Роль государственного бюджета в финансировании социально - кльтурных мероприятий в условиях модернизации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:28, реферат

Описание

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 716.00 Кб (Скачать документ)

Расходы на здравоохранение  по своему экономическому содержанию объединяются в три основные группы:

расходы на лечебно-профилактические учреждения и мероприятия;

санитарно-профилактические учреждения и мероприятия;

прочие учреждения и мероприятия.

Основная доля финансовых ресурсов здравоохранения  направляется на содержание лечебно-профилактических учреждений, к которым относятся больницы, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, станции скорой помощи, дома ребенка, санатории.

К санитарно-профилактическим учреждениям относятся: санитарно-эпидемиологические станции, дезинфекционные станции, дома санитарного просвещения.

К третьей группе относятся бюро судебно-медицинской  экспертизы и другие. Финансирование расходов производится в соответствии с поквартальными распределениями годовой росписи расходов бюджета.

Планирование  расходов на здравоохранение осуществляется Министерством финансов Республики Узбекистан и его территориальными финансовыми подразделениями на основе бюджетных заявок Министерства здравоохранения.

Финансирование  учреждений здравоохранения республики осуществляется следующим образом:

-медучреждения республиканского уровня (клиники, диагностические центры, научно-исследовательские институты, вузы и другие) покрывают свои текущие и капитальные расходы за счет 
средств республиканского бюджета, передаваемого в распоряжение Министерства здравоохранения республики;

-медучреждения  областного, городского и районного  уровня (областные, городские больницы и поликлиники, диспансеры, санаторно-курортные учреждения, центральные районные больницы и др.) финансируются как из республиканского (отдельные капитальные расходы), так и из местных бюджетов (капитальные и все текущие расходы);

- сельские медучреждения,  не имеющие статуса самостоятельного юридического лица (фельдшерско-акушерские пункты, сельские врачебные амбулатории и др.) прямо подчинены центральной районной больнице и получают средства как часть ассигнований центральным районным больницам.

Особенность финансирования здравоохранения в республике состоит в том, что принцип бюджетного финансирования соблюдается на всех этапах движения средств: Минздрав составляет бюджет здравоохранения по подведомственным ему учреждениям; Облздрав составляет бюджеты для медучреждений областного уровня подчинения; центральные районные больницы составляет бюджеты для своих подразделений. Таким образом, обеспечивается контроль за распределением и использованием бюджетных средств по спецификам бюджетной классификации.

Финансирование  юридически самостоятельных медицинских  учреждений осуществляется строго по статьям расходов.

Каждое учреждение в соответствии с установленными нормативами (количество врачебных посещений, число коек, штатное расписание, нормы потребления медикаментов и др.) определяет необходимый объем финансирования, который согласовывается учреждением с местными органами управления здравоохранения и финансовыми органами, в результате устанавливается окончательный объем необходимых для финансирования средств.

В системе здравоохранения  для осуществления сводного финансового планирования расходов используют следующие оперативно сетевые показатели:

количество медицинских учреждений;

коечный фонд;

число врачебных  посещений;

количество должностей по категориям - врачи, старший и 
младший медицинский персонал, административно-управленчес 
кий персонал;

число койко-дней.

Количество  медицинских учреждений определяется с учетом численности населения по полу, возрасту и норм работников здравоохранения на 10 000 человек.

Коечный фонд применяется при планировании расходов на текущее содержание стационарно-лечебных учреждений и исчисляется

следующим образом:

Кф = Кн±((Ккн)х8м.ф)/12,где

Кф - коечный  фонд;

Кк, Кн - количество на конец и начало месяца; 5>м.ф - количество месяцев функционирования. Оборот койки исчисляется следующим образом: Ок = Чд/Срп.„,где

Ок - оборот койки;

Чд - общее число дней функционирования;

(Грп.п - средняя продолжительность пребывания в больнице.

При этом учитывается, что после обслуживания одного больного, каждая койка готовится к приему следующих больных. С инфекционными заболеваниями время простоя койки - 3 дня, для туберкулезных больных - 2 дня, остальные - 1 день. При планировании расходов на питание и медикаменты необходимо установить число дней функционирования одной койки в год, на основании этого исчисляется общее количество койко-дней в больнице:

Окк - общее количество койко-дней в больнице; Срк - среднегодовое количество коек;

Чд.ф - число дней функционирования одной койки в год.

При планировании расходов необходимо учитывать, что  лечебно-профилактические учреждения могут оказывать медицинскую помощь в двух формах: стационарной и амбулаторно-поликлини-ческой.

Для расчета  расходов амбулаторно-поликлинических  учреждений используются следующие оперативно сетевые показатели:

-среднегодовое  число врачебных должностей, зависящее  от численности населения и числа врачебных посещений;

число приемов больных в час, определяется исходя из нормы 
приема одного больного, которая составляет 20 минут на одного 
больного;

режим работы, который  состоит из двух компонентов (прием  в 
поликлинике и обслуживание на дому);

-к одной из  основных статей экономического характера, по которой осуществляется планирование затрат, относится заработная плата.

