несколько пилотных проектов с созданием Государственных Фондов; функционируют общества регионального развития, охватывающие своей деятельностью значительную часть территории страны. В России единичные попытки создать финансовые учреждения с гарантийными функциями пока не дали ощутимых результатов.
Болгария приступила к экономическим реформам в 1991 году, когда доля частного сектора в ВВП составляла всего 10%. Либеральное законодательство, разрешающее заниматься индивидуальной хозяйственной деятельностью, обеспечило возможность для становления малых и средних предприятий, для притока иностранных инвестиций. В результате в конце 1994 года доля частного сектора уже достигла 27%, в нём работало 912 тысяч человек, или 28% трудоспособного населения (в 1990 - 5.9%) [6, с. 315].
Становлению и развитию малого бизнеса в Болгарии способствуют 2 главных фактора:
- свободный режим создания частных фирм и незначительный первоначальный капитал, необходимый для их открытия;
- демонополизация и раздел госсектора в 1990 году на более мелкие составляющие, позволяющие уменьшить размер госпредприятий и сделать их более жизнеспособными.
Благодаря этому и принятию рыночного законодательства число частных предприятий в Болгарии постоянно растёт.
Бум предпринимательства пришёлся на 1992 год. Этому способствовало создание юридической основы рыночной экономики и частного сектора, политические гарантии частного предпринимательства. В 1993-1994 годах число регистрируемых индивидуальных фирм пошло на убыль, хотя значительная часть населения всё ещё стремится открыть собственный бизнес. Частный сектор быстрее всего развивается в строительстве, сфере услуг и
28
торговле (в том числе внешней). По данным опроса, проведённого среди 5487 фирм Болгарии, 70% частных предприятий работают в торговле, гарантирующей самую быструю ликвидность инвестируемых средств и не требующей большого стартового капитала. В сфере услуг предпринимателей большего всего привлекают страхование, бытовое обслуживание, здравоохранение финансовый кредит. В таких отраслях, как машиностроение, электроника, разработка технологий производства для пищевой промышленности, частники составляют лишь 11% .
Интересен также опыт создания однородных элементов инфраструктуры разных уровней. Например, опыт Великобритании по созданию предпринимательских агентств позволят рационально распределять функции и ресурсы. Так в рамках иерархии существуют [20, с. 214]:
- стратегические агентства, имеющие годовой бюджет свыше 0.5 млн. фунтов стерлингов, предлагающие широкий спектр услуг не только самим предпринимателям, но и агентствам более низкого уровня, определяя тем самым общую политику в области малого и среднего предпринимательства;
- среднего уровня агентства с бюджетом 100 - 500 тыс. фунтов стерлингов, работающие, прежде всего с начинающими и действующими предпринимателями, предоставляющие достаточно широкий спектр услуг.
Такая система позволяет обеспечить наибольшее число предпринимателей услугами, способствует повышению устойчивости предприятий, позволяя в то же время оптимизировать затраты на поддержку малого предпринимательства внутри системы в целом. В рамках системы поддерживается единый высокий стандарт на оказываемые услуги, общее информационное пространство и обмен информацией с другими системами. Учёт местных условий позволяет системе само развиваться, в том числе за счёт её дополнения другими инфраструктурными элементами в случае необходимости.
29
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
3.1. Проблемы малого бизнеса и перспективы его развития в зарубежных
странах
Малый бизнес существует
давно. Многие страны развитого капитализма
уже ощутили эффективность
Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.
Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы [17, с. 193]:
- скачок в развитии инфраструктуры и средств связи;
- повышение общеобразовательного уровня людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
- уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;
- решение вопроса безработицы с помощью открытия малых фирм;
- в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;
- большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением
30
накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;
- расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.
Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам и это дна из проблем с которой сталкиваются чаше всего. Например, в Германии в 1990 году более 14500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.
Но все же, просматривается тенденция на увеличение количества вновь создаваемых фирм, их число превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении количества предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем важно то, что часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.
Можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства [17, с. 349]:
По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.
Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них
31
оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономики Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике.
В условиях
ухудшения воспроизводства
3.2. Государственная поддержка малого бизнеса в РФ
Как уже отмечалось выше, с 1 января 2008 года вступил в* силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ). Согласно этому закону, субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям
В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.
32
Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.
В числе
основных целей и принципов