Роль фондов обязательного медицинского страхования в социальной программе государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание

Медицинское страхование - это форма социальной защиты интересов населения в области охраны здоровья, обеспечивающая накопление средств для целевого финансирования медицинской помощи и профилактических мероприятий при возникновении страхового случая. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Фонды обязательного медицинского страхования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ, ИХ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Социально-экономическая сущность ФОМС и причины их развития в России 5
1.2 Развитие и формирование медицинского страхования в России 11
1.3 Современная система организации ФОМС 16
2 СОСТАВ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА И БЮДЖЕТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОНДОВ 25
2.1 Доходы ФОМС 25
2.2 Расходы ФОМС 29
2.3 Анализ доходов и расходов ФОМС в Российской Федерации 32
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37
3.1 Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения 37
3.2 Областная целевая программа модернизации здравоохранения Челябинской области 39
3.3 Оценка эффективности реализации программы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Работа состоит из  1 файл

Финансы.doc

— 938.50 Кб (Скачать документ)

 

Рисунок 3 – Расходы бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования

 

Анализируя  данные графика можно сделать  вывод, что фактические расходы  бюджета практически всегда превышают  прогнозируемые расходы, что нередко  приводит к дефициту бюджета. Наибольший перерасход 86,9% наблюдается в 2008 году и составляет 45,5 млрд. руб. Общий объем расходов бюджета в 2014 году составит 1188,5 млрд. руб., что 1,3 раза больше, чем в текущем 2012 году.

Составим таблицу  показателей бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования (Приложение Б) и покажем величину дефицита / профицита бюджета на графике.

 

 

Рисунок 4 – Величина дефицита / профицита Фонда обязательного медицинского страхования

 

По данным графического изображения можно сделать вывод, что на протяжении трех лет с 2007 года по 2010 год наблюдается дефицит бюджета, а в 2006 и 2011 годах – профицит бюджета Фонда обязательного медицинского страхования. В 2011 году самый высокий процент исполнения бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

 

    1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

 

В 90-е годы в силу объективных  политических и социально-экономических  причин, медицина финансировалась по остаточному принципу. Это привело к тому, что на сегодняшний день в большинстве учреждений здравоохранения изношенный парк медицинского оборудования, здания больниц, находящиеся в полуразрушенном состоянии, дефицит медицинских кадров.

В рамках изучения уровня удовлетворенности населения качеством и доступностью оказываемой медицинской помощи, организована работа по рассмотрению и анализу обращений граждан по поводу качества оказания медицинской помощи. В работу практического здравоохранения введена практика оценки пациентом качества медицинской помощи, включающая оценку удовлетворенности населения.

Данные Министерства здравоохранения Челябинской области, Челябинского областного  фонда  обязательного медицинского страхования  об уровне удовлетворенности населения  области медицинской помощью, количестве поступающих обращений и проведенных проверок приведены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Уровень удовлетворенности населения области медицинской помощью

Наименование  показателя

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Количество  поступивших жалоб, из них

927

145

138

1201

961

1102

обоснованных

519

563

690

840

61

564

Количество  проверок учреждений, осуществленных по итогам рассмотрения жалоб

916

124

118

1186

947

178


 

Количество  жалоб и обращений по поводу оказания медицинской помощи с 2005 года возросло на 12%, при этом рост числа обоснованных жалоб оставил 8%. Удовлетворенность населения оказанием медицинской помощью составляет 32,5%.

Сегодня Президент РФ и Правительство РФ уделяют особое внимание развитию здравоохранения  в России. Поэтому модернизация системы обязательного медицинского страхования и развитие российского здравоохранения в целом является одной из приоритетных задач Правительства на 2012 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Областная целевая программа модернизации здравоохранения Челябинской области

 

 

 Основной целью Программы является улучшение качества и обеспечение  доступности медицинской помощи населению Челябинской области, а также увеличение продолжительности  жизни населения.

Задачи программы:

  • Укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;
  • Внедрение современных информационных систем в здравоохранение;
  • Внедрение стандартов оказания медицинской помощи;
  • Поэтапный переход к 2013 году к включению в тарифы на оплату медицинской помощи за счет  обязательного медицинского страхования расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.

Программа будет реализовываться  по трем направлениям.

Первое – укрепление материально-технической базы медицинских  учреждений. В рамках первой задачи предполагается реформирование инфраструктуры здравоохранения, приведение ее в соответствие со структурой населения Челябинской области, его заболеваемости и смертности. Кроме того, материально-техническая база учреждений здравоохранения Челябинской области будет приведена в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи, включая завершение строительства ранее начатых объектов, оснащение оборудованием, проведение текущего и капитального ремонтов.

На второе направление  – внедрение современных информационных систем в здравоохранение. Данная задача включает внедрение персонифицированного учета оказания медицинских услуг, возможность ведения электронной медицинской карты; а также ведение электронного паспорта медицинского учреждения.

На третье направление  – внедрение стандартов медицинской  помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. Основными задачами здесь являются: поэтапный переход к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Программа реализуется  в 2011–2012 годах за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, областного бюджета и средств Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования. Общий объем финансирования Программы в 2011−2012 годах составит 13 849 870,9 тыс.руб. [21].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Оценка эффективности  реализации программы

 

Эффективность Программы будет оцениваться  на основе анализа  достижения целевых  значений показателей результативности, установленных паспортом Программы.