Заработная  плата рассчитывается по следующим категориям:

-фонд заработной  платы врачей;

-фонд зарплаты  среднего и младшего медицинского  персонала;

-фонд заработной платы административно-управленческого персонала рассчитывается по единой тарифной сетке.

Основная  заработная плата  врачей, среднего и  младшего медицинского персонала определяется по единой тарифной сетке, плюс доплаты и надбавки.

Единый фонд заработной платы составляет 40% - 45% от общего объема расходов лечебно-профилактических учреждений.

В больницах  второй статьей, которая планируется  в смете -являются расходы на питание, которые рассчитываются по двум категориям больных: льготники и не льготники. В Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан N 532 «О совершенствовании системы финансирования лечебно-профилактических учреждений» от 02.12.1997 г. определен перечень больных, которые имеют право на бесплатное питание, это, например, одинокие пенсионеры, участники войны, Чернобыльцы, больные рядом заболеваний (анемия, туберкулез, лучевая болезнь, онкология, СПИД и др)

Затраты на питание рассчитываются как среднегодовое количество койко-дней умноженное на норму питания больного в день. Расходы на питание могут оплачиваться как больными, так и их работодателями - предприятиями, организациями и учреждениями, в которых работает больной.

Таким же образом  рассчитываются расходы на медикаменты.

Важной статьей  расходов являются расходы на оплату коммунальных услуг, их планирование осуществляется на основе натуральных показателей.

Удельный вес  расходов на здравоохранение варьируется  в интервале от 10%-12%  от всех расходов. В 2007 г. он составил 12,0 % , затем в 2008 г. снизился до 11,5 %  , в 2009 г.он составил 11,9 %.

Расходы бюджета на финансирование мероприятий в  области физической культуры и спорта. За счет средств бюджета обеспечивается финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе:

мероприятия по подготовке и участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях;

содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в государственной и собственности местных органов власти;

подготовка специалистов по физическому воспитанию;

создание условий  для строительства, реконструкции  и содержание спортивных, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании для оказания соответствую 
щих услуг населению.

Для достижения высших спортивных результатов и создания для этого благоприятных условий государство:

увеличивает количество спортивных школ, включая школы олимпийского резерва, осуществляющих подготовку спортсменов высокого класса, и укрепляет их материально-техническую базу;

строит новые  и модернизирует существующие базы и центры подготовки сборных команд Узбекистана по различным видам спорта, а также учебные здания, физкультурно-оздоровительные, 
спортивные и спортивно-технические сооружения образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической 
культуры и спорта;

-стимулирует  деятельность физкультурно-спортивных  организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях;

-поощряет меценатство  и благотворительность. 
Специфика финансирования расходов заключается и в том, что значительная их часть оплачивается в режиме авансового перечисления средств за питание спортсменов, бронирование мест в гостинице и др. под утвержденные планово-расчетные сметы на каждое спортивное мероприятие. Исходными данными при составлении таких смет являются численность участников, дата выезда, сроки проведения соревнований. После завершения мероприятия производится окончательный расчет.

Расходы бюджета на финансирование учреждений культуры и искусства планируются в составе расходов на социально-культурные мероприятия. Функции культуры и искусства состоят в духовном обогащении человека, что оказывает воздействие и на экономические результаты. Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает обязанность государства по обеспечению доступности обществу культурной деятельности, культурных ценностей и благ. В связи с этим государство:

осуществляет  бюджетное финансирование государственных  и в некоторых случаях негосударственных организаций культуры;

устанавливает особый порядок налогообложения  некоммерческих организаций культуры;

стимулирует развитие культуры посредством предоставления налоговых льгот хозяйствующим субъектам и физическим лицам,вкладывающим свои средства в развитие культуры;

способствует  развитию благотворительности в  областях куль 
туры.

Финансирование  учреждений культуры и искусства  осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней, и включает расходы на содержание искусства, средств массовой информации музеев, библиотек, издательств и т.д.

Известно несколько  способов определения суммы средств, необходимых на эти цели:

-исходя из  нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;

на основе процента от суммы национального дохода, создавае 
мого в регионе;

на основе заданного  процента от общей суммы расходов бюд 
жета.

Метод определения  бюджетных ассигнований заключается  в том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные учреждения культуры. Финансирование учреждений культуры и искусства осуществляется за счет средств бюджета, вместе с тем, они имеют дополнительные источники финансовых ресурсов за счет оказания платных услуг, спонсорской помощи и т.д. Все учреждения культуры и искусства составляют смету доходов и расходов. Расходы характеризуются деятельностью организации. В смете планируются все 4 группы расходов.117 Наибольшую трудность при оценке предстоящих расходов и при определении необходимого объема бюджетного финансирования представляют музеи из-за чрезвычайно большого разнообразия условий их деятельности и непредсказуемости доходов. При утверждении сметы учитывается объем бюджета и фактическое исполнение за ряд лет.При расчете объема бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям, прежде всего, определяются объемы предполагаемого поступления доходов, которые зависят от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Количество зрителей рассчитывается как произведение вместительности зрительного зала, количества планируемых спектаклей и их средней посещаемости.

Информация о работе Роль государственного бюджета в финансировании социально - кльтурных мероприятий в условиях модернизации экономики