Роль государственного бюджета в финансировании социально - кльтурных мероприятий в условиях модернизации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:28, реферат

Описание

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 716.00 Кб (Скачать документ)
 

Планирование  и финансирование расходов общеобразовательных школ. Содержание общеобразовательных школ занимает наибольший удельный вес в расходах на образование. Планирование расходов общеобразовательных школ осуществляется в сметном порядке на один год. Расходы на общеобразовательные школы включают затраты:

на текущее  содержание;

на приобретение оборудования и инвентаря, капитальный  ре 
монт и строительство новых зданий (с 2005 года финансируются 
Фондом школьного образования).

Расходы на текущее содержание включают:

заработную плату  педагогического, учебно-вспомогательного и 
административно-обслуживающего персонала;

учебные, канцелярские и хозяйственные расходы;

- расходы на командировки, служебные разъезды и другие. 
Расчеты по статьям расходов учитывают специфику учебного процесса. Учебный год не соответствует календарному году, поэтому расчеты определяются по среднегодовым показателям. Для расчета расходов в общеобразовательных школах используются следующие оперативно сетевые показатели:

среднегодовое количество учащихся;

среднегодовое количество классов;

среднегодовое количество классов - комплектов;

наполняемость классов;

недельная нагрузка учащихся по классам;

недельная нагрузка педагогического персонала.

Исходя из среднегодового количества классов определяются расходы на текущее содержание школ.

При расчете  расходов общеобразовательных школ учитывается контингент. В среднем по республике:

в районных центрах 450-550 человек;

в областных  центрах 550-650 человек;

по городу Ташкенту 1000 человек.

Прием учащихся в первые классы определяется по данным детских дошкольных учреждений и данным специального учета; в последующие классы - с учетом переходящего контингента; учащиеся 10 классов - с учетом перехода учащихся 9 классов, при этом определяется процент перехода учащихся 9 классов на другие формы обучения.

Среднегодовое количество учащихся и среднегодовое количество классов определяется по формуле:

Кср = (К„ х 8 + Кк х 4) /12 , где

Кср - среднегодовое количество учащихся;

Кн > Кк - количество учащихся на начало и конец года.

Учебный год  отличается от календарного года поэтому  К„ - это период с первого января по август (включительно), а Кк - с 1 сентября по 31 декабря.

В сельской местности, учитывая особенности оплаты труда, среднегодовое количество учащихся и классов исчисляется следующим образом:

Кср = (К„х8,5 + КкхЗ,5)/12

Основной статьей  расходов общеобразовательных школ является заработная плата, которая  вместе с начислениями составляет 45% всех расходов на текущее содержание школ.

Для исчисления заработной платы используется штатное расписание. Фонд заработной платы в общеобразовательных школах состоит из:

- фонда заработной  платы педагогического персонала;

фонда заработной платы административного персонала;

фонда заработной платы обслуживающего персонала.

Фонд заработной платы административно-управленческого  и хозяйственно-обслуживающего персонала общеобразовательных школ рассчитывается исходя из штатного расписания и установленных должностных окладов (директор школы, заместитель директора, библиотекарь, уборщица и т.д.).

По всем школам планируются расходы на питание. Основой для их исчисления являются нормы питания на одного ученика, количество учеников, обеспечиваемых питанием (в среднем около 17,5% от общего количества учащихся начальных классов). Хоки-миятам (местным органам власти) предоставлено право освобождать от платы за питание детей из малообеспеченных семей в количестве до 25% к общему составу учащихся, посещающих группы продленного дня, из них до 10% полностью и до 15% - до половины размера платы за питание. Поэтому число питающихся за счет бюджета в среднем берется не более 17,5% от общего контингента групп продленного дня (ГПД). Общий объем расходов рассчитывается путем умножения количества детей, получающих бесплатное питание на норму расходов в день на одного человека на количество дней функционирования.

В смете расходов по четвертой группе расходов отражаются канцелярские и хозяйственные расходы. Методика исчисления этих расходов по всем типам образовательных учреждений одинакова. Среди них особое место занимают расходы на коммунальные услуги (01.4.00), к ним относятся плата за электроэнергию, горячую воду и теплоэнергию, воду и канализацию, вывоз мусора и другие. Они рассчитываются исходя из кубатуры, квадратуры, показателей счетчика, тарифов на финансовый год.

Финансирование  деятельности образовательного учреждения общего среднего образования осуществляется в установленном порядке за счет:

ассигнований  из бюджета;

средств, получаемых от выполнения договоров, иных услуг, не запрещенных законодательством Узбекистана и Уставом школы, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.

Планирование  и финансирование расходов школ-интернатов. Расходы школ-интернатов планируются на основе общепринятой сметы расходов. Планирование осуществляется с учетом оперативно сетевых показателей и норм расходов по отдельным статьям расходов. Планирование осуществляется на один год с разбивкой по кварталам. Фонд заработной платы и начисления работодателей на фонд заработной платы осуществляется также как и в общеобразовательных школах. Особенностью является наличие в штатном расписании помимо педагогического персонала, воспитателей. При расчете фонда заработной платы для школ-интернатов учитываются надбавки устанавливаемые Министерством труда и Министерством народного образования.

