Роль, цели и задачи фонда обязательного медицинского страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всесторонний анализ деятельности фонда обязательного медицинского страхования.
Исходя из поставленной цели работы основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть сущность, структуру и функции Фонда обязательного медицинского страхования;
2) проанализировать доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

Содержание

Введение
1. ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.
1.1 Основные положения о Фонде обязательного медицинского страхования РФ.
1.2 Основные задачи, функции и организационная структура ФОМС
2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
2.1 Формирование доходов ФФОМС и их анализ
2.2 Анализ расходов ФФОМС
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
3.1 Проблемы ФОМС и пути их решения
3.2 Программа модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации на 2011-2012 годы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСЫ КУРСОВАЯ.docx

— 78.29 Кб (Скачать документ)

     Внедрение системы медицинского страхования  наряду с бюджетным финансированием  здравоохранения создает реальную экономическую базу для реализации принципов дифференцированной оплаты по качеству и количеству труда.

     Следует также отметить, что внедрение  системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразием моделей  страхования. Такое разнообразие форм внедрения ОМС объясняется, главным  образом, недостаточностью нормативно-правовой базы и методологической неподготовленностью территорий, отсутствием инфраструктуры страховых медицинских организаций и нежеланием руководителей органов и учреждений здравоохранения что-либо менять.

     Одна  из наиболее острых проблем, требующих  решения сегодня является то, что  при поступлении средств ОМС  в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона об ОМС. Сегодня тариф страхового взноса в ФФОМС- 3,1% и 2% - в ТФОМС итого 5,1% от фонда оплаты труда - не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, которое составляет всего 41,1%, а большая часть, около 86 млн. человек (60%), это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждаются в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее населения особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования отрасли «Здравоохранение». При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально значимые виды медицинской помощи.

     Платежи на неработающее население из средств  выделенного бюджета здравоохранения  ведут к дефициту средств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую  службы, чего нельзя допустить с  учетом значительного роста заболеваний этого профиля. Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи [22, c. 37].

     Министр здравоохранения и социального  развития РФ Т. Голикова 20 апреля 2010 года сделала следующие заявление  в СМИ: "Объем ФФОМС ориентировочно на 2011 год будет составлять 220-230 миллиардов рублей. Но это все будет зависеть от экономического прогноза, поскольку  страховые взносы берутся из фонда  оплаты труда», - сказала министр. Ранее  в ходе отчета перед депутатами о  работе правительства РФ в 2010 году, премьер Владимир Путин заявил о  том, что в 2011 году в структуре  Федерального фонда ОМС может  появиться специальный резерв. Резервные  средства в течение двух лет будут  расходоваться на основе региональных программ по модернизации здравоохранения, а также на основе предложений  Минздравсоцразвития, региональных властей и Фонда обязательного медицинского страхования, пояснил Путин. «Назначение резервного фонда в рамках ФОМС состоит в помощи», - пояснила Голикова. «В каждом регионе будут приняты свои программы. Это будет такая индивидуальная работа. Каждый губернатор должен будет принять свою программу, программу модернизации здравоохранения и на это будет выделена соответствующая поддержка» [22, c. 36].

     Резервный фонд ФОМСа будет обособлен и составлять 2%: ровно настолько будет увеличен страховой взнос в этот внебюджетный фонд с 2011 года (с 3,1% до 5,1%). По словам Голиковой, региональные программы, которые будут финансироваться из резерва ФОМС, «будут носить, в основном, не финансовый, а содержательный характер, и в нем будут прописаны конкретные изменения в системе здравоохранения каждого региона».

     Актуальнейшей проблемой этого направления  является лицензирование и аккредитация медицинских учреждений. Лицензионная деятельность регулируется рядом основополагающих директивных документов: Законами РФ: «О медицинском страховании граждан», «О стандартизации», «О защите прав потребителей», и т.д., предусматривающих организацию  и порядок работы соответствующих  комиссий, а также процедур проведения сертификации (аккредитации) лицензионной деятельности. Сейчас проходит согласование проекта Закона РФ «О лицензировании». Минздравмедпромом России подготовлен проект «Положения по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности». Кроме того, готовится целый ряд нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц. Еще одна острая проблема - это проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. В настоящее время еще нет отработанной системы получения объективной и достоверной информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Механизм формирования доходов системы ОМС, учета платежей и контроля деятельности системы ОМС нуждается в серьезном организационном и методологическом совершенствовании. 

     Такое положение свидетельствует о  настоятельной необходимости введения системного анализа финансовой деятельности фондов ОМС. Функции государственных  органов контроля за формированием доходов фондов и правильным их использованием законодательно оказались должным образом не определены.

     Кроме того, в условиях бюджетного дефицита, спада производства и крайне низкого  тарифного страхового взноса внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей. Она потребляет значительную часть  средств на свою инфраструктуру.

     Таким образом, в настоящее время необходимо провести модернизацию ОМС, сконцентрировав  основные усилия на достижении сбалансированности ресурсов и обязательств системы, а  также создать условия и предпосылки  реформирования здравоохранения.

