Роль фондов обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 06:40, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - раскрыть роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.

Задачи курсовой работы:

- охарактеризовать социально-экономическую сущность системы обязательного медицинского страхования;

- раскрыть структуру, задачи, функции, средства деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- проанализировать доходную и расходную части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2005-2008;

- выявить проблемы, недостатки действующей системы обязательного мединского страхования и дать предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования Федерального фонда обязательного медицинского страхования в РФ .................................................................

5
1.1. Социально-экономическая сущность системы обязательного медицинского страхования............................................................................

5
1.2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: структура, задачи, функции, средства деятельности..........................................................................

8
ГЛАВА 2. Анализ деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования............................................................................

15
2.1. Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2005-2008................................................................................


15
2.2. Динамика поступления налоговых платежей в Федеральный ФОМС за период 2005-2007, за 10 месяцев 2008.........................................................................................

32
ГЛАВА 3. Проблемы, недостатки действующей системы обязательного мединского страхования и предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования............................................................................


35
3.1. Недостатки действующей системы обязательного медицинского страхования...................................................
35
3.2. Проблемы действующей системы обязательного мединского страхования и предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования............................................................................


39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................. 46
БИБЛИОГРАФИЯ ................................................................................................. 47

Работа состоит из  1 файл

хорошая работа.doc

— 683.50 Кб (Скачать документ)

Таблица 2

Сравнительный анализ налоговых поступлений в  ФОМС в 2006-2007 г.г.

Показатели Поступило   

2006 г. (млн. руб.)

Поступило 

2007 г. (млн. руб.)

Исполнение

2006 г. (%)

Исполнение 

2007 г. (%)

Темп

роста 

Единый  социальный налог 55 128,1 71 016,6 99% 104% 128,8%
Другие  налоги 600,4 772,2 111% 105,4% 128%
Недоимка, пени и штрафы по взносам 43,4 20,3 70,6% 43% 53%
Всего налогов 55 771,9 71 809,0 99,1% 104,4% 128,7%
 

 

Источник: Данные ФФОМС от 05.05.200819 

      Из  таблицы 2 видно, что в 2007 году поступило налоговых платежей в доход бюджета ФОМС на сумму 71 809,0 млн. рублей, что на 28,7% больше, чем в 2006 году, исполнение бюджета 2007 года в части поступления налоговых платежей составило 104,4 %.

      С 1-го полугодия 2007 года отмечались колебания  профицита налоговых поступлений в доход бюджета ФОМС от 800,0 до 2 750,4 млн. рублей.

      Несмотря  на увеличение с 1 декабря 2007 года доходной части бюджета ФОМС (Федеральный  закон от 29.12.2006  №243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год (в ред. Федерального закона от 23.11.2007 № 264-ФЗ)) на 2 527,0 млн. руб., впервые за последние 3 года был отмечен профицит налоговых платежей в размере  3 025,7 млн. руб. (по ЕСН – 3012,6 млн. руб.) или 4,4% от суммы плановых  налоговых поступлений.20

      Таблица 3

Поступление налоговых платежей в доходы ФОМС  в 2008 г.

 
Показатели
налоговые платежи                млн.руб.

ПЛАН

  • ФАКТ
  •  
    Дефицит (профицит)
       
      в  млн.руб.

      (гр.2-гр.3)

    в % к году
     
    1
    2 3 4 5
    Январь 7 356.1 4 220.5 3 135.6 3.6
    Январь-февраль 14 712.3 11 450.1 3 262.2 3.7
    Январь-март 22 068.4 19 047.2 3 021.2 3.4
    Январь-апрель 29 424.5 27 329.6 2 094.9 2.4
    Январь-май 36 780.7 34 913.6 1 867.0 2.1
    Январь-июнь 44 136.8 42 948.1 1 188.7 1.3
    Январь-июль 51 492.9 51 290.2 202.7 0.2
    Январь-август 58 849.1 58 573.9 275.1 0.3
    Январь-сентябрь 66 205.2 65 571.2 634.0 0.7
    Январь-октябрь 73 561.3 72 891.7 669.7 0.8
    На 07.11.08г. 74 722.8 74 016.2 706.7 0.8
    Сумма налоговых платежей, утвержденная в  бюджете ФОМС на 2008г. (утв. № 152-ФЗ от 22.07.08г.) 88 273.6     0

    Источник: Данные ФФОМС от 07.11.2008 21 

          Из  таблицы 3 видно, что по состоянию  на 07.11.2008г. отмечается дефицит на сумму – 706,7 млн.руб. по отношению к плановой сумме поступлений налоговых платежей на данный период.

          Динамика  поступлений налоговых платежей в части, подлежащей зачислению в доход ФОМС в 2008 году представлена на рисунке 5. 
     