Расходы на питание  рассчитываются исходя из контингента  учащихся, норм расходов на питание на один детодень и количества дней функционирования в году.

Расходы на мягкий инвентарь определяются исходя из количества учащихся, количества комплектов и цен на последнюю дату при планировании расходов на мягкий инвентарь с учетом инфляции. Количество комплектов мягкого инвентаря определяется на основе инвентаризации. Учитывается срок службы мягкого инвентаря.

Расходы на медикаменты, определяются исходя из контингента  учащихся и норм расходов на медикаменты.Основным источником финансирования школ-интернатов являются бюджетные средства, а также дополнительно привлеченные107 средства.

Планирование  и финансирование расходов внешкольных учреждений.

Планирование  расходов составляется по четырем основным группам внешкольных учреждений, объединенных по типу учреждений: дворцы и дома школьников; станции юных техников, туристов, натуралистов и т.п.; детско-юношеские спортивные школы; прочие учреждения по внешкольной работе.

,108

В Узбекистане  внешкольные учреждения финансируются  за счет бюджетных средств, а также дополнительно привлеченных1' средств.

Планирование  и финансирование расходов средне - специальных  профессиональных колледжей.

Источники финансирования профессиональных колледжей и академических лицеев:

ассигнования  из бюджета;

средства министерств, ведомств, корпораций, ассоциаций и 
предприятий, на балансе которых находятся учебные заведения;

доходы, полученные от реализации образовательных услуг, 
научно-педагогической, производственной и других видов деятель 
ности, соответствующие уставным задачам образовательного учре 
ждения;

добровольные  пожертвования и целевые взносы юридических 
и физических лиц;

иные источники, не запрещенные законодательством.

Расчет расходов предусматривает расчет фонда заработной платы, который рассчитывается исходя из объема нагрузки педагогического персонала в объеме 800 часов в год.109 Исходя из объема нагрузки и контингента учащихся, типового плана - рассчитывается количество педагогических ставок.

Планирование  и финансирование расходов высших учебных заведений. Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими систему Высшего образования в Республике Узбекистан, являются Закон Республики Узбекистан «Об образо вании», Национальная программа по подготовке кадров, а также Положением «О высшем образовании».111

Расходы на высшие учебные заведения определяются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий их функционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других показателей.

Основным финансовым документом высшего учебного заведения служит смета, определяющая общий объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований. В смете приводятся общие сведения об учебном заведении, учебно-материальной базе. При сводном планировании расходы исчисляются на основе расчетных норм на одного студента. Для этогоопределяют контингент студентов на планируемый год с учетом их выпуска и приема. Расчет проводится отдельно по дневному и заочному видам обучения.

Среднегодовое число студентов  исчисляется следующим образом:

Кср = Кн - 1/2 В + 1/3 П, где

Кср - среднегодовое число студентов;

Кн - количество учащихся на начало года;

В- выпуск;

П- прием.

При планировании учитывается возможный отсев  студентов.

В расходах на высшие учебные заведения значительный удельный вес имеет заработная плата. В фонд заработной платы включается заработная плата штатного профессорско-преподавательского персонала, лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, а также административно-технического, учебно-вспомогательного и прочего персонала.

Второе место  по величине в расходах высших учебных  заведений занимают затраты на выплату стипендий. Студенты в зависимости от их успеваемости подразделяются на 3 категории (отличники, хорошисты и успевающие).

Расчет стипендиального фонда по высшему учебному заведению на один месяц исчисляется следующим образом:

Сф = КкхРс,где

Сф - стипендиальный фонд по высшему учебному заведению  на

один месяц;

Кк - количество студентов по каждой категории;

Рс- размер месячной стипендии по соответствующей категории.

Годовой стипендиальный фонд рассчитывается путем умножения  среднегодового количества стипендиатов, среднего размера стипендии (зависящего от количества студентов по каждой категории учащихся) в том или ином учебном заведении, и количества месяцев обучения.

В расходах высших учебных заведений планируются  затраты на научно-исследовательскую работу кафедр, на научные командировки преподавателей и т.д.

Расходы на инвентарь и оборудование планируются с учетом необходимости обеспечения их специальным оборудованием, компьютерами и хозяйственным инвентарем. Эти расходы при сводномпланировании определяются по нормам на одного студента, а расходы на капитальный ремонт — исходя из внешней кубатуры.

Финансирование  деятельности Высших учебных заведений осуществляется в установленном порядке за счет ассигнований из Республиканского бюджета, а также дополнительно привлеченных112 средств.

Из диаграммы  видно, что удельный вес расходов на просвещение в общей сумме расходов в 2007г. составил 32,7% , затем снизился на 1 % в 2008 г.  и в 2009г. составил 32,7 % от всех расходов государственного бюджета.

  Расходы бюджета  на здравоохранение

Состояние системы  здравоохранения имеет огромное социальное и экономическое значение для любого государства. В Республике Узбекистан в 1996 году был принят Закон «Об охране здоровья граждан», в соответствии с которым определены: структура системы здравоохранения в Республике Узбекистан, которая включает в себя совокупность государственной, частной и других систем здравоохранения; органы управления, а также цели и задачи системы здравоохранения.

Информация о работе Роль государственного бюджета в финансировании социально - кльтурных мероприятий в условиях модернизации экономики