Развитие системы малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание

Работа посвящена проблемам и перспективам развития малого бизнеса

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1.Теоретические аспекты малого предпринимательства……………………....6
1.1.Понятие и сущность малого предпринимательства………………………6
1.2.Роль малого бизнеса в экономике………………………………………….8
1.3.Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………….12
2.Анализ развития малого предпринимательства в России и зарубежом……16
2.1.Анализ состояния малого предпринимательства в России……………...16
2.2.Зарубежный опыт развития малого предпринимательства……………...19
2.3.Государственная политика стран Европы по отношению к малым предприятиям…………………………………………………………………….24
3.Направления совершенствования малого бизнеса в России и зарубежом...29
3.1.Проблемы малого бизнеса и перспективы его развития в зарубежных странах…………………………………………………………………………....29
3.2.Государственная поддержка малого бизнеса в РФ……………………....31
3.3.Основные направления совершенствования малого бизнеса в России...33
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложения……………………………………………………………………...41

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 298.00 Кб (Скачать документ)

предпринимательства. Ключевой проблемой для любой развивающейся экономики является высокая степень предпринимательского риска, отсутствие достаточных гарантий для инвестора. Переходные экономики пока не располагают той разветвлённой сетью страховых и иных гарантийных фондов,

 

25

которая в передовых промышленных странах  складывалась десятилетиями, и сейчас обеспечивают малому бизнесу реальную возможность доступа к имеющимся кредитным ресурсам.

Понятен поэтому  и интерес, который в странах  Восточной Европы проявляется к «технологии» создания такой сети, и стремление двигаться в этом направлении. Польша использует опыт стран, где аналогичные институты уже длительное время эффективно способствуют развитию предпринимательства (Италия, Германия), либо успешно дебютируют при международной поддержке (страны Латинской Америки).

В марте 1994 года близ Варшавы в рамках программы  технической помощи ЕЭС странам Центральной и Восточной Европы (ФАРЕ). Конференция собрала представителей широкого круга структур, занимающихся вопросами содействия малому предпринимательству в Польше - фондов, банков, агентств регионального развития, консалтинговых фирм, а также международных организаций - МБРР, ЕЭС, Фонда имени Эберта [20, с. 149].

Начинающий  предприниматель, как правило, испытывает трудности в получении долгосрочного коммерческого кредита, поскольку банки, руководствуясь соображениями надёжности и минимизации издержек, предпочитают иметь дело с крупными клиентами. Задача фонда - организовать разделение коммерческого риска, взяв на себя определённую его часть (30-50%), что делает операцию возможной. Процедура предоставления фондом кредитной гарантии предусматривает независимый анализ данного конкретного проекта и (чего банки обычно не делают) деловых качеств потенциального клиента. В случае, если фонд принимает положительное решение, он предлагает заёмщику, вместе с гарантиями по кредиту, разнообразную техническую помощь - начиная с элементарного обучения в бизнес школе и кончая консалтингом по сложным вопросам управления предприятием.

Условия, на которых оказываются эти услуги - размеры риска каждого из партнёров, величина требуемого от предпринимателя залога, ставка вознаграждения фонда и так далее, - определяются соглашением с банком и

 

26

могут варьироваться  в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся на рынке. Принципиально важны, особенно в условиях переходной экономики, лишь 2 момента. Во-первых, услуги фонда должны быть платными (обычная ставка - 2-4% от суммы кредита), чтобы исключить всякий намёк на благотворительность и усилить ответственность заёмщика за возвращение кредитных средств. Во-вторых, финансовые элементы реализуемого проекта должны играть роль «втулки», на которую нанизывается разнообразная техническая помощь, чтобы способствовать повышению общего уровня предпринимательской культуры. Рост взаимного доверия между банками и малым бизнесом, достигаемый благодаря посредничеству фондов, рассматривается в качестве одной из главных задач, преследуемых при создании сети таких учреждений, как необходимая предпосылка формирования благоприятной для предпринимательства деловой среды.

Сегодня Государственные  Фонды активно создаются там, где ощущается потребность в  более интенсивном инвестировании наличных средств, в том числе  сбережений семей, для ускорения  роста экономики. Один из таких регионов - Латинская Америка, которой многие эксперты прочат подъём в ходе нынешней хозяйственной либерализации и углубляющейся интеграции с мировым рынком. Банковская сфера ряда стран этого региона несёт на себе печать традиционализма и не готова поддержать зарождающееся «низовое» предпринимательство, которому приходится обращаться за кредитами к неформальному рынку, переплачивая за них в 6-8 раз. Внедрение схем кредитных гарантий может стать в данном случае средством для расширения круга получателей банковского кредита и поддержать инвестиционный процесс. Такова идея, положенная в основу работы швейцарского финансового института «Фундес», занимающегося созданием Государственных Фондов в странах Латинской Америки. В настоящее время этот институт сотрудничает с более чем 30 банками в 5 государствах, применяя 35 гарантийных схем. За 8 лет его существования общий объём капиталовложений, реализованных при его поддержке в 4.3 тысячах местных фирм, составил 47 миллионов долларов.

