Роль фондов обязательного медицинского страхования в социальной программе государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание

Медицинское страхование - это форма социальной защиты интересов населения в области охраны здоровья, обеспечивающая накопление средств для целевого финансирования медицинской помощи и профилактических мероприятий при возникновении страхового случая. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Фонды обязательного медицинского страхования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ, ИХ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Социально-экономическая сущность ФОМС и причины их развития в России 5
1.2 Развитие и формирование медицинского страхования в России 11
1.3 Современная система организации ФОМС 16
2 СОСТАВ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА И БЮДЖЕТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОНДОВ 25
2.1 Доходы ФОМС 25
2.2 Расходы ФОМС 29
2.3 Анализ доходов и расходов ФОМС в Российской Федерации 32
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37
3.1 Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения 37
3.2 Областная целевая программа модернизации здравоохранения Челябинской области 39
3.3 Оценка эффективности реализации программы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Работа состоит из  1 файл

Финансы.doc

— 938.50 Кб (Скачать документ)

Средства, направляемые гражданами и юридическими лицами на финансирование государственной, муниципальной систем здравоохранения, не облагаются налогами. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности. [13]

    1. Развитие и формирование медицинского страхования в России

 

Зарождение  элементов социального страхования  и страховой медицины в России началось еще в XVIII - начале XIX вв., когда  на возникших первых капиталистических  предприятиях появились первые кассы  взаимопомощи. Сами рабочие стали  создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи - предшественников больничных касс. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге. 

Развитие и  формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов. 

1 этап: С марта 1861 по июнь1903 года

В 1861 г. был принят первый законодательный акт, вводивший  элементы обязательного страхования  в России. В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах - вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. Участниками вспомогательной кассы при горных заводах стали рабочие, которые уплачивали в кассу установленные взносы (в пределах 2-3 процентов заработной платы).

В 1866 г. был принят Закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц. Согласно этому Закону к работодателям, владельцам фабрик и заводов предъявлялось требование иметь больницы, число коек в которых исчислялось по количеству рабочих на предприятии: 1 койка на 100 работающих.  Открывшиеся в 70-80-е годы XIX в. на крупных заводах больницы были малочисленными и не могли обеспечить всех нуждавшихся в медицинской помощи. В целом медицинская помощь фабрично-заводским рабочим была крайне неудовлетворительной. 

2 этап. С июня 1903 - по июнь 1912 года 

Особое значение в становлении обязательного медицинского страхования в России имел принятый в 1903 г. Закон «О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». По данному Закону работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве, предусматривалась обязанность предпринимателя и казны выплачивать вознаграждения потерпевшим или членам их семей в виде пособий и пенсий. 

3 этап. С июня 1912 по июль 1917 года 

В 1912 г. III Государственной  Думой было сделано немало для  социального обновления страны, в  том числе 23.06.1912 г. был принят Закон  о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев. В декабре 1912 г. был учрежден Совет по делам страхования. В январе 1913 г. в Москве и Санкт-Петербурге открылись Присутствия по делам страхования. С июня-июля 1913 г. были созданы больничные кассы на многих территориях Российской Империи. В январе 1914 г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях. 

По Закону 1912 г. врачебная помощь за счет предпринимателя  оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах: первоначальная помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях; амбулаторное лечение; родовспоможение; больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного. 

4 этап. С июля 1917 по октябрь 1917 года 

После Февральской  революции 1917 г. к власти пришло Временное  правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования (Новелла от 25 июля 1917 г.), включающие следующие основные концептуальные положения: 

  • Расширение круга застрахованных, но не на все категории работающих (поскольку одномоментно это технически было сделать невозможно, были выделены категории застрахованных);
  • Предоставление права больничным кассам объединяться, при необходимости, в общие кассы без согласия предпринимателей и Страхового присутствия (окружные, общегородские больничные кассы);
  • Повышены требования к самостоятельным больничным кассам по числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек;
  • Полное самоуправление больничных касс работающими, без участия предпринимателей.

Временным правительством были приняты четыре законодательных акта по социальному страхованию, в которых серьёзно пересматривались и исправлялись многие недостатки Закона, принятого III Государственной Думой в 1912 г. 

5 этап. С октября  1917 по ноябрь 1921 года 

Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России «полного социального страхования».

Основные положения  Декларации были следующие: 

  • распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту; 
  • распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы); 
  • возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей и государство; 
  • возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы. 

Проводимые  Советским правительством реформы  способствовали осуществлению полного  социального страхования на началах полной централизации. 

