- скорректировать
направление средств регионального
бюджета на развитие транспортной,
энергетической и иной инфраструктуры,
жестко увязав вопросы строительства
соответствующих объектов с бизнес-планами
конкретных инвесторов, дающими
существенный мультипликативный
эффект;
- государственную
поддержку оказывать только тем
инвесторам, которые предусматривают
в своих бизнес-планах внедрение
инновационных технологий, обеспечивающих
современный уровень производительности
и условий труда персонала, качество
производимой продукции, а также соблюдение
всех экологических стандартов;
- более полно
использовать имущество казны
края для стимулирования инвестиционной
деятельности, в том числе и
путем создания краевого гарантийного
фонда (как вариант – преобразовать
действующий гарантийный фонд
обеспечения обязательств субъектов
малого и среднего предпринимательства,
предусмотреть в его рамках
«защищенный» для малого и
среднего бизнеса объем ресурса);
- предусмотреть
механизм стимулирования, в том
числе и бюджетного, муниципалитетов,
активно занимающихся привлечением
инвестиций на свои территории,
разработать четкие критерии
оценки этой работы;
- продолжить
и активизировать работу по
региональному вхождению во все
возможные для нас федеральные
целевые программы, в том числе
по расширению нашего участия
в уже действующих ФЦП, и
обеспечить таким образом более существенное
участие федерального бюджета в развитии
региона. В 2011 году Алтайский край примет
участие в реализации 22-х ФЦП с совокупным
лимитом финансирования 15 млрд. рублей.
Нужно эту работу усиливать, в том числе
и реализуя поддержанный Правительством
России проект «Комплексное развитие
Алтайского Приобья»;
- обеспечить
более тесное взаимодействие
с федеральными ведомствами по
включению региональных объектов
в Федеральную адресную инвестиционную
программу. Только в 2011 году
в развитие транспортной инфраструктуры,
строительство и реконструкцию
объектов образования и культуры
в рамках этой программы будет
инвестировано более 2-х миллиардов
рублей;
- расширить
практику заключения долгосрочных
соглашений о сотрудничестве
с общенациональными корпорациями,
крупнейшими банками, компаниями
– «якорными инвесторами» региона.
Полагаю, эта практика себя
в целом оправдала, а для
таких сфер, как газификация, развитие
железнодорожного транспорта, соглашения
явились главным фактором, обусловившим
качественное изменение положения
дел.
В дальнейшем
будем заключать новые соглашения
или проводить новацию действующих,
придавая особое внимание их комплексности,
конкретности и выполнимости обязательств
сторон, взаимному контролю и ответственности
участников. Будем добиваться включения
в соглашения более четких и емких положений
об обязательствах социального характера.
В связи с этим к подготовке соглашений
будем шире привлекать органы муниципального
управления и профессиональные союзы.
Не исключаю, что они станут полноправными
участниками ряда соглашений.
Глава 3. Перспективы
развития региональных бюджетов в Российской
Федерации
3.1. Актуальные
проблемы и вопросы дальнейшего
развития бюджетов в Российской
Федерации
В размещении производительных
сил одной из главных задач
остаются освоение уникальных
природных богатств в северных и восточных
районах, формирование программно-целевых,
территориально-производственных комплексов
при условии комплексного использования
ресурсов и соблюдения экологических
стандартов.
Предстоит переспециализация новых
приграничных районов, создание свободных
экономических зон и технополисов для
внедрения достижений мировой науки и
ускорения экономического и социального
прогресса.
В этом процессе все большая
часть задач и мер по региональному
развитию должна закрепляться
за регионами, но это не должно
носить стихийный характер. Контроль
и направляющее руководство регионами
со стороны государства должны
сохраниться.
Важнейшим условием развития
и функционирования рыночных
отношений является организация
межтерриториальных экономических
связей. Основными формами этих
связей в условиях рынка являются:
материальный товарообмен результатами
своего труда, взаимовыгодное
выполнение регионами работ и
услуг, совместное проведение
регионами работ производственного
и непроизводственного характера,
развитие межрегионального туризма,
проведение одинаковой налоговой
политики, политики ценообразования,
демографической политики.
