Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 06:40, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.
Задачи курсовой работы:
- охарактеризовать социально-экономическую сущность системы обязательного медицинского страхования;
- раскрыть структуру, задачи, функции, средства деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
- проанализировать доходную и расходную части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2005-2008;
- выявить проблемы, недостатки действующей системы обязательного мединского страхования и дать предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования.
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования Федерального фонда обязательного медицинского страхования в РФ .................................................................
5
1.1. Социально-экономическая сущность системы обязательного медицинского страхования............................................................................
5
1.2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: структура, задачи, функции, средства деятельности..........................................................................
8
ГЛАВА 2. Анализ деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования............................................................................
15
2.1. Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2005-2008................................................................................
15
2.2. Динамика поступления налоговых платежей в Федеральный ФОМС за период 2005-2007, за 10 месяцев 2008.........................................................................................
32
ГЛАВА 3. Проблемы, недостатки действующей системы обязательного мединского страхования и предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования............................................................................
35
3.1. Недостатки действующей системы обязательного медицинского страхования...................................................
35
3.2. Проблемы действующей системы обязательного мединского страхования и предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования............................................................................
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................. 46
БИБЛИОГРАФИЯ ................................................................................................. 47
4)
прочих доходов, подлежащих
Бюджет ФОМС на 2005 г. исполнен по доходам в сумме 83003,3 млн руб., по расходам в сумме 71506,5 млн руб. с превышением доходов над расходами в сумме 11496,8 млн руб.
Доходная часть бюджета ФОМС, в части поступления ЕСН, в 2005 г. была сформирована в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривающим снижение с 1 января 2005 г. ставки ЕСН, зачисляемого в ФОМС и ТФОМС, с 3,6 до 2,8%.
С
1 января 2005 г. ставка единого социального
налога (далее — ЕСН) в части, подлежащей
зачислению в ФОМС, увеличена до 0,8%.
Удельный вес налоговых поступлений в
общей сумме доходов составил 38,2% (31707,9
млн руб.), в том числе ЕСН — 37,6% (31207,3 млн
руб.), поступлений средств из федерального
бюджета — 61,8% (51291,7 млн руб.).
При этом доходы ФОМС в 2005 г. оказались
меньше утвержденных годовых назначений
на 5988,4 млн руб. (93,3% кплану). Основными
причинами явились неполное поступление
ЕСН в сумме 3372,7 млн руб. (утверждено —
34580,0 млн руб., фактически поступило —
31207,3 млн руб., или 90,2%), а также уменьшение
Минфином России бюджетных ассигнований
на III квартал 2005 г. на реализацию мер социальной
поддержки отдельных категорий граждан
по обеспечению лекарственными средствами
(фактическое поступление указанных средств
составило 48291,7 млн руб.).
Принципиальным отличием бюджета 2005 г.
от всех предыдущих явилось то, что впервые
в доходах бюджета ФОМС было предусмотрено
поступление средств федерального бюджета,
в общей сумме 53791,7 млн руб., в том числе,
на реализацию мер социальной поддержки
отдельных категорий граждан по обеспечению
лекарственными средствами, в размере
50791,7 млн руб., а на ОМС неработающего населения
(детей) предусматривались субсидии федерального
бюджета в сумме 3000 млн руб.
Общий объем средств Фонда, направляемых в 2005 году в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, составил 30 628 500,0 тыс. рублей, расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами составили 48 291 678,9 тыс. рублей, направление в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования субсидии составило 3 000 000,0 тыс. рублей на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), направление на реализацию мер по охране материнства и детства составило 340 000,0 тыс. рублей
В
соответствии с Федеральным законом
от 22.12.2005 № 171-ФЗ «О бюджете Федерального
фонда обязательного медицинского страхования
на 2006 год», в рамках реализации приоритетного
национального проекта в сфере здравоохранения
на фонды ОМС возложены дополнительные
государственные функции по своевременному
и целевому финансированию мероприятий
по развитию первичной медико-санитарной
помощи в части осуществления денежных
выплат участковым терапевтам, участковым
педиатрам, врачам общей практики, семейным
врачам и медицинским сестрам названных
категорий врачей и проведению дополнительной
диспансеризации работающих граждан.
