Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 06:40, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.
Задачи курсовой работы:
- охарактеризовать социально-экономическую сущность системы обязательного медицинского страхования;
- раскрыть структуру, задачи, функции, средства деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
- проанализировать доходную и расходную части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2005-2008;
- выявить проблемы, недостатки действующей системы обязательного мединского страхования и дать предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования.
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования Федерального фонда обязательного медицинского страхования в РФ .................................................................
5
1.1. Социально-экономическая сущность системы обязательного медицинского страхования............................................................................
5
1.2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: структура, задачи, функции, средства деятельности..........................................................................
8
ГЛАВА 2. Анализ деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования............................................................................
15
2.1. Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2005-2008................................................................................
15
2.2. Динамика поступления налоговых платежей в Федеральный ФОМС за период 2005-2007, за 10 месяцев 2008.........................................................................................
32
ГЛАВА 3. Проблемы, недостатки действующей системы обязательного мединского страхования и предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования............................................................................
35
3.1. Недостатки действующей системы обязательного медицинского страхования...................................................
35
3.2. Проблемы действующей системы обязательного мединского страхования и предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования............................................................................
39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................. 46
БИБЛИОГРАФИЯ ................................................................................................. 47
Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики14
В
соответствии с федеральным законом
от 29.12.2006 г. № 234-ФЗ «О бюджете Фонда
обязательного медицинского страхования
Российской Федерации на 2007 год» бюджет
ФФОМС на 2007 г. утвержден по доходам
в сумме 139,6 млрд. р., по расходам – в сумме
139,6 млрд. р.
Общий объем средств ФФОМС, которые будут
направлены в 2007 г. в бюджеты ТФОМС на выполнение
территориальных программ обязательного
медицинского страхования, определяется
в сумме 76 723 550,5 тыс. руб., из них размер
субсидий на выполнение территориальных
программ обязательного медицинского
страхования в рамках базовой программы
- в сумме 41 823 300,0 тыс. руб. и объем средств
из федерального бюджета на оказание государственной
социальной помощи отдельным категориям
граждан по обеспечению лекарственными
средствами - в сумме 34 900 250,5 тыс. руб.
В составе бюджета ФФОМС сформирован фонд
софинансирования, образованный за счет
средств федерального бюджета, в сумме
4 000 000,0 тыс. руб. Данные средства будут
направлены в виде субсидий на дополнительную
диспансеризацию работающих граждан.
Также
ФФОМС будут направлены средства
на проведение в субъектах РФ пилотного
проекта, направленного на повышение
качества услуг в сфере здравоохранения.
Предусматривается осуществление финансирования
ФФОМС за счет средств федерального бюджета
мероприятий по оказанию дополнительной
бесплатной медицинской помощи отдельным
категориям граждан в части обеспечения
лекарственными средствами в соответствии
с Федеральным законом "О государственной
социальной помощи".
В
целях финансового обеспечения
выполнения государственного задания
на оказание дополнительной медицинской
помощи денежные выплаты медицинским
работникам установлены в размере
10 тыс. руб. в месяц для врача-терапевта
участкового, врача-педиатра участкового,
врача общей практики (семейного врача)
и в размере 5 тыс. руб. в месяц для медицинской
сестры участковой врача-терапевта участкового,
медицинской сестры участковой врача-педиатра
участкового, медицинской сестры врача
общей практики (семейного врача) с учетом
районных коэффициентов. В указанных целях
в бюджете ФФОМС предусмотрены средства
в размере 20 793 585,8 тыс. руб.
Определен порядок расходования остатков
средств на 1 января 2007 г., образовавшихся
в бюджете ФФОМС и бюджетах территориальных
фондов ОМС.
На
рис. 2 представлена структура доходов
ФФОМС. Наибольший удельный вес составляют
страховые взносы (62,51%), поступающие
в форме уплаты единого социального
налога.
Рис. 2.
Структура доходов ФФОМС на 2007 год15
Рис.3. Структура
расходов бюджет ФФОМС на 2007 год16
Из рис. 3., в структуре расходов ФФОМС, видно, что основная доля расходов приходится на обязательное медицинское страхование (63,07 %), которое позволяет обеспечить гарантированное государством страховое медицинское обеспечение по базовым региональным программам.
Одной
из важных функций ФФОМС является
распределение средств по Федеральным
округам. На рис. 4. представлена в процентном
выражении структура
Рис.4. Распределение средств ФФОМС по федеральным округам на 2007 год17
В
настоящее время Президентом
РФ подписан Федеральный закон "Об
исполнении бюджета Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
за 2007 год". Как сообщает пресс-служба
Кремля, документ был принят Государственной
Думой 19 ноября и одобрен Советом Федерации
26 ноября.
В целом бюджет Фонда на 2007 год исполнен
по доходам в сумме 157 817 143,1 тыс. рублей,
по расходам в сумме - 158 176 868,7 тыс. рублей,
с превышением расходов над доходами в
сумме 359 725,6 тыс. рублей. Из средств субсидий
на выполнение территориальных программ
обязательного медицинского страхования,
предусмотренных бюджетом Фонда на 2007
год в сумме 41 823 300,0 тыс. рублей, было направлено
на финансирование этих программ в рамках
базовой программы обязательного медицинского
страхования 41 098 356,4 тыс. рублей и на оказание
отдельным категориям граждан государственной
социальной помощи по обеспечению лекарственными
средствами (согласно заявкам субъектов
Российской Федерации) - 724 943,6 тыс. рублей.
На выравнивание финансовых условий деятельности
территориальных фондов обязательного
медицинского страхования по финансированию
территориальных программ обязательного
медицинского страхования из средств
нормированного страхового запаса Фонда
было направлено 1 653 500,0 тыс. рублей.