В условиях становления рыночных
отношений возрастает роль внешнеэкономических
связей. В качестве первоочередных направлений
взаимодействия с инофирмами выделяются
следующие: совместное освоение природных
ресурсов; создание совместных предприятий;
совместная реализация экологических
проектов на базе передовых достижений
зарубежной технологии и реализация отечественных
проектов с применением импортной техники,
привлечением иностранных капиталов,
использованием зарубежного опыта и новейших
технологий для повышения производительности
труда в промышленности, продуктивности
сельскохозяйственного производства
и организации фермерских хозяйств; использование
опыта наиболее развитых стран в формировании
и функционировании рыночной инфраструктуры;
привлечение иностранных специалистов
для консультаций и подготовки управленческих
кадров.
В условиях
рынка особенно важно приспособление
к структуре потребительского спроса,
создание ресурсов потребления, повышение
конкурентоспособности и расширение
рынка сбыта российской продукции,
интеграции российской экономики в
мировое хозяйство.
Регионы, имеющие развитую промышленность,
хотя и придерживаются принципов открытой
экономики, часто предпочитают поставлять
свою продукцию не на внутренний рынок
России, а за рубеж, активно используя
фактор неэквивалентной продуктовой обратимости
рубля. Например, нефтедобывающие регионы
стремятся продавать нефть на мировом
рынке, а не на внутреннем, так как внутренняя
цена одной тонны нефти меньше мировой
цены.
Таким образом, огромные различия
в экономических, природно-географических,
социально-демографических, политических
и других условиях в многочисленных
регионах России исключают унифицированный
подход к проведению экономических
реформ, ориентированных на средние
условия, требуют проведения гибкой региональной
политики с учетом особенностей каждого
региона.
Успех экономической реформы
в России предполагает сочетание
разнообразия конкретных подходов
к решению проблем в отдельных
регионах и в то же время
единства общих принципов функционирования
рынка на всей территории страны.
Следует принимать во внимание,
что регионы России сильно
различаются по темпам проведения
реформ, развитию коммерческих структур
и инфраструктуры рынка, внешнеэкономической
деятельности, проникновению иностранного
капитала. Значительны различия
в отношении к рыночным реформам
населения индустриальных и аграрных
регионов, а также регионов с
преимущественно русским населением
и национальных республик.
Межрегиональные экономические
связи представляют собой систему
экономических отношений и интересов
регионов, формирующихся и развивающихся
в процессе функционирования
общественного производства. Эта
система обусловлена разделением
и специализацией общественного
труда, размещением производительных
сил и природно-географическими
условиями.
Развитие межрегиональных экономических
связей предусматривает и взаимовыгодный
межрегиональный обмен продукцией,
регулируемый соглашениями между
субъектами Федерации, городами,
отдельными крупными предприятиями.
В настоящее время регионы
стремятся наладить в своих
пределах выпуск продукции для
обеспечения повседневных нужд
населения и устойчивой работы
предприятий. Идет процесс укрепления
внутрирегионального рынка. В то же время
территориальные рынки нельзя рассматривать
в изоляции от общероссийского рынка и
внешнеэкономических связей. Емкость
и структура региональных рынков определяются
не только товарами, производимыми в данном
регионе, но и продукцией, приобретаемой
в других регионах и за рубежом.
Таким образом, развитие территориальных
рынков означает развитие обмена,
горизонтальных связей между
регионами.
В совершенствовании межрегиональных
экономических связей первостепенное
значение имеет задача расширения
вывоза продукции перерабатывающих
отраслей. Так, из районов Центра
и Севера целесообразно наращивать
вывоз продукции наукоемких отраслей
машиностроения, химико-лесного комплекса,
тканей, товаров народного потребления,
продукции народных промыслов;
из районов Урала и Поволжья
- продукции тяжелого машиностроения,
средств транспорта, проката черного и
цветного металла, строительной техники,
продукции химии органического синтеза.
