Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:28, реферат
Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.
Планирование и финансирование расходов общеобразовательных школ. Содержание общеобразовательных школ занимает наибольший удельный вес в расходах на образование. Планирование расходов общеобразовательных школ осуществляется в сметном порядке на один год. Расходы на общеобразовательные школы включают затраты:
на текущее содержание;
на приобретение
оборудования и инвентаря, капитальный
ре
монт и строительство новых зданий (с 2005
года финансируются
Фондом школьного образования).
Расходы на текущее содержание включают:
заработную плату
педагогического, учебно-вспомогательного
и
административно-обслуживающего персонала;
учебные, канцелярские и хозяйственные расходы;
- расходы на командировки,
служебные разъезды и другие.
Расчеты по статьям расходов учитывают
специфику учебного процесса. Учебный
год не соответствует календарному году,
поэтому расчеты определяются по среднегодовым
показателям. Для расчета расходов в общеобразовательных
школах используются следующие оперативно
сетевые показатели:
среднегодовое количество учащихся;
среднегодовое количество классов;
среднегодовое количество классов - комплектов;
наполняемость классов;
недельная нагрузка учащихся по классам;
недельная нагрузка педагогического персонала.
Исходя из среднегодового количества классов определяются расходы на текущее содержание школ.
При расчете расходов общеобразовательных школ учитывается контингент. В среднем по республике:
в районных центрах 450-550 человек;
в областных центрах 550-650 человек;
по городу Ташкенту 1000 человек.
Прием учащихся в первые классы определяется по данным детских дошкольных учреждений и данным специального учета; в последующие классы - с учетом переходящего контингента; учащиеся 10 классов - с учетом перехода учащихся 9 классов, при этом определяется процент перехода учащихся 9 классов на другие формы обучения.
Среднегодовое количество учащихся и среднегодовое количество классов определяется по формуле:
Кср = (К„ х 8 + Кк х 4) /12 , где
Кср - среднегодовое количество учащихся;
Кн > Кк - количество учащихся на начало и конец года.
Учебный год отличается от календарного года поэтому К„ - это период с первого января по август (включительно), а Кк - с 1 сентября по 31 декабря.
В сельской местности, учитывая особенности оплаты труда, среднегодовое количество учащихся и классов исчисляется следующим образом:
Кср = (К„х8,5 + КкхЗ,5)/12
Основной статьей расходов общеобразовательных школ является заработная плата, которая вместе с начислениями составляет 45% всех расходов на текущее содержание школ.
Для исчисления заработной платы используется штатное расписание. Фонд заработной платы в общеобразовательных школах состоит из:
- фонда заработной
платы педагогического
фонда заработной
платы административного
фонда заработной платы обслуживающего персонала.
Фонд заработной
платы административно-
По всем школам планируются расходы на питание. Основой для их исчисления являются нормы питания на одного ученика, количество учеников, обеспечиваемых питанием (в среднем около 17,5% от общего количества учащихся начальных классов). Хоки-миятам (местным органам власти) предоставлено право освобождать от платы за питание детей из малообеспеченных семей в количестве до 25% к общему составу учащихся, посещающих группы продленного дня, из них до 10% полностью и до 15% - до половины размера платы за питание. Поэтому число питающихся за счет бюджета в среднем берется не более 17,5% от общего контингента групп продленного дня (ГПД). Общий объем расходов рассчитывается путем умножения количества детей, получающих бесплатное питание на норму расходов в день на одного человека на количество дней функционирования.
В смете расходов по четвертой группе расходов отражаются канцелярские и хозяйственные расходы. Методика исчисления этих расходов по всем типам образовательных учреждений одинакова. Среди них особое место занимают расходы на коммунальные услуги (01.4.00), к ним относятся плата за электроэнергию, горячую воду и теплоэнергию, воду и канализацию, вывоз мусора и другие. Они рассчитываются исходя из кубатуры, квадратуры, показателей счетчика, тарифов на финансовый год.
Финансирование деятельности образовательного учреждения общего среднего образования осуществляется в установленном порядке за счет:
ассигнований из бюджета;
средств, получаемых от выполнения договоров, иных услуг, не запрещенных законодательством Узбекистана и Уставом школы, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.
Планирование и финансирование расходов школ-интернатов. Расходы школ-интернатов планируются на основе общепринятой сметы расходов. Планирование осуществляется с учетом оперативно сетевых показателей и норм расходов по отдельным статьям расходов. Планирование осуществляется на один год с разбивкой по кварталам. Фонд заработной платы и начисления работодателей на фонд заработной платы осуществляется также как и в общеобразовательных школах. Особенностью является наличие в штатном расписании помимо педагогического персонала, воспитателей. При расчете фонда заработной платы для школ-интернатов учитываются надбавки устанавливаемые Министерством труда и Министерством народного образования.
Расходы на питание рассчитываются исходя из контингента учащихся, норм расходов на питание на один детодень и количества дней функционирования в году.
