Роль фондов обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 06:40, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - раскрыть роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.

Задачи курсовой работы:

- охарактеризовать социально-экономическую сущность системы обязательного медицинского страхования;

- раскрыть структуру, задачи, функции, средства деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- проанализировать доходную и расходную части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2005-2008;

- выявить проблемы, недостатки действующей системы обязательного мединского страхования и дать предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования Федерального фонда обязательного медицинского страхования в РФ .................................................................

5
1.1. Социально-экономическая сущность системы обязательного медицинского страхования............................................................................

5
1.2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: структура, задачи, функции, средства деятельности..........................................................................

8
ГЛАВА 2. Анализ деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования............................................................................

15
2.1. Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2005-2008................................................................................


15
2.2. Динамика поступления налоговых платежей в Федеральный ФОМС за период 2005-2007, за 10 месяцев 2008.........................................................................................

32
ГЛАВА 3. Проблемы, недостатки действующей системы обязательного мединского страхования и предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования............................................................................


35
3.1. Недостатки действующей системы обязательного медицинского страхования...................................................
35
3.2. Проблемы действующей системы обязательного мединского страхования и предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования............................................................................


39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................. 46
БИБЛИОГРАФИЯ ................................................................................................. 47

Работа состоит из  1 файл

хорошая работа.doc

— 683.50 Кб (Скачать документ)

    2) обеспечение финансовой устойчивости  системы обязательного медицинского  страхования и создание условий  для выравнивания объема и  качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

    3) аккумулирование финансовых средств  Федерального фонда для обеспечения  финансовой стабильности системы  обязательного медицинского страхования.8

          Роль ФОМС в реализации социальных функций государства  раскрывается через его функции.  Федеральный фонд:

    1) осуществляет выравнивание финансовых  условий деятельности территориальных  фондов обязательного медицинского  страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

    2) разрабатывает и в установленном  порядке вносит предложения о  размере взносов на обязательное  медицинское страхование;

    3) осуществляет в соответствии  с установленным порядком аккумулирование  финансовых средств Федерального фонда;

    4) выделяет в установленном порядке  средства территориальным фондам  обязательного медицинского страхования,  в том числе на безвозвратной  и возвратной основе, для выполнения  территориальных программ обязательного  медицинского страхования;

    5) осуществляет совместно с территориальными  фондами обязательного медицинского  страхования контроль за рациональным  использованием финансовых средств  в системе обязательного медицинского  страхования, в том числе путем  проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

    6) осуществляет в пределах своей  компетенции организационно-методическую  деятельность по обеспечению  функционирования системы обязательного  медицинского страхования;

    7) вносит в установленном порядке  предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

    8) участвует в разработке базовой  программы обязательного медицинского  страхования граждан;

    9) осуществляет сбор и анализ  информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;

    10) организует в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации,  подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

    11) изучает и обобщает практику  применения нормативных правовых  актов по вопросам обязательного  медицинского страхования;

    12) обеспечивает в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации,  организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

    13) участвует в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации,  в международном сотрудничестве  по вопросам обязательного медицинского  страхования;

    14) ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении;

    15) осуществляет в соответствии  с законодательством Российской  Федерации расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.9

    Управление  деятельностью фонда осуществляется его правлением и постоянно действующей  исполнительной дирекцией. В состав правления входят представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединений.

      Правление возглавляет председатель. Федеральные  органы законодательной и исполнительной власти и общественные объединения  до истечения срока полномочий правления вправе внести в Правительство Российской Федерации предложения о замене кандидатур, ранее внесенных и утвержденных Правительством Российской Федерации в качестве членов правления.

      Второй  уровень организации обязательного  медицинского страхования представлен территориальными фондами ОМС и их филиалами, которые осуществляют сбор, аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС.

      Территориальные ФОМС (ТФОМС) создаются на территориях  субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти.10

      Финансовые  средства ТФОМС находятся в государственной  собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

      Главной задачей ТФОМС является обеспечение  реализации ОМС на каждой территории субъектов РФ на принципах всеобщности  и социальной справедливости. На ТФОМС  возложена основная работа по обеспечению  финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС.

      Руководство деятельностью ТФОМС осуществляется также правлением и исполнительной дирекцией. Председатель правления  избирается правлением, а исполнительный директор назначается местной администрацией.

      Третий  уровень в осуществлении ОМС  представляют страховые медицинские организации (СМО). Именно им по закону отводится непосредственная роль страховщика. СМО получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости от численности и половозрастной структуры застрахованного ими контингента населения и осуществляют страховые выплаты в виде оплаты медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.

      По  Положению о страховых медицинских  организациях, осуществляющих ОМС, в  качестве СМО может выступать  юридическое лицо любой формы собственности и организации, предусмотренной российским законодательством, и имеющее лицензию на проведение ОМС, выдаваемую департаментом страхового надзора.

       Общая схема организации и  финансирования ОМС представлена  на рис. 1.11

    Финансовые  средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и  изъятию не подлежат.

        Финансовые средства Федерального  фонда образуются за счет:

    1) части единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

    2) ассигнований из федерального  бюджета на выполнение федеральных  целевых программ в рамках  обязательного медицинского страхования;

    3) добровольных взносов юридических  и физических лиц;

    4) доходов от использования временно свободных финансовых средств;

    5) нормированного страхового запаса  Федерального фонда;

    6) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством  Российской Федерации.

          Страховые взносы (отчисления) в Федеральный  фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком.

          Временно  свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах  и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

          Доходы от использования временно свободных  финансовых средств и нормированного страхового запаса Федерального фонда  могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые  осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда, предусмотренными в его уставе.

          Затраты на содержание Федерального фонда, создание и поддержание его материально-технической  базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда.

          Финансовые  средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при  утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.

      Во  исполнение бюджета ФФОМС финансовые средства направляются на:

      1) регулирование финансовых условий деятельности территориальных ФОМС в рамках программы ОМС;

      2) реализацию мер социальной поддержки граждан по обеспечению лекарственными средствами;

      3) софинансирование страховых взносов на ОМС неработающего населения;

      4)финансирование отдельных мероприятий для системы ОМС, осуществляемых ФФОМС централизованно.

          Имущество Федерального фонда является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве  оперативного управления.

          Имущество Федерального фонда состоит из основных и оборотных средств, которые отражаются на балансе.

          Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования  имущества, находящегося в оперативном  управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.

          Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства Российской Федерации утверждаются федеральным законом.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Схема  организации и финансирования ОМС

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА  ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ  

2.1. Анализ  доходной и расходной части  бюджета Федерального фонда обязательного  медицинского страхования за  период 2005-2008 

      Формирование  доходов и расходов Федерального ФОМС в период 2005-2008 регулировалось Федеральными законами от 20.12.2004 №165-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год», от 22.12.2005 № 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на  2006 год», от 29.12.2006 № 243-ФЗ ««О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год», от 21.07.2007 № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов».

      В 2005 г. Федеральный ФОМС осуществлял  свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 165-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 г.» (далее — Закон о бюджете на 2005 г.).

      В соответствии со ст. 2  Закона о бюджете на 2005 г. доходы бюджета Фонда на 2005 год формируются за счет следующих источников:

    1) налогов, подлежащих зачислению  в бюджет Фонда в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

    2) сумм недоимки, пеней и иных  финансовых санкций по взносам  в Фонд, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    3) средств федерального бюджета,  передаваемых в Фонд на обеспечение  отдельных категорий граждан  лекарственными средствами и  на обязательное медицинское  страхование неработающего населения (детей) в соответствии с законодательством Российской Федерации, - в размере, установленном Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год";

Информация о работе Роль фондов обязательного медицинского страхования