Для решения задач по финансированию территориальных
программ ОМС субъектов Российской Федерации,
а также финансового обеспечения мероприятий
в рамках приоритетного национального
проекта в сфере здравоохранения доходная
часть бюджета ФОМС на 2006 год формировалась
как за счет собственных доходов ФОМС
в виде налогов, подлежащих зачислению
в бюджет ФОМС в соответствии с налоговым
законодательством Российской Федерации,
так и за счет дотаций и субвенций, перечисляемых
в ФОМС из федерального бюджета.
В целом по доходам бюджет Федерального фонда ОМС в 2006 году составляет 113,4 млрд руб.
Предусматриваемые в бюджете ФОМС доходы от поступления единого социального налога в объеме 55,7 млрд руб. рассчитаны исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду оплаты труда на 2006 год в сумме 5917,0 млрд руб. в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статью 241 Налогового кодекса Российской Федерации», увеличившим ставку единого социального налога, зачисляемого в ФОМС, с 0,8% до 1,1%, с учетом коэффициента льготного налогообложения 0,8912 и уровня собираемости единого социального налога 96%.
Доходы
от налогоплательщиков, применяющих
специальные налоговые режимы, а
также от недоимки, пени и штрафов по страховым
взносам (мобилизация просроченной задолженности
страхователей по страховым взносам),
зачисляемых в ФОМС, определены сумме
601,5 млн руб., в том числе:
— единый налог, взимаемый в связи с применением
упрощенной системы налогообложения,
— 296,2 млн руб.;
— недоимка,
пени и штрафы по страховым взносам
в ФОМС — 61,4 млн руб.
Как уже отмечалось, главной отличительной
особенностью бюджета Федерального фонда
ОМС 2006 года является то, что удельный
вес средств федерального бюджета в общей
сумме доходов ФОМС составляет 50%.
Федеральным законом «О федеральном бюджете
на 2006 год» предусмотрена передача бюджету
ФОМС средств в виде дотаций в сумме 28
млрд руб., из них 10 млрд руб. на реализацию
социальной программы неработающих пенсионеров,
3,2 млрд руб. — на обязательное медицинское
страхование неработающего населения
(детей), 12,8 млрд руб. — на финансовое обеспечение
государственного задания по оказанию
дополнительной медицинской помощи и
2 млрд руб. — на проведение дополнительной
диспансеризации работающих граждан.
На реализацию мер социальной поддержки
отдельных категорий граждан по обеспечению
необходимыми лекарственными средствами
из федерального бюджета в виде субвенций
передается 29,1 млрд руб.
Также
среди особенностей бюджета на 2006 г.
можно отметить формирование в структуре
бюджета ФОМС фонда компенсаций в размере
12,8 млрд руб. и фонда софинансирования
в размере 8,4 млрд руб. для финансового
обеспечения мероприятий в рамках приоритетного
национального проекта.
Средства из фонда компенсаций будут направляться
территориальным фондам ОМС в виде субвенций
на финансирование расходов, связанных
с денежными выплатами участковым терапевтам,
участковым педиатрам, врачам общей практики,
семейным врачам и медицинским сестрам
названных категорий врачей.
Из фонда софинансирования будет осуществляться
финансирование расходов по дополнительной
диспансеризации работающих граждан в
объеме 2 млрд руб. и финансирование дополнительной
амбулаторно-поликлинической помощи неработающим
пенсионерам, оказанной в рамках территориальной
программы ОМС, в объеме 6,4 млрд руб.
В
соответствии со статьей 10 Федерального
закона «О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
на 2006 год» в текущем году ФОМС направит
в бюджет Фонда социального страхования
Российской Федерации денежные средства
в сумме 17,5 млрд руб. на осуществление
функций по оплате дополнительной диспансеризации
работающих граждан и оказанию им первичной
медико-санитарной помощи, а также по оплате
услуг государственным и муниципальным
учреждениям здравоохранения по медицинской
помощи, оказанной указанными учреждениями
женщинам в период беременности и родов.
Объем средств ФОМС, направляемых бюджетам
территориальных фондов ОМС на выполнение
территориальных программ обязательного
медицинского страхования субъектов Российской
Федерации в рамках базовой программы
ОМС, в 2006 году предусмотрен статьей 5 Федерального
закона и составит более 40,0 млрд руб. Из
них: дотации на выполнение территориальных
программ обязательного медицинского
страхования в рамках базовой программы
ОМС в размере 33,2 млрд руб. за счет собственных
доходов ФОМС, дотации на реализацию социальной
программы поддержки неработающих пенсионеров
в сумме 3,6 млрд руб., субсидии на ОМС неработающего
населения (детей) в сумме 3,2 млрд рублей
— за счет средств федерального бюджета.