Расходы на мягкий инвентарь определяются исходя из количества учащихся, количества комплектов и цен на последнюю дату при планировании расходов на мягкий инвентарь с учетом инфляции. Количество комплектов мягкого инвентаря определяется на основе инвентаризации. Учитывается срок службы мягкого инвентаря.
Расходы на медикаменты, определяются исходя из контингента учащихся и норм расходов на медикаменты.Основным источником финансирования школ-интернатов являются бюджетные средства, а также дополнительно привлеченные107 средства.
Планирование и финансирование расходов внешкольных учреждений.
Планирование расходов составляется по четырем основным группам внешкольных учреждений, объединенных по типу учреждений: дворцы и дома школьников; станции юных техников, туристов, натуралистов и т.п.; детско-юношеские спортивные школы; прочие учреждения по внешкольной работе.
,108
В Узбекистане внешкольные учреждения финансируются за счет бюджетных средств, а также дополнительно привлеченных1' средств.
Планирование и финансирование расходов средне - специальных профессиональных колледжей.
Источники финансирования профессиональных колледжей и академических лицеев:
ассигнования из бюджета;
средства министерств,
ведомств, корпораций, ассоциаций и
предприятий, на балансе которых находятся
учебные заведения;
доходы, полученные
от реализации образовательных услуг,
научно-педагогической, производственной
и других видов деятель
ности, соответствующие уставным задачам
образовательного учре
ждения;
добровольные
пожертвования и целевые взносы
юридических
и физических лиц;
иные источники, не запрещенные законодательством.
Расчет расходов предусматривает расчет фонда заработной платы, который рассчитывается исходя из объема нагрузки педагогического персонала в объеме 800 часов в год.109 Исходя из объема нагрузки и контингента учащихся, типового плана - рассчитывается количество педагогических ставок.
Планирование и финансирование расходов высших учебных заведений. Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими систему Высшего образования в Республике Узбекистан, являются Закон Республики Узбекистан «Об образо вании», Национальная программа по подготовке кадров, а также Положением «О высшем образовании».111
Расходы на высшие учебные заведения определяются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий их функционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других показателей.
Основным финансовым документом высшего учебного заведения служит смета, определяющая общий объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований. В смете приводятся общие сведения об учебном заведении, учебно-материальной базе. При сводном планировании расходы исчисляются на основе расчетных норм на одного студента. Для этогоопределяют контингент студентов на планируемый год с учетом их выпуска и приема. Расчет проводится отдельно по дневному и заочному видам обучения.
Среднегодовое число студентов исчисляется следующим образом:
Кср = Кн - 1/2 В + 1/3 П, где
Кср - среднегодовое число студентов;
Кн - количество учащихся на начало года;
В- выпуск;
П- прием.
При планировании учитывается возможный отсев студентов.
В расходах на высшие
учебные заведения значительный удельный
вес имеет заработная плата. В фонд заработной
платы включается заработная плата штатного
профессорско-
Второе место по величине в расходах высших учебных заведений занимают затраты на выплату стипендий. Студенты в зависимости от их успеваемости подразделяются на 3 категории (отличники, хорошисты и успевающие).
Расчет стипендиального фонда по высшему учебному заведению на один месяц исчисляется следующим образом:
Сф = КкхРс,где
Сф - стипендиальный фонд по высшему учебному заведению на
один месяц;
Кк - количество студентов по каждой категории;
Рс- размер месячной стипендии по соответствующей категории.
Годовой стипендиальный фонд рассчитывается путем умножения среднегодового количества стипендиатов, среднего размера стипендии (зависящего от количества студентов по каждой категории учащихся) в том или ином учебном заведении, и количества месяцев обучения.
В расходах высших учебных заведений планируются затраты на научно-исследовательскую работу кафедр, на научные командировки преподавателей и т.д.
Расходы на инвентарь и оборудование планируются с учетом необходимости обеспечения их специальным оборудованием, компьютерами и хозяйственным инвентарем. Эти расходы при сводномпланировании определяются по нормам на одного студента, а расходы на капитальный ремонт — исходя из внешней кубатуры.
Финансирование деятельности Высших учебных заведений осуществляется в установленном порядке за счет ассигнований из Республиканского бюджета, а также дополнительно привлеченных112 средств.
Из диаграммы видно, что удельный вес расходов на просвещение в общей сумме расходов в 2007г. составил 32,7% , затем снизился на 1 % в 2008 г. и в 2009г. составил 32,7 % от всех расходов государственного бюджета.
Расходы бюджета на здравоохранение
Состояние системы здравоохранения имеет огромное социальное и экономическое значение для любого государства. В Республике Узбекистан в 1996 году был принят Закон «Об охране здоровья граждан», в соответствии с которым определены: структура системы здравоохранения в Республике Узбекистан, которая включает в себя совокупность государственной, частной и других систем здравоохранения; органы управления, а также цели и задачи системы здравоохранения.