Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:28, реферат
Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.
· снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
· усилить контроль за использованием бюджетных средств;
· обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.
В Узбекистане государственными расходами занимаются на трех уровнях: республиканском, областном и местном (районном или городском). Областные и местные органы правления играют важную роль как в предоставлении общественных услуг и поддержании экономической инфраструктуры на местах. Все госрасходы консолидируются
в государственном бюджете, но имеется система возмещений между бюджетными счетами республиканских, областных и местных органов власти.
Рассмотрим более подробно расходы государственного бюджета на социальную сферу по средствам финансирования социальной политики. Социальная политика — это область политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Социальная политика реализует основные конституционные права граждан.
Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия и социальную сферу в целом, имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.
Финансирование социальных услуг осуществляется разными уровнями государственной власти. Расходы на социальную сферу представляют важнейшую составную часть расходов бюджетов всех уровней. Социальные расходы покрываются как за счёт общих, так и за счет целевых, специальных налоговых поступлений в государственный бюджет. Таким образом, финансирование основной части расходов на содержание социальной сферы осуществляется за счет средств бюджета, так как в силу особой природы социальных услуг частный сектор не заинтересован, как правило, финансировать социальные услуги общественного сектора.
Бюджетное финансирование социальных отраслей дополняется внебюджетным финансированием. Кроме того, прямое бюджетное финансирование сочетается с косвенным через механизм предоставления налоговых льгот организациям социальной сферы. Таким образом, финансирование в некоторых отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование и т.д.) осуществляется на основе ряда принципов.
1.
Универсальный принцип
2. Принцип адресности расходов на социальную сферу регулирует предоставление потребителям социальных услуг с дифференциацией населения по уровню нуждаемости.
3. Принцип софинансирования социальной сферы отвечает требованиям, социальной справедливости. Он исключает возможность получения бесплатно или на льготных условиях социальных услуг высоко- и среднеобеспеченными слоями населения. Они должны приобретать социальные услуги по рыночным ценам, оплачивая их за счет средств семейного бюджета.
4.
Принцип использования
Таким образом, можно увидеть, что роль государственного бюджета в финансировании расходов на социальную сферу велика, так как расходы государственного бюджета на социальную сферу направлены не только на реализацию текущих задач, но и на достижение долгосрочного эффекта и представляют собой вложение в будущее.
Таким
образом, можно увидеть, что роль
государственного бюджета в финансировании
расходов на социальную сферу велика,
так как расходы
2) Анализ расходов государственного бюджета на социально – культурные мероприятия.
Образование - одна из важнейших отраслей непроизводственной сферы. В Узбекистане право на получение образования гарантировано Конституцией Республики Узбекистан: «Каждый имеет право на образование. Государство гарантирует получение бесплатного общего образования...»97 и Законом Республики Узбекистан «Об образовании»: право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых прав граждан Республики Узбекистан.98
В Узбекистане система образования является единой и непрерывной, и состоит из:"
государственных
и негосударственных
научно-педагогических учреждений, выполняющих исследовательские работы, необходимые для обеспечения функционирования и развития системы образования;
- органов государственного управления в области образования,а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.
Система образования включает следующие виды образования:
дошкольное образование;
общее среднее образование;
среднее специальное, профессиональное образование;
высшее образование;
послевузовское образование;
повышение квалификации и переподготовка кадров;
внешкольное образование.
В структуре
системы образования
С введением новой системы образования ее финансирование становится многоуровневым и осуществляется:
-республиканским бюджетом;
-местными бюджетами
(бюджетом Республики Каракалпакстан,
-бюджетами областей, бюджетом г.Ташкента,
районными и город
скими бюджетами);
-предприятиями,
учреждениями и организациями
всех форм
собственности;
-личными средствами граждан Республики Узбекистан;
средствами иностранных юридических и физических лиц.
При этом средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование.
Планирование и финансирование расходов детских дошкольных учреждений.
При планировании расходов детских дошкольных учреждений рассчитывают следующие оперативно-сетевые показатели:
-количество детских дошкольных учреждений;
-количество групп;
-наполняемость групп;
-режим работы.
На основе этих показателей определяется среднегодовое количество детодней. Этот показатель определяет финансовые ресурсы необходимые как при расчете фонда заработной платы, так и при расчете расходов на питание.
При планировании расходов детских дошкольных учреждений особое место занимает планирование расходов на питание, которое зависит от норм и режима работы.
Для исчисления расходов на питание детей в детских дошкольных учреждениях необходимы следующие показатели: число питающихся детей, число дней пребывания детей в детских дошкольных учреждениях и стоимость питания одного ребенка в день.
Ввиду многообразия натуральных норм питания детей из-за различных часов их пребывания в дошкольных учреждениях, предварительно рассчитывается стоимость питания одного ребенка, раздельно по часам их пребывания, а также в зависимости от вида группы: садовская или ясельная. Затем заполняется приложение №2 «Нормы питания в день» к основной форме расходов.
В детских дошкольных учреждениях часть расходов по питанию покрывается родительской платой. С 01.01.2005 года установлены дифференцированные размеры родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
Размеры
родительской платы за содержание детей
в детских дошкольных учреждениях,
финансируемых за счет средств госбюджета
(в месяц) |
|||||
№ | В % к минимальной заработной плате ~~ | ||||
|
дошкольного учреждения и время пребывания детей в день | на одного ребенка в семье, посещающего дошкольное учреждение | на каждого ребенка»—' семье, если дошк учреждение посещают более, чем 1 ребенок | ||
I | При S-дневной рабочей неделе детского дошкольного учреждения ~~ | ||||
1. | г. Ташкент | ||||
пребывание детей в течение: | |||||
1.1 | 4-5 часов | 30 | 22 | ||
1.2 | 9-10,5 часов | 70 | 50 | ||
1.3 | 12 часов | 82 | 59 | ||
1.4 | 24 часов | 91 | 65 | ||
2. | Областные и районные центры | ||||
пребывание детей в течение: | |||||
2.1 | 4-5 часов | 26 | 22 | ||
2.2 | 9-10,5 часов | 60 | 50 | ||
2.3 | 12 часов | 70 | 59 | ||
2.4 | 24 часов | 78 | 65 | ||
3. | Прочие регионы | ||||
пребывание детей в течение: | |||||
3.1 | 4-5 часов | 24 | 22 ■'"■ | ||
3.2 | 9-10,5 часов | 55 | 50 | ||
3.3 | 12 часов | 65 | 59 | ||
3.4 | 24 часов | 72 | 65 | ||
II | При 6-дневной рабочей неделе детского дошкольного учреждения | ||||
1. | г. Ташкент | ||||
пребывание детей в течение: | ''■:■'.: | ||||
1.1 | 4-5 часов | 37 | 26 | > | |
1.2 | 9-10,5 часов | 85 | 60 | ||
1.3 | 12 часов | 99 | 71 | ||
1.4 | 24 часов | 111 | 79 | ||
2. | Областные и районные центры | ||||
пребывание детей в течение: | |||||
2.1 | 4-5 часов | 31 | 26 | ||
2.2 | 9-10,5 часов | 73 | 60 | ||
2.3 | 12 часов | 85 | 71 | ||
2.4 | 24 часов | 95 | 79 | ||
3. | Прочие регионы | ||||
пребывание детей в течение: | |||||
3.1 | 4-5 часов | 29 | 26 _____ | ||
3.2 | 9-10,5 часов | 67 | 60 | ||
3.3 | 12 часов | 78 | 71 | ||
3.4 | 24 часов | 87 | 79 __ | ||
|