Роль, цели и задачи фонда обязательного медицинского страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всесторонний анализ деятельности фонда обязательного медицинского страхования.
Исходя из поставленной цели работы основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть сущность, структуру и функции Фонда обязательного медицинского страхования;
2) проанализировать доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

Содержание

Введение
1. ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.
1.1 Основные положения о Фонде обязательного медицинского страхования РФ.
1.2 Основные задачи, функции и организационная структура ФОМС
2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
2.1 Формирование доходов ФФОМС и их анализ
2.2 Анализ расходов ФФОМС
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
3.1 Проблемы ФОМС и пути их решения
3.2 Программа модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации на 2011-2012 годы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСЫ КУРСОВАЯ.docx

— 78.29 Кб (Скачать документ)
 

     Из  данных, представленных в таблице 1 видно, что в 2009 году по сравнению  с 2008 годом доходы бюджета ФФОМС  снизились на 36058515,5 тысяч рублей или на 22,2%. Такое снижение доходов  объясняется снижением поступлений  Налогов на совокупный доход, Налогов, взимаемых в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, налогов, взимаемых с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта  налогообложения доходы, безвозмездных  поступлений, средств федерального бюджета, передаваемые ФФОМС в целях предоставления трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и других статей доходов.

     Федеральный закон РФ от 25 ноября 2008 г. N 215-ФЗ «О бюджете  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования на 2009 год  и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусматривает утверждение бюджета  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования на 2009 г. по доходам в сумме 119 313 242,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 8 650 806,0 тыс. рублей; по расходам - 119 313 242,0 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ в сумме 17 000 000,0 тыс. рублей.

     Увеличение  поступлений единого социального  налога в сравнении с показателями, утвержденными в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года, составил в 2009 году 88832 142,9 тыс. рублей, в 2010 году - 4 339,1 млн. рублей, или 3,5 % к утвержденному показателю.

     Объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей  обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными  продуктами лечебного питания для  детей-инвалидов, определяется в соответствии со статьей 63 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 в (а редакции от 08.12.2010 г.) «О государственной социальной помощи»  исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральномрегистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

2.2 Анализ  расходов ФФОМС

     Согласно Федерального Закона «Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год» [8] в 2008 году общий объем расходов бюджета Фонда составил 168 706 056,3 тыс. рублей. В 2009 году общий объем расходов бюджета Фонда составил 130 037 389,3 тыс. рублей [9].

В таблице 2 представим структуру расходов бюджета  за 2008-2009 годы.

Таблица 2 - Структура расходов бюджета ФФОМС  за 2008-2009 годы

Наименование  показателя Кассовое  исполнение по годам Изменение, 2008-2009+/- Темп  роста, %

2009 к  2008

2008 2009 
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 168706056,3  130037389,3  -38668667  77,07 
Общегосударственные вопросы  755 516,6  567 649,7 -187 866,90  75,1 
Международные отношения и международное сотрудничество  320,4  330,1  9,7  103,1 
Международное сотрудничество 320,4  330,1  9,7  103,1 
Международные культурные, научные и информационные связи 320,4  330,1  9,7  103,1 
Органы  управления государственных внебюджетных фондов 320,4  330,1  9,7  103,1 
Другие  общегосударственные вопросы   755 196,2  567 319,6 -187876,6  75,1 
Руководство и управление в сфере установленных  функций  755 196,2  567319,6  -187876,6  75,1 
Аппараты  органов управления государственных  внебюджетных фондов   227 291,3  257 571,9  30028,3  113,3 
Органы  управления государственных внебюджетных фондов 227 291,3  257 571,9  30028,3  113,3 
Информатика  527 904,9  309747,7  -218157,2 58,6 
Органы  управления государственных внебюджетных фондов   527 904,9  309 747,7  -218157,2  58,6 
Образование  11 144,2 12 326,8 1182,6  110,6 
Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации   11 144,2  12 326,8  1182,6  110,6 
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров  11 144,2  12326,8  1182,6 

