Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:28, реферат
Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.
Введение.
Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.
В современных
условиях бюджет широко используется
государством для воздействия на
различные стороны
В условиях современной НТР резко возросла роль человеческого фактора, что требует нового подхода к главному элементу производительных сил - человеку. Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы - просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств. В Руз на социальные цели используется более 50 %.Каждый год проводятся дополнительные меры по использованию государственного бюджета на социальные нужды.
24 августа
2009 г. состоялось очередное заседание
Законодательной палаты Олий Мажлиса
Республики Узбекистан.
С докладом об исполнении Государственного
бюджета Республики Узбекистан по итогам
первого полугодия 2009 года выступил заместитель
министра финансов М.Мирзаев. С докладом
по этому вопросу выступил председатель
Комитета по бюджету и экономическим реформам
А.Ахадов.
Особо была отмечена социальная направленность
главного финансового документа страны.
Так, более половины всех расходов Госбюджета
в первом полугодии были направлены именно
в социальную сферу и на поддержку населения.
Осуществлен ряд практических мер по выполнению
Государственной программы «Год развития
и благоустройства села», повышению качества
жизни сельского населения.
В докладе о государственном бюджете 2010 г. министра финансов Рустама Азимова было отмечено, что в расходах главного финансового документа страны предусматривается увеличение доли расходов на социальную сферу и социальную поддержку населения с 56,5% в 2009 году до 59,1% в 2010 году, что составляет 13,5% к ВВП. В нем предусмотрено увеличение финансирования на здравоохранение, образование, социальную защиту уязвимых слоев населения, повышение заработной платы, пенсий, стипендий, пособий. В целях улучшения жизни народа в следующем году будет снижена ставка налога на доходы физических лиц по первой шкале налогообложения с 12% до 11%. При этом предусматривается введение дополнительных льгот в виде уменьшения налогооблагаемого дохода на сумму средств, уплачиваемых за обучение в вузах, а также добровольно перечисляемых на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан в Народном банке. Он обратил внимание на то, что в госбюджете страны на будущий год предусмотрены строительство новых общеобразовательных школ, академических лицеев и профессиональных колледжей, материальная поддержка подрастающего поколения. В частности, придавая большое значение подготовке молодых спортсменов, предлагается ввести с сентября 2010 года бесплатное питание для учащихся колледжей олимпийского резерва из малообеспеченных семей.
Рассмотрим расходы государственного бюджета более подробно.
1)Понятие, сущность и значение расходов государственного бюджета в современных условиях. Прежде всего дадим определение государственного бюджета и ознакомимся более подробно с его расходами.
В соответствии с законодательством РУз государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств государства (включая средства государственных денежных фондов), предусматривающий источники доходов и размеры поступлений из них ,а также направления расходования и размеры средств, выделяемых на конкретные цели в течении финансирования года.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств государства по различным направлениям.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
В первую
очередь расходы бюджета
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
Рассмотрим действующую классификацию расходов госбюджета в Узбекистане.
Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.
Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.
Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.
Кроме того, расходы госбюджета классифицируются на производительные и непроизводительные. Производительные расходы – это те расходы, которые укрепляют преимущественное состояние государств или социально-экономическое положение населения. Непроизводительные расходы – это те, которые не дают ни одного из этих результатов, но не являются бесполезными.
По характеру потребностей расходы можно разделить на обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные – отвечали постоянным потребностям государства каждый финансовый год. Чрезвычайные – обусловлены случайными и изменчивыми потребностями.
Последним признаком классификации расходов является территориальный.