Объем дотаций на выполнение территориальных
программ обязательного медицинского
страхования в рамках базовой программы
ОМС рассчитывался ФОМС в соответствии
с Положением о порядке расчета дотаций
Федерального фонда ОМС на выполнение
территориальных программ обязательного
медицинского страхования субъектов Российской
Федерации в рамках базовой программы
ОМС, утвержденным председателем правления
Фонда (решение правления ФОМС от 02.06.2005
№ 5А/7.2), регистрационный № Минюста России
6815 от 21.07.2005.
В
соответствии с указанным Положением
дотации представляются бюджетам территориальных
фондов ОМС на выполнение территориальных
программ ОМС в рамках базовой
программы ОМС в следующих пропорциях:
I часть — 60% от общего объема дотаций ФОМС,
пропорционально условно-расчетному дефициту
территориальной программы ОМС каждого
субъекта Российской Федерации в рамках
базовой программы ОМС;
II часть — 40% от общего объема дотаций
ФОМС в зависимости от уровня бюджетной
обеспеченности субъектов Российской
Федерации.
Субвенции на выполнение территориальных
программ ОМС за счет средств нормированного
страхового запаса составят в соответствии
со статьей 8 Федерального закона 4,95 млрд
руб.
Указанные средства будут направляться территориальным фондам ОМС на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования в течение года в случае недостаточности собственных средств на финансирование территориальной программы ОМС в порядке, предусмотренном Положением о порядке направления средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования, утвержденным председателем правления Фонда 2 июня 2005 года № 5А/7.1, зарегистрированным в Минюсте России 15 июня 2005 года № 6719.
В Законе «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» есть статья 7, предусматривающая возможность направления Фондом остатков средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, образовавшихся по состоянию на 1 января 2006 года, на завершение расчетов в первом квартале 2006 года за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2005 году, а также на финансирование расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в 2006 году, что позволит обеспечить непрерывное финансирование льготного лекарственного обеспечения в первом квартале 2006 года.
Статьей
13 Федерального закона предусмотрено
направление средств Фонда в сумме 360,0
млн руб. на финансирование расходов, связанных
с оплатой приобретаемых лекарственных
средств для оказания медицинской помощи
детям, страдающим онкогематологическими
заболеваниями.
По виду расходов «Информатика» предусматривается
сумма 49,2 млн руб. Средства по указанной
статье будут направлены на проведение
работ по совершенствованию единого информационного
пространства системы обязательного медицинского
страхования и здравоохранения, обеспечения
регулярного обмена данными с органами
управления здравоохранением на всех
уровнях и отделениями ПФР РФ, разработку
и внедрение корпоративной системы мониторинга
дополнительного лекарственного обеспечения
отдельных категорий граждан, создание
и внедрение корпоративного портала Фонда
с интеграцией существующих программных
комплексов и информационных ресурсов
ТФОМС, создание корпоративной сети системы
ОМС и оснащение специализированным общесистемным
программным обеспечением, техническими
средствами, а также средствами защиты
информации и электронно-цифровой подписи.
По виду расходов «Работа по государственным контрактам на выполнение НИОКР» расходы составят 4,3 млн руб. Указанные средства планируется направить на научные исследования в области обязательного медицинского страхования, имеющие прикладное значение и направленные на разработку политики и стратегии дальнейшего развития и совершенствования системы ОМС в Российской Федерации, отработку организационных, финансово-экономических и правовых механизмов управления системой ОМС на федеральном и территориальном уровнях, оценку эффективности деятельности системы ОМС и ее роли в реформировании здравоохранения и обеспечении населения медицинской помощью.
По виду расходов «Переподготовка и повышение квалификации кадров» предусматривается сумма 8 млн руб. Указанные средства предполагается направить на оплату расходов, связанных с переподготовкой, повышением квалификации кадров системы ОМС.
По виду расходов «Расходы, связанные с выполнением других обязательств государства» на проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации о деятельности системы обязательного медицинского страхования предусматриваются расходы в сумме 6,5 млн руб.13
Сравнительный анализ поступления и расходования средств Федерального ФОМС предствлен в таблице 1.
Таблица 1
ПОСТУПЛЕНИЕ
И РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО
ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
(миллионов рублей)
|
Информация о работе Роль фондов обязательного медицинского страхования