Логическим  продолжением начатой политики слияния  наркомздравовской и страховой  медицины стало принятие Декрета  от 31.10.1918г., которым было утверждено «Положение о социальном обеспечении трудящихся». В новом Положении термин «страхование» был заменен на термин «обеспечение». Это соответствовало концепции Советского правительства о том, что через год после Октябрьской революции капитализм уже ликвидирован и Россия стала «социалистической» и, следовательно, капиталистический институт социального страхования должен был уступить свое место социалистическому институту социального обеспечения. Содержание Декрета от 31.10.1918 г. полностью этому соответствовало. 

19.02.1919 г. В.И. Ленин подписал Декрет «О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения», в результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах. 

Таким образом, этим Декретом кассовая медицина упразднялась. Результаты такой реформы на первых порах в деле борьбы с инфекционными заболеваниями были достаточно убедительными. Значительно снизились уровень заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом), детская смертность.

6 этап. С ноября 1921 по 1929 год 

C 1921 г. в стране была провозглашена новая экономическая политика (НЭП), и Правительство вновь обратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г. 

15.11.1921 г. издается  Декрет «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом», в соответствии с которым вновь вводится социальное страхование, распространяющееся на все случаи временной и стойкой утраты трудоспособности. Для организации социального страхования на случай болезни были установлены страховые взносы, ставки которых определялись Советом Народных Комиссаров и дифференцировались в зависимости от числа занятых на предприятии лиц и условий труда.  
Впервые этим Декретом устанавливался порядок взимания взносов, при этом основными сборщиками стали комиссии по охране труда и социального обеспечения.

По Постановлению  Совета Народных Комиссаров № 19 ст. 124 от 23.03.1926 г. из всех средств социального  страхования образовывались следующие  операционные фонды: 

  • Фонды, находящиеся в непосредственном распоряжении органов социального страхования;
  • Фонды медицинской помощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся в распоряжении органов здравоохранения.

Структура фондов медицинской помощи застрахованным в период с 1922 по 1929 г. 

7 этап. С 1929 по июнь 1991 года 

Этот этап можно  охарактеризовать как период государственного здравоохранения, в течение которого в силу объективной политической и экономической ситуации сформировался  остаточный принцип финансирования системы охраны здоровья. 

8 этап. С июня 1991 года по настоящее время 

И лишь с принятием Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» 28 июня 1991 г. можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране. [18]

 

 

 

    1. Современная система организации

 

Система обязательного  медицинского страхования создана  с целью обеспечения конституционных  прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в  статье 41 Конституции Российской Федерации. [15]

Медицинское страхование  является формой социальной защиты интересов  населения в охране здоровья.

Важнейшим нормативным  правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «Об  обязательном  медицинском страховании  в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года (далее - Закон). [16]

Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определяет средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и закладывает основы  системы страховой модели финансирования здравоохранения в стране.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

Федеральный фонд ОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом Федерального фонда ОМС.

Федеральный фонд ОМС является самостоятельным государственным  некоммерческим финансово-кредитным  учреждением.

Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях  Центрального банка Российской Федерации  и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

Структура ФОМС представлена в Приложении А.

Управление  организации ОМС создано в целях осуществления организации деятельности субъектов ОМС, защиты прав граждан, взаимодействия с регионами. 

Задачами Управления организации ОМС являются:

  • разработка в пределах компетенции нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию  Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции от 28.07.2012 № 133-ФЗ) и направленных на совершенствование системы обязательного медицинского страхования;
  • анализ осуществления обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, в том числе анализ территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования;
  • организационно-методическое взаимодействие с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, с медицинскими учреждениями, работающими в системе ОМС, страховыми медицинскими организациями, осуществляющими ОМС;
  • взаимодействие с Российской медицинской ассоциацией, с Всероссийским союзом страховщиков по ОМС, медицинскими ассоциациями, профессиональными союзами по вопросам осуществления ОМС в Российской Федерации.

Управление  модернизации системы ОМС является самостоятельным структурным подразделением Федерального фонда обязательного  медицинского страхования.

Основными задачами Управления модернизации системы ОМС  являются:

  • анализ и оценка деятельности системы ОМС Российской Федерации как составной части обязательного социального страхования;
  • анализ и оценка функционирования обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации с учетом особенностей социально-экономического развития;
  • проведение мониторинга и подготовка аналитических материалов по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения;
  • проведение мониторинга и подготовка аналитических материалов по реализации региональных программ модернизации системы здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011 - 2012 годах;
  • оказание организационно-методической помощи субъектам Российской Федерации в подготовке и экономическом обосновании программ и проектов по модернизации системы ОМС и нормативно-правовых документов по совершенствованию ОМС;
  • организация деятельности Методического Совета по координации и экспертной поддержке организации научно-исследовательских работ, а также разработка технического задания и заключение контрактов на выполнение научно-исследовательских работ для нужд ФОМС.

Информация о работе Роль фондов обязательного медицинского страхования в социальной программе государства