 

27

В Польше успешно  реализуется - частью в рамках соглашений с ЕС и МБРР, частью вне их и при активном содействии зарубежных консалтинговых компаний - несколько пилотных проектов с созданием Государственных Фондов; функционируют общества регионального развития, охватывающие своей деятельностью значительную часть территории страны. В России единичные попытки создать финансовые учреждения с гарантийными функциями пока не дали ощутимых результатов.

Болгария приступила к экономическим реформам в 1991 году, когда доля частного сектора в ВВП составляла всего 10%. Либеральное законодательство, разрешающее заниматься индивидуальной хозяйственной деятельностью, обеспечило возможность для становления малых и средних предприятий, для притока иностранных инвестиций. В результате в конце 1994 года доля частного сектора уже достигла 27%, в нём работало 912 тысяч человек, или 28% трудоспособного населения (в 1990 - 5.9%) [6, с. 315].

Становлению и  развитию малого бизнеса в Болгарии способствуют 2 главных фактора:

-  свободный режим создания частных фирм и незначительный первоначальный капитал, необходимый для их открытия;

- демонополизация и раздел госсектора в 1990 году на более мелкие составляющие, позволяющие уменьшить размер госпредприятий и сделать их более жизнеспособными.

Благодаря этому  и принятию рыночного законодательства число частных предприятий в Болгарии постоянно растёт.

Бум предпринимательства пришёлся на 1992 год. Этому способствовало создание юридической основы рыночной экономики и частного сектора, политические гарантии частного предпринимательства. В 1993-1994 годах число регистрируемых индивидуальных фирм пошло на убыль, хотя значительная часть населения всё ещё стремится открыть собственный бизнес. Частный сектор быстрее всего развивается в строительстве, сфере услуг и

 

28

торговле (в том числе внешней). По данным опроса, проведённого среди 5487 фирм Болгарии, 70% частных предприятий работают в торговле, гарантирующей самую быструю ликвидность инвестируемых средств и не требующей большого стартового капитала. В сфере услуг предпринимателей большего всего привлекают страхование, бытовое обслуживание, здравоохранение финансовый кредит. В таких отраслях, как машиностроение, электроника, разработка технологий производства для пищевой промышленности, частники составляют лишь 11% .

Интересен также опыт создания однородных элементов инфраструктуры разных уровней. Например, опыт Великобритании по созданию предпринимательских агентств позволят рационально распределять функции и ресурсы. Так в рамках иерархии существуют [20, с. 214]:

-  стратегические агентства, имеющие годовой бюджет свыше 0.5 млн. фунтов стерлингов, предлагающие широкий спектр услуг не только самим предпринимателям, но и агентствам более низкого уровня, определяя тем самым общую политику в области малого и среднего предпринимательства;

-  среднего уровня агентства с бюджетом 100 - 500 тыс. фунтов стерлингов, работающие, прежде всего с начинающими и действующими предпринимателями, предоставляющие достаточно широкий спектр услуг.

Такая система  позволяет обеспечить наибольшее число предпринимателей услугами, способствует повышению устойчивости предприятий, позволяя в то же время оптимизировать затраты на поддержку малого предпринимательства внутри системы в целом. В рамках системы поддерживается единый высокий стандарт на оказываемые услуги, общее информационное пространство и обмен информацией с другими системами. Учёт местных условий позволяет системе само развиваться, в том числе за счёт её дополнения другими инфраструктурными элементами в случае необходимости.

 

29

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

3.1. Проблемы  малого бизнеса и перспективы  его развития в зарубежных

странах

Малый бизнес существует давно. Многие страны развитого капитализма  уже ощутили эффективность малых  предприятий в экономике и научились решать многие проблемы, связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика таких стран, как Германия, США и других, во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, как же развивается и действует малый бизнес в этих странах.

Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и  в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных  предприятий и 34% занятых на них  работников приходится только 52,6% национального  дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.

Наибольшее  влияние на развитие мелкого предпринимательства  оказывают следующие факторы [17, с. 193]:

- скачок в развитии инфраструктуры и средств связи;

- повышение общеобразовательного уровня людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;

- уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;

- решение вопроса безработицы с помощью открытия малых фирм;

- в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;

- большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением

 

30

накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;

- расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.

Но, конечно, малые предприятия как  возникают, так и распадаются  по многим причинам и это дна из проблем с которой сталкиваются чаше всего. Например, в Германии в 1990 году более 14500 предприятий из числа  малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.

Но все же, просматривается тенденция на увеличение количества вновь создаваемых фирм, их число превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении количества предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем важно то, что часто малое предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

Можно говорить о трех моделях развития мелкого  предпринимательства [17, с. 349]:

  1. консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;
  2. медленное расширение деловой активности;
  3. быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.

Большой плюс малых  предприятий состоит в том, что  многие из них

 

31

оказались более  приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономики Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике.

В условиях ухудшения воспроизводства крупные  компании находят "отдушину" в  виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х и начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики.

3.2. Государственная  поддержка малого бизнеса в  РФ

Как уже отмечалось выше, с 1 января 2008 года вступил в* силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ). Согласно этому закону, субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям

В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.

 

32

Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

В числе  основных целей и принципов государственной  политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций, по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

Информация о работе Развитие системы малого бизнеса