В результате реализации Программы в Челябинской области планируется осуществить следующие мероприятия:

  • приведение сети учреждений здравоохранения в соответствие с  потребностью населения в медицинской помощи с учетом сбалансированности территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи по видам и условиям оказания медицинской помощи;
  • внедрение полного тарифа оплаты медицинской помощи за счет средств системы обязательного медицинского страхования, с учетом внедряемых в 2011-2012 годах стандартов оказания медицинской помощи;
  • внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты деятельности;
  • введение персонифицированного учета медицинской помощи и ресурсов на ее оказание;
  • обеспечение принципа экстерриториальности, то есть доступности медицинских услуг для всех граждан независимо от места жительства.

При изменении  объемов финансирования Программы  в установленном порядке проводится корректировка целевых индикаторов  и их значений.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе выполнена следующая цель: на основе литературных источников раскрыта роль фондов обязательно медицинского страхования РФ в реализации социальных программ государства.

Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

Задачи медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия.

Возникновение страховых отношений относится к глубокой древности. По дошедшим источникам - еще в античные времена, в рабовладельческом обществе были соглашения, в содержании которых просматриваются черты договора страхования. Эти соглашения относились как к недвижимому имуществу, так и к торговым и ссудным сделкам, и, прежде всего, в области морского судоходства.

В России становление  системы страховой помощи населению  вследствие болезни связывается, прежде всего, с развитием в конце XIX в. земской медицины, которая дотировалась за счет казны, ассигнований губернских и уездных властей. В дореволюционной России в силу ее аграрного и очень малого периода пореформенного капиталистического развития, медицинское страхование не получило широкого распространения.

С развитием мировой экономики, увеличением количества имущественных интересов, росло число страховых компаний, увеличивались их обороты и капиталы, их вложения в другие отрасли хозяйства. В настоящее время во всех странах с развитой рыночной экономикой не существует материальных, имущественных объектов или имущественных интересов, не защищенных страхованием. Только в нашей стране развитие страхования оказалось замороженным на семь десятилетий, главным образом из-за отсутствия имущества и имущественных интересов у большинства населения, отсутствия частной собственности. 

Система обязательного  медицинского страхования создана  с целью обеспечения конституционных  прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в  статье 41 Конституции Российской Федерации. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Проведен анализ бюджета фондов обязательного медицинского страхования:

Прогнозируемые доходы бюджета уменьшались в течение четырех лет и в 2010 году составили 105,9 млрд. руб., что на 48,5 млрд. руб. меньше, чем в 2007 году. При этом наибольший процент исполнения бюджета – 124,5% наблюдается в 2008 году и составляет 162,6 млрд. руб. По прогнозным оценкам доходы бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году составят 1188,5 млрд. руб.

Фактические расходы бюджета практически всегда превышают прогнозируемые расходы, что нередко приводит к дефициту бюджета. Наибольший перерасход 86,9% наблюдается в 2008 году и составляет 45,5 млрд. руб. Общий объем расходов бюджета в 2014 году составит 1188,5 млрд. руб., что 1,3 раза больше, чем в текущем 2012 году.

На протяжении трех лет с 2007 года по 2010 год наблюдается дефицит бюджета, а в 2006 и 2011 годах – профицит бюджета Фонда обязательного медицинского страхования. В 2011 году самый высокий процент исполнения бюджета.

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что роль Фондов обязательного медицинского страхования в финансировании расходов на здравоохранение трудно переоценить.

Сегодня Президент РФ и Правительство РФ уделяют особое внимание развитию здравоохранения  в России. Поэтому модернизация системы обязательного медицинского страхования и развитие российского здравоохранения в целом является одной из приоритетных задач Правительства на 2012 год.

Программа реализуется  в 2011–2012 годах за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, областного бюджета и средств Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования. Общий объем финансирования Программы в 2011−2012 годах составит 13 849 870,9 тыс.руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон от 29.12.2006 № 243-ФЗ (ред. от 14.07.2008) «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год»;
  2. Федеральный закон от 21.07.2007 № 184-ФЗ (ред. от 27.10.2008) «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на  2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»;
  3. Федеральный закон от 25.11.2008 № 215-ФЗ (ред. от 28.04.2009) «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на  2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»;
  4. Федеральный закон от 28.11.2009 № 294-ФЗ (ред. от 27.10.2008) «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на  2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»;
  5. Федеральный закон от 08.12.2010 № 333-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на  2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;
  6. Федеральный закон от 30.11.2011 № 370-ФЗ (ред. от 27.10.2008) «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на  2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»;
  7. Федеральный закон от 03.04.2008 № 37-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2006 год»;
  8. Федеральный закон от 03.12.2008 № 241-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2007 год»;
  9. Федеральный закон от 27.12.2009 № 372-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год»;
  10. Федеральный закон от 04.10.2010 № 256-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год»;
  11. Федеральный закон от 06.10.2011 № 269-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год»;
  12. Федеральный закон от 02.10.2012 № 154-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год»;
  13. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы. М.: ЮНИТИ, 2012. 687 с.;
  14. Ковалева, А.М. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2010. 726 с.;
  15. Конституция Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.constitution.ru/;
  16. Федеральный Закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»: [сайт]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133398;
  17. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: [сайт]. URL:  http://ora.ffoms.ru;
  18. РосМедСтрах, медицинское страхование в России: [сайт]. URL: http://www.rosmedstrah.ru;
  19. Энциклопедия экономиста: [сайт]. URL: www.Grandars.ru;
  20. Библиотека «Полка булкиниста», значимые книги отечественных и зарубежных авторов: [сайт]. URL: http://society.polbu.ru;
  21. Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения»: [сайт]. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/99/30/ lang,ru.

Информация о работе Роль фондов обязательного медицинского страхования в социальной программе государства