1182,6 

110,6 
Переподготовка  и повышение квалификации кадров   11 144,2  12 326,8   110,6  
Органы  управления государственных внебюджетных фондов 11 144,2 12326,8  1182,6  110,6 
Культура, кинематография и средства массовой информации   9 615,4  10 785,5  1170,1  112,2 
Реализация  государственных функций, связанных  с

общегосударственным управлением 

9 615,4  10 785,5 1170,1  112,2 
Выполнение  других обязательств государства   9 615,4  10785,5  1170,1  112,2 
Органы  управления государственных внебюджетных фондов 9 615,4 10785,5  1170,1  112,2 
Здравоохранение, физическая культура и спорт   10 494,2  15 430,0  4935,8  147,03 
Прикладные  научные исследования в

области здравоохранения,

физической  культуры и спорта

10 494,2  15 430,0  4935,8  147,03 
Прикладные  научные исследования и разработки 10 494,2 15 430,0 4935,8  147,03 
Выполнение  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ по государственным контрактам 10 494,2  15 430,0  4935,8  147,03 
Межбюджетные  трансферты 167919285,9  129431197,3  -38488088,6  77,1 
Межбюджетные  трансферты бюджетам государственных  внебюджетных фондов   167919285,9  129431197,3  -38488088,6  77,1 
Обеспечение расходов ФФОМС для последующего

направления межбюджетных трансфертов бюджетам

167919285,9  129431197,3  -38488088,6  77,1 
Прочие  дотации   12 350 900,0  12 350 900,0 
Социальная  помощь  167919285,9  117080297,3  -50838988,6  69,7 
Обязательное  медицинское страхование неработающего  населения (детей)   3538700,0  3822570,0  283870 108,02 
Фонд  софинансирования 3538700,0 3822570,0  283870  108,02 
Выполнение  территориальной программы обязательного  медицинского страхования в рамках

базовой программы обязательного медицинского страхования

71279396,2  91643420,8 20364024,6  128,5 
Трансферты  бюджету Фонда социального страхования РФ  16600000,0  17000000,0  400000,0  102,4 
Фонд  компенсаций   20 996 951,9  1790,1  -20995161,8  0,01 
 

      Из  представленных в таблице 2 данных видно, что бюджет ФФОМС в 2009 году сократил свои расходы на 22,93%. В том числе  за счет таких статей расходов, как:

- Общегосударственные  вопросы - на 187 866,90 тысяч рублей;

- Информатика  - на 218157,2 тысяч рублей (Планируется  расходы бюджета ФОМС направить  на финансовое обеспечение мероприятий  по созданию единой информационной  системы обязательного медицинского  страхования);

- Органы  управления государственных внебюджетных  фондов на 218157,2 тысяч рублей;

- Межбюджетные  трансферты - на -38488088,6 тысяч рублей.

     Распределение дотаций из бюджета ФОМС, направляемых в бюджеты ТФОМС на выполнение территориальных программ ОМС в  рамках базовой программы ОМС  в соответствующем году:

     На 2008 год всего по РФ 49 823,3 млн. рублей, в том числе: на выполнение территориальных  программ ОМС в рамках базовой  программы ОМС 41 823,3 млн. рублей; на завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за фактически отпущенные лекарственные  средства отдельным категориям граждан  в 2007 году 8 000 млн. рублей. На 2009 год всего  по РФ 85 687,1 млн. рублей.

     Распределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджета ФОМС в 2008 и 2009 годах бюджетам ТФОМС и бюджету Фонда социального страхования РФ представлены в Приложениях 2,3.

     В структуре расходов ФОМС на 2009 год  отсутствуют следующие виды расходов, ранее осуществляемые за счет средств  федерального бюджета:

     На  финансовое обеспечение оказания социальной услуги по дополнительной медицинской  помощи в части, предусматривающей  обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными  продуктами лечебного питания для  детей-инвалидов [18, c. 111].

     На  финансовое обеспечение выполняемого в соответствии с программами  государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской  помощи государственного задания на оказание учреждениями здравоохранения  муниципальных образований, оказывающими первичную медико-социальную помощь, дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами  участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей  практики [14, c. 55].