Из районов Сибири и Дальнего
Востока должен преобладать вывоз
продукции нефтехимического и
газохимического комплексов, угольной
промышленности, черной и цветной металлургии,
продукции лесного комплекса, алмазов,
драгоценных металлов, пушнины, продукции
рыбной промышленности.
Высокий научный потенциал европейской
части России позволяет создать
в городах - Москве, Санкт-Петербурге,
Нижнем Новгороде крупные рынки
наукоемкой продукции.
В последнее время заметен
процесс интеграции и укрепления
межгосударственных связей России
с суверенными государствами
ближнего зарубежья - с Казахстаном
и Белоруссией, что в значительной мере
оживит экономику России и укрепит рыночные
отношения.
3.2. Перспективы
развития бюджета Алтайского края
Состоявшийся
на днях в Барнауле «круглый стол»
и был посвящен актуальным вопросам
формирования краевого бюджета на 2012
год и на плановый период 2013-2014 годов.
В его работе приняли участие
председатель краевого Законодательного
собрания Иван Лоор, вице-губернатор, начальник
Главного управления экономики и инвестиций
Михаил Щетинин, вице-губернатор, председатель
комитета администрации Алтайского края
по финансам, налоговой и бюджетной политике
Владимир Притупов, депутаты, чиновники,
политики и общественники.
С докладами
выступили вице-губернаторы. Выступление
Михаила Щетинина было посвящено
прогнозу социально-экономического развития
Алтайского края на 2012-2014 годы. Его мы
публикуем полностью. Владимир Притупов
рассказал о грядущих изменениях налогового
и бюджетного законодательства которые
будут учитываться при разработке бюджета.
По его
словам, наиболее крупными изменениями,
которые будут влиять на формирование
краевого и муниципальных бюджетов,
станут новации в сфере налогового
законодательства. Планируется снижение
страховых взносов в государственные
и внебюджетные фонды. Изменятся
налоги на доходы физических лиц, расширятся
льготы по налоговым вычетам. Все
это скажется на формировании доходной
части бюджетов, особенно муниципальных.
На 2012 год выпадает уплата транспортного
налога. Напомним, депутаты АКЗС приняли
решение о расширении льгот, снижении
ставок. В результате суммарное сокращение
доходов краевого бюджета составит в 103
млн. рублей.
Как отметил
Притупов, самые существенные изменения
бюджетного законодательства коснутся
милиции общественной безопасности, которая
с 2012 года становится расходным обязательством
федерального центра и полностью будет
финансироваться из средств федерального
бюджета. В 2011 году край тратил на эти цели
2,6 млрд. рублей.
Понятно, что
это очень серьезная сумма. Но
взамен субъекты (Алтайский край не
является исключением) получат полномочия
по содержанию центров занятости
населения, а также по финансированию
части мероприятий по предотвращению
безработицы. Также на региональный
уровень будет передано содержание
16 учреждений начального и среднего
профессионального образования
в области лесного хозяйства,
образования, строительства и т.д.
С 2012 года акцизы по крепкому алкоголю
будут зачисляться в федеральный
бюджет.
- Планируя
расходы бюджета на 2012 год, мы
исходили из необходимости поддержания
социальной стабильности и сохранения
социальной защищенности граждан.
Предполагается индексация всех
видов социальных льгот, предусмотреть
для этого средства в полном
объеме. Будет проин-дексирована зарплата
с учетом изменения фондом оплаты труда
по новым системам оплаты труда в бюджетной
сфере. Социальные выплат с 1 января 2012
году вырастут на 6 процентов, фонды оплаты
труда с 1 октября 2012 года – на 6,5 процентов,
- сообщил «финансовый» вице-губернатор.
Что же касается
финансового обеспечения развития
региональной экономики, то Владимир Притупов
в качестве важнейшего шага назвал формирование
с 1 января 2012 года регионального Дорожного
фонда в рамках бюджета края. Уже определены
источники его формирования, подготовлена
нормативно-правовая база.