В 2007 году Фондом в территориальные фонды
обязательного медицинского страхования
перечислялись субсидии на дополнительную
оплату амбулаторно-поликлинической помощи,
оказанной неработающим пенсионерам в
рамках территориальной программы обязательного
медицинского страхования, на осуществление
пилотного проекта по повышению качества
услуг в сфере здравоохранения, на обязательное
медицинское страхование неработающего
населения (детей), а также направлялись
средства на реализацию мер социальной
поддержки отдельных категорий граждан
в части, касающейся дополнительного лекарственного
обеспечения, на проведение дополнительной
диспансеризации работающих граждан.
18
В Федеральном законе от 21.07.2007 № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» доходы определены: на 2008 год - 123241204,4 тыс. рублей, на 2009 год - 119987658,2 тыс. рублей, на 2010 год - 104482669,0 тыс. рублей.
Доходы бюджета Фонда на 2008 год и на период до 2010 года формируются за счет следующих источников.
1. Налоги (сумма поступлений единого социального налога): на 2008 год - 76697800,0 тыс. рублей, на 2009 год - 87565600,0 тыс. рублей, на 2010 год - 98975800,0 тыс. рублей.
Предусматриваемые в бюджете Фонда доходы от поступления ЕСН рассчитаны исходя из прогноза Минэкономразвития России фонда оплаты труда на 2008-2010 годы в размере: 8921 млрд. рублей, 10299 млрд. рублей, 11771 млрд. рублей, соответственно, с учетом коэффициентов корректировки фонда заработной платы, эффективной ставки налога, коэффициента собираемости и других расчетных параметров.
Ежегодный прирост доходов к предыдущему году составил, соответственно, 16 %, 14 %, 13 процентов.
2.
Отчисления от единых налогов,
взимаемых в связи с
Расчет поступлений от плательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, произведен исходя из показателей утвержденного бюджета ФОМС на 2007 год, скорректированного на индексы роста ВВП, и потребительских цен на 2008-2010 годы по прогнозу Минэкономразвития России.
Ежегодный прирост доходов к предыдущему году составил, соответственно, 15 %, 14 %, 13 процентов.
3.
Суммы недоимок, пеней и штрафов
по взносам в ФОМС, подлежащих
зачислению в бюджет Фонда
в соответствии с
Поступления рассчитаны с учетом динамики фактических поступлений с 2004 по 2006 год.
4.
Средства федерального бюджета,
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФОМС, определены в следующих размерах (без учета средств на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами): на 2008 год - 45674381,4 тыс. рублей, на 2009 год - 31442949,2 тыс. рублей, на 2010 год - 4412240,0 тыс. рублей.
Удельный вес средств федерального бюджета, передаваемых бюджету ФОМС (без учета средств на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами), в общем объеме доходов на 2008-2010 годы составит, соответственно, 37 %, 26 %, 4 процента.
Уменьшение объема средств, выделяемых из федерального бюджета на 2010 год, обусловлено отсутствием решения Правительства Российской Федерации по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2010 год.
Расходы бюджета Фонда на 2008 год и на период до 2010 года предусмотрены: на 2008 год - 123241204,4 тыс. рублей, на 2009 год - 119987658,2 тыс. рублей, на 2010 год - 104482669,0 тыс. рублей.
Увеличение общих расходов ФОМС на 2008 год по сравнению с 2007 годом составит 17 процентов.
В общем объеме расходов предусмотрены межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, в сумме до: на 2008 год - 16600000,0 тыс. рублей, на 2009 год - 17000000,0 тыс. рублей, на 2010 год - 17000000,0 тыс. рублей.
Структура расходов за счет средств федерального бюджета, передаваемых бюджету ФОМС в 2008-2010 годах, представлена следующим образом.
1.
Оказание отдельным категориям
граждан государственной
2. Обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей)
Расходы предусмотрены: на 2008 год - 3538700,0 тыс. рублей, на 2009 год - 3822570,0 тыс. рублей, на 2010 год - 4071040,0 тыс. рублей.
3.
Реализация мероприятий в
По
данным ФОМС, дефицит территориальных
программ в 2006 году составлял от 3,8 %
в Республике Татарстан до 46,4 % в
Ульяновской области. Учитывая, что
территориальные программы
4. Проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Расходы предусмотрены: на 2008 год - 306583,0 тыс. рублей, на 2009 год - 320379,2 тыс. рублей, на 2010 год - 341200,0 тыс. рублей.
5. Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан
Расходы на данные цели в проекте бюджета Фонда запланированы на уровне 2007 года и составляют: 2008 год - 4000000,0 тыс. рублей, 2009 год - 4000000,0 тыс. рублей.
Расходы на 2010 год не определены, поскольку решение по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2010 год не принято.
Предоставление субсидий из фонда софинансирования планируется осуществлять в 2008-2010 годах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. Финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики
Расходы предусмотрены: на 2008 год - 22829098,4 тыс. рублей, на 2009 год - 23300000,0 тыс. рублей.
Расходы
на 2010 год не определены, поскольку
решение по реализации приоритетного
национального проекта «
Указанные
расходы в 2008 году планируется увеличить
на 10 % по сравнению с 2007 годом и
на 2 % в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
2.2. Динамика
поступления налоговых
В 2005-2006 годах ситуация по поступлению налоговых платежей складывалась неудовлетворительно. В 2006 году совместными действиями ФОМС и ФНС России, удалось снизить дефицит доходной части бюджета ФОМС по поступлению налоговых платежей до 514,6 млн. рублей ( по ЕСН – 556,9 млн. рублей) и следовательно, сократить его в 6 раз, по сравнению с 2005 годом.
Информация о работе Роль фондов обязательного медицинского страхования