     На  финансовое обеспечение проведения в субъектах РФ пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование. По целевой статье расходов «Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» наблюдается постоянное неисполнение бюджета ФОМС.

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ

3.1 Проблемы  ФОМС и пути их решения

     Основным  способом решения проблемы адаптации бюджетной модели здравоохранения к условиям рыночной экономики является институт медицинского страхования.

     Введение  страхового механизма мобилизации  дополнительных ресурсов в бюджетную  модель здравоохранения в виде обязательного  медицинского страхования в начале 90-х годов происходило в условиях экономического спада и стагнации  экономики страны. В целом это  привело к тому, что данная система  практически не выполнила свою основную функцию, в лучшем случае данные средства оказались бюджетозамещающими.

     Не  оправдались также надежды, что  введение системы страхования позволит в короткие сроки повысить эффективность  системы здравоохранения за счет конкуренции между медицинскими организациями. Это обусловлено  тем, что исторически сеть учреждений здравоохранения формировалась на основе принципов построения системы по уровням предоставления медицинской помощи и исключения дублирования. [16]

     Опыт  РФ, а также международный опыт, подтверждает, что введение страховых  механизмов, в частности, ОМС, в неподготовленную и неэффективную систему здравоохранения  не позволяет в полной мере реализовать  преимущества страховых принципов  организации финансирования здравоохранения. В результате за 20 лет в здравоохранении  сохранились прежние принципы организации  предоставления медицинской помощи и содержания сети медицинских учреждений при снижении относительных показателей  их обеспеченности финансовыми ресурсами. [21]

     Вялотекущий характер реформ обусловлен в том числе и длительным периодом осознания необходимости перехода от принципа всеобщей доступности бесплатного получения медицинской помощи к принципу предоставления медицинской помощи определенного уровня и объема, обеспеченной при этом конкретным целевым источником финансирования. Прогрессивные страховые механизмы финансирования здравоохранения при консервативных способах управления здравоохранением не могут реализоваться.

     Поэтому реформирование обязательного медицинского страхования на современном этапе  возможно только в контексте системных  изменений в здравоохранении.

     В соответствии с Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 19 апреля 2010 года необходимо осуществить  завершение перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи, что предполагает устранение имеющихся в обязательном медицинском страховании недостатков, в том числе пробелов в законодательном  регулировании [22, c. 38].

     Структура органов управления обязательным медицинским  страхованием аналогична структуре  органов управления здравоохранения  в системе органов государственной  власти России, построенной на принципах  федерализма. Программа государственных  гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемая Правительством РФ, содержит виды и  объемы медицинской помощи. Она является основой для утверждения территориальных  программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской  помощи, содержащих территориальные  программы обязательного медицинского страхования. Это соответствует  конституционному положению о нахождении вопросов здравоохранения в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Поэтому проводить изменения организационной структуры системы обязательного медицинского страхования на данном этапе нецелесообразно.

     Доминирующим  принципом формирования обязательного  медицинского страхования должна стать  сбалансированность доходов и расходов. Реализация страховых принципов  мобилизации ресурсов на нужды отрасли  должна сопровождаться постепенным  замещением финансовых средств поступающих  из других источников, в первую очередь  из бюджетов всех уровней, средствами, направляемыми страховыми организациями  в лечебно-профилактические учреждения за предоставленные медицинские  услуги.

     Сегодня, при внедрении новой системы  взаимоотношений и организации  медицинского обслуживания населения, наращивания инфраструктуры органов  и учреждений, занятых организацией и оплатой труда медицинских  работников, становится реальной угроза разрыва между лечебной и профилактической медициной, которую во что бы то ни стало нельзя допустить.

     В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями. Здесь имеется в виду принцип  оплаты труда в здравоохранении: проходя стадии от полного безразличия  и экономической незаинтересованности в результате своего труда, через  принцип «проработал больше - получил  больше» надо приблизиться к принципу «сколько заработал - столько и получил». В этом плане хорошо подходит глубоко  продуманный и проверенный на практике опыт оплаты труда руководителей  здравоохранения и медицинских  работников по контракту [21].

Информация о работе Роль, цели и задачи фонда обязательного медицинского страхования РФ