     Целью модернизации ОМС является обеспечение  условий устойчивого финансирования медицинских организаций для  предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовой  программы обязательного медицинского страхования. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

     Обеспечение сбалансированности доходов системы  ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам.

     Обеспечение эффективных механизмов целевого и  рационального использования средств всеми субъектами системы ОМС.

Устранение  недостатков, накопившихся в системе  за период ее существования.

     Гармонизация  правовых и организационно-экономических механизмов взаимодействия обязательного медицинского страхования, здравоохранения и граждан.

Поэтому необходимо:

     Исполнение  Закона РФ «О медицинском страховании  граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным.

     Утверждение программы гарантированной бесплатной медицинской помощи населению, в  том числе и Базовой программы  ОМС, а также Федеральных стандартов медицинской помощи.

     В связи с обеспеченностью финансовыми  средствами территориальных программ ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях - 10-20%, целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС.

     Разработать совместно с Федеральным фондом ОМС, фармацевтическими предприятиями  и организациями механизм лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения  и населения РФ с целью осуществления  государственного регулирования цен  на медикаменты и изделия медицинского назначения, с учетом доступности  лекарственной помощи для населения  и защиты отечественных товаропроизводителей.

Утвердить:

     Программу поэтапной реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан  РФ» с определением порядка, условий, сроков, критериев готовности перехода субъектов РФ на ОМС.

     Нормативно-методические документы по переходу и оценке результатов  работы органов и учреждений здравоохранения  в системе ОМС, по разграничению  полномочий, функций и ответственности  субъектов медицинского страхования.

     Систему подготовки медицинских кадров к  работе в условиях медицинского страхования.

Рекомендации  по формированию дифференцированной заработной платы работников здравоохранения  в зависимости от объемов и  качества труда.

     При рассмотрении представленного проекта  федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации целесообразно дополнительно  изучить вопросы в части [21]:

- обоснованности  планирования объемов отдельных  видов расходов;

- своевременного  принятия нормативных правовых  актов, предусматривающих механизмы  реализации отдельных положений  законопроекта;

- приведения  устава ФОМС в соответствие  с фактически выполняемыми им  задача ми и функциями.

     Таким образом, проводимая сегодня в России реформа здравоохранения, введение ОМС предполагает структурную, инвестиционную, кадровую перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи.

3.2 Программа  модернизации здравоохранения субъектов  Российской Федерации на 2011-2012 годы

     Отдельного  внимания требует Программа модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011-2012 годах. Основанием для разработки программы стал Федеральный  Закон «Об обязательном медицинском  страховании в Российской Федерации» [10].

     Основная  цель данной программы заключается  в улучшении качества и обеспечение  доступности медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации  посредством деятельности ФФОМС  и ТФОМС.

     Основные  задачи, определенные Программой [23, c. 24]:

1. Укрепление  материально-технической базы медицинских  учреждений.

2. Внедрение  современных информационных систем  в здравоохранение.

3. Внедрение  стандартов оказания медицинской  помощи.

     В рамках поставленных целей выделены следующие мероприятия, которые  планируется проводить с участием средств ФФОМС.

I. Укрепление  материально-технической базы медицинских  учреждений 

1. Реформирование инфраструктуры здравоохранения и приведение ее в соответствие с численностью и составом населения субъекта Российской Федерации, а также со структурой заболеваемости и смертности на территории субъекта Российской Федерации, сети и структуры учреждений здравоохранения с выходом на количество учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденной номенклатурой, включая медицинские организации иных форм собственности и ведомственной принадлежности (в сравнении с действующей сетью).

2. Приведение  материально-технической базы указанных  учреждений здравоохранения (включая  завершение строительства ранее  начатых объектов, оснащение оборудованием,  проведение текущего и капитального  ремонта) в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи.

II. Внедрение  современных информационных систем  в здравоохранение.

1. Персонифицированный  учет оказанных медицинских услуг,  ведение электронной медицинской  карты гражданина, запись к врачу  в электронном виде, обмен телемедицинскими данными, а также внедрение систем электронного документооборота.

2. Ведение  единого регистра медицинских  работников, электронного паспорта  медицинского учреждения и паспорта  системы здравоохранения субъекта  Российской Федерации.

III. Внедрение  стандартов оказания медицинской  помощи [23, c. 26].

1. Поэтапный  переход к оказанию медицинской  помощи в соответствии со стандартами  медицинской помощи, устанавливаемыми  Минздравсоцразвития России.

2. Поэтапный переход к 2013 году к включению в тарифы на оплату медицинской помощи за счет ОМС расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.

3. Обеспечение  сбалансированности объемов медицинской  помощи по видам и условиям  ее оказания в рамках территориальной  программы государственных гарантий  оказания гражданам Российской  Федерации бесплатной медицинской  помощи.

Информация о работе Роль, цели и задачи фонда обязательного медицинского страхования РФ