     
     
     
     

     

    Рис. 5. Динамика поступлений и дефицит (профицит) налоговых платежей в  части, подлежащей зачислению в доход  ФОМС в 2008 году.22 
     
     
     
     

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ГЛАВА 3. Проблемы, недостатки действующей системы обязательного мединского страхования и предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования                                                                                                                                                                  

    3.1. Недостатки действующей системы обязательного медицинского страхования

          Принятие  в России Федерального закона «О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации» в 1991 г. явилось важным событием в направлении отечественного здравоохранения на рыночныйпуть развития. Однако за прошедшие полтора десятилетия реализации норм закона на практике накопился ряд существенных недостатков и противоречий, которые должны быть устранены с целью дальнейшего рыночного развития сферы здравоохранения. В настоящее время развитие системы страховой медицины существенным образом сдерживается ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Программа при этом носит финансово и ответственно разобщенный характер, т.к. определяет несколько источников ее финансирования, к одному из таких относит средства обязательного медицинского страхования, которые должны обеспечивать реализацию составной части программы — Базовую программу обязательного медицинского страхования. Такая финансовая разобщенность приводи к невозможности единого управления процессом реализации Программы и отсутствием четкой ответственности за недостатки и ошибки управления. В Программе отсутствуют конкретные обязательства государства, субъекта РФ или муниципального образования по заказу оказания медицинской помощи и единые условия ее оказания. Программа не предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи. Все это представляет большие трудности для ее реализации, в т.ч. и медицинским страховщиком.

          К недостаткам действующей системы  ОМС, определяемой несовершенством  Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, следует отнести следующие:

          1. Разобщенность источников финансирования Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи из  средств бюджета и из средств ОМС приводит к дублированию структур, обеспечивающих это финансирование: общество затрачивает на содержание однотипных структур дважды: сначала на наличие менеджмента бюджетной составляющей программы, затем — на менеджмент страховой составляющей.

          2. Неэффективность контроля за исполнением финансового обязательства со стороны бюджетной составляющей Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи — контроль возложен на орган управления здравоохранением, т.е. фактически на собственника, т.е. заинтересованного в непрозрачности системы чиновника, отсутствует независимый контроль общества. Коль скоро во главу угла реформы поставлена проблема улучшения существующего качества медицинской помощи, то должен быть решен вопрос о наличии контролера этого качества, независимого от органа власти, принимающего территориальную программу государственных гарантий и правила функционирования здравоохранения своего подчинения, от собственника учреждения здравоохранения, от производителя медицинских услуг. Таким контролером может быть медицинский страховщик, уже сформировавший внутри себя кадровый, имущественный, информационный потенциал, а вокруг себя — необходимую инфраструктуру.

          3. Наблюдается явное и повсеместное снижение доступности медицинской помощи, нарастание платных услуг населению и жалоб на вымогательства со стороны медицинского персонала вследствие неэффективности разобщенной по источникам финансирования реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Отсутствует четкое конкретное нормирование платных медицинских услуг. В Основах законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации имеется исключительно упоминание о т. н. «дополнительной медицинской помощи», которая может явиться предметом договора между учреждением здравоохранения и пациентом об оказании ему платных медицинских услуг.

    Само  понятие предмета договора, т.е. дополнительной медицинской помощи, отсутствует. Медицинский  страховщик вынужден в отсутствие законодательного нормирования практически в единственном числе бороться против произвола навязывания пациенту таких «дополнительных» медицинских услуг. Отсутствие независимого контролера качества медицинской помощи (страховщика) при оказании платных медицинских услуг делает их очень привлекательными для учреждения здравоохранения вне зоны общественного контроля. В сознание пациента внедряется порочная идея о том, что качественное здравоохранение может быть исключительно платным. При этом предлагаются услуги внеочередного приема у врача за дополнительную плату, оскорбляющие достоинство малообеспеченных сограждан, не имеющих лишних средств для оплаты приема у врача вне очереди. Такая имущественная дискриминация не принимается во внимание руководителями здравоохранения.

          4. В российском здравоохранении создается новая индустриальная отрасль — высокотехнологичная медицинская помощь, причем опять-таки вне зоны общественного контроля за порядком оказания медицинской помощи, очередностью оказания медицинской помощи, что уже приводит к возникнове-

    нию недовольства населения, связанного с отсутствием независимого контролера за выдачей направления в федеральные учреждения здравоохранения, за соблюдением очередности в листе ожидания, за качеством оказания медицинской помощи, отсутствием ведения единого реестра (листа) ожидания по конкретному профилю медицинской специализации, например в трансплантологии. Эта насущная медицинская дисциплина находится вне контроля; как осуществляется перемещение пациентов, ожидающих трансплантацию без единого федерального листа ожидания, не знает никто, кроме самого исполнителя. Система не может долго существовать бесконтрольно — это всегда приведет к злоупотреблениям. В настоящее время система ОМС страдает от необеспеченности сбалансированности базовой программы ОМС с финансовыми ресурсами: в системе ОМС концентрируются только 40—60% средств, необходимых для реализации программы, тогда как по-

    требность составляет около 80%. Это связано  с несовершенством регрессивной шкалы налогообложения по ЕСН  в части, зачисляемой в фонды  ОМС.  Налоговым законодательством предусматривается принцип развития общества, основанный на преимущественном развитии экономики, — стимулирование выплаты ЕСН за счет возможности его регресса. Но этот принцип тормозит развитие оказания медицинской помощи — не хватает денежных средств; отсутствует регламент досудебной защиты застрахованного и правил возмещения страховой компанией вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи, основанной на системе штрафных санкций;

    отсутствует единый реестр досудебных экспертных решений страховых медицинских компаний и решений судов по искам застрахованных лиц к учреждениям здравоохранения — причинителям вреда здоровью пациентов;

    отсутствует законодательство о саморегулирующейся организации объединения страховых  медицинских компаний.23 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    3.2. Проблемы  действующей системы обязательного мединского страхования и предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования

          Проблема 1. Реализация программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи преимущественно через систему ОМС.

    Информация о работе Роль фондов обязательного медицинского страхования