Роль фондов обязательного медицинского страхования в социальной программе государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание

Медицинское страхование - это форма социальной защиты интересов населения в области охраны здоровья, обеспечивающая накопление средств для целевого финансирования медицинской помощи и профилактических мероприятий при возникновении страхового случая. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Фонды обязательного медицинского страхования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ, ИХ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Социально-экономическая сущность ФОМС и причины их развития в России 5
1.2 Развитие и формирование медицинского страхования в России 11
1.3 Современная система организации ФОМС 16
2 СОСТАВ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА И БЮДЖЕТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОНДОВ 25
2.1 Доходы ФОМС 25
2.2 Расходы ФОМС 29
2.3 Анализ доходов и расходов ФОМС в Российской Федерации 32
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37
3.1 Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения 37
3.2 Областная целевая программа модернизации здравоохранения Челябинской области 39
3.3 Оценка эффективности реализации программы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Работа состоит из  1 файл

Финансы.doc

— 938.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Медицинское страхование - это  форма социальной защиты интересов  населения в области охраны здоровья, обеспечивающая накопление средств для целевого финансирования медицинской помощи и профилактических мероприятий при возникновении страхового случая. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Фонды обязательного медицинского страхования.

Для написания данной курсовой работы была выбрана тема «Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства».

Актуальность данной темы  очевидна: на современном этапе развития здравоохранения в России деятельность данных фондов имеет огромное значение в процессе  развития системы здравоохранения. В свою очередь  здравоохранение является важнейшим элементом социальной сферы государства.

Цель курсовой работы – на основе литературных источников раскрыть роль фондов обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных программ государства.

Для достижения вышеупомянутой цели ставились конкретные задачи:

  1. Охарактеризовать сущность фондов обязательного медицинского страхования и рассмотреть причины их развития в России;
  2. Изучить развитие и формирование медицинского страхования в России;
  3. Рассмотреть современную систему организации фондов обязательного медицинского страхования;
  4. Охарактеризовать состав бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов;
  5. Проанализировать доходы и расходы фондов обязательного медицинского страхования в России;
  6. Выявить перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.

Объект  исследования – фонды обязательного медицинского страхования.

Предмет исследования –  роль фондов обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных программ государства.

В первой главе курсовой работы рассмотрим причины создания фондов обязательного медицинского страхования в России, основные этапы их развития и охарактеризуем современную систему их организации.

Во второй главе работы на основе статистических данных рассмотрим особенности доходов и расходов обязательного медицинского страхования, проанализируем их динамику и структуру, а также выявим основные проблемы развития.

В третьей главе курсовой работы проанализируем официальные предложения по развитию фондов обязательного медицинского страхования и покажем направления их дальнейшего совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации

 

    1. Социально-экономическая сущность фондов медицинского страхования и причины их развития в России

 

История возникновения  внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных  фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а другие закрывались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства – в одних фондах нехватка средств, в других избыток, и требовала дополнительных расходов на управление ими.   Поскольку такие счета и фонды не должны были утверждаться парламентом, то правительство могло использовать проходившие через них средства совершенно бесконтрольно.

Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства. Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования  средств.

В России в отличие  от зарубежных государств, исторически  сложилась совершенно иная система  осуществления государственных  расходов. Составлялось только два  бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне.

Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство  РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных и были официально утверждены законодательными актами правительства и президента РФ.

Пенсионный  фонд РФ (ПФР) был создан в целях  государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

Фонд социального  страхования (ФСС) был создан в целях  обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования  и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

Фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные учреждения.[14]

Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

Задачи медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и других услуг сверхустановленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным. Коллективное страхование осуществляется в соответствии с социальными программами развития предприятий и является дополнительным к обязательному государственному страхованию.

В качестве субъектов медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Страхователями являются:

  • при обязательном медицинском страховании для неработающего населения — исполнительные органы власти субъектов РФ, местная администрация, для работающего населения — предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий;
  • при добровольном медицинском страховании — отдельные граждане или предприятия, представляющие интересы граждан.

Страховые медицинские организации — это юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие соответствующую лицензию.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Медицинское страхование осуществляется путем заключения договора между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством.

Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис, находящийся на руках у застрахованного лица.

Граждане РФ имеют  право на:

  • выбор медицинской страховой организации;
  • выбор медицинского учреждения и врача;
  • получение медицинской помощи на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства;
  • получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
  • предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;
  • возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора.

На территории РФ лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане РФ. Медицинское страхование граждан РФ, находящихся за рубежом, осуществляется на основе двусторонних соглашений РФ со странами пребывания граждан. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане РФ.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является государственным некоммерческим учреждением.

Основными задачами фонда  являются:

  • финансовое обеспечение установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • аккумулирование финансовых средств фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

 

Финансовые  средства фонда являются федеральной  собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию  не подлежат.

Временно свободные  финансовые средства фонда размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг. Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса фонда направляются на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами фонда.

Затраты на содержание фонда, создание и поддержание его  материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных  на эти цели его бюджетом.

Финансовые  средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.

Фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет  о его исполнении, которые по представлению  Правительства РФ утверждаются федеральным законом.

Управление  фондом осуществляется коллегиальным  органом — правлением и постоянно  действующим исполнительным органом  — директором.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Финансовые средства и имущество всех фондов обязательного медицинского страхования находятся в федеральной собственности.

Информация о работе Роль фондов обязательного медицинского страхования в социальной программе государства