Из прибыли, которая остается
в распоряжении предприятий, формируются
целевые фонды, в том числе
фонды социального развития. Само
название этого фонда свидетельствует
о главной его цели - развитии социальной
сферы. За счет средств этих фондов коллективы
предприятий удовлетворяют свои потребности
в жилье, социально-культурных и бытовых
услугах.
Значительный объем финансовых
ресурсов предприятий направляется
на содержание подведомственных
им объектов жилищно-коммунального
и культурно-бытового назначения.
Доходы, получаемые от эксплуатации
предприятий, производящих некоторые
услуги, не покрывают затрат на
их содержание. Поэтому за счет
прибыли промышленных, строительных,
транспортных и других предприятий
покрываются убытки ведомственного
жилищно-коммунального хозяйства
и расходы на содержание социально-культурных
учреждений.
Развитие промышленности в городских
поселениях сопровождается, как
правило, ростом числа их жителей.
И то, и другое ведет к увеличению
нагрузки на городские коммуникации,
что требует их реконструкции
и увеличения эксплуатационных
расходов. Однако региональные органы
власти не всегда располагают
для этого необходимыми ресурсами.
Все это вынуждает их обращаться
за помощью к предприятиям, находящимся
на подведомственной им территории.
Предприятия выделяют материальные,
финансовые и трудовые ресурсы
на общегородские мероприятия.
Руководители предприятий сами
понимают, что нормальная работа
их предприятий, уровень производительности
труда в значительной степени
зависят от состояния социальной
инфраструктуры города. Поэтому
промышленные предприятия берут
на себя часть забот по содержанию
городского хозяйства.
В последние десятилетия в
практику хозяйственной работы
на местах широко внедряется
метод долевого участия предприятий
в создании объектов инфраструктуры.
Такая форма участия средств
ведомств вызвана ростом потребности
в инфраструктуре, повышением ее
технической оснащенности, недостаточностью
средств у некоторых предприятий
для сооружения отдельных инфраструктурных
объектов.
Все чаще предприятия стали
объединять свои средства со
средствами региональных органов.
Подобная форма использования
средств предприятий прогрессивна и перспективна.
Она способствует кооперации ресурсов
ведомств и региональных органов, более
рациональному их использованию, комплексности
застройки городских массивов, более быстрому
достижению экономического и социального
эффекта от вкладываемых средств.
Но в то же время надо
отметить, что в условиях становления
рыночных отношений и экономического
кризиса многие предприятия в
целях снижения себестоимости
своей продукции и повышения
конкурентоспособности пошли по
пути не только сокращения
выделения средств на общерегиональные
мероприятия, но и отказа от подведомственных
объектов социально-культурного и коммунально-бытового
назначения. Тем самым усиливается нагрузка
на региональные бюджеты по содержанию
и развитию социальной инфраструктуры.
Следует полагать, что после выхода
страны из экономического кризиса
с укреплением своего финансового
положения предприятия в целях
социальной защищенности своих
трудовых коллективов и улучшения
условий проживания их в населенных
пунктах будут увеличивать выделение
средств на социальную инфраструктуру
и осуществление общерегиональных
мероприятий. Все это приведет вновь к
повышению значения средств предприятий
в региональных финансах.
В связи с расширением для
региональных органов власти
возможностей по объединению
средств предприятий и местных бюджетов
на развитие социальной инфраструктуры
актуальной стала проблема места объединения
этих средств.
Внебюджетный фонд местного органа
власти может формироваться за
счет:
добровольных
взносов и пожертвований граждан,
предприятий, организаций, средств
самообложения населения;
доходов от
местных займов и местных денежно-вещевых
лотерей, аукционов и др.
Такие фонды создаются на основании
решений региональных представительных
органов, в соответствии с которыми
исполнительные органы открывают
в банках специальные счета
для хранения средств, поступающих
в фонды. Для управления фондом
создается коллегиальный орган,
состоящий из представителей
региональных органов власти
и заинтересованных предприятий
и организаций. Коллегиальный
орган принимает решение об
использовании средств фонда.
Создание фондов развития местного
хозяйства в населенных пунктах
содействует:
концентрации
средств предприятий и региональных органов
на развитие социально-бытовой инфраструктуры;
усилению
материальной заинтересованности региональных
органов в результатах своей
хозяйственной деятельности и др.
Состав финансовых ресурсов региона
можно представить в виде схемы.
Глава 2. Бюджеты
субъектов Российской Федерации
как основное звено региональных
финансов
2.1. Теоретические
аспекты бюджетов субъектов Российской
Федерации
Финансовой базой региональных
органов власти являются их
бюджеты. Бюджетные и имущественные
права, предоставленные этим органам,
дают возможность составлять, рассматривать,
утверждать и исполнять свои
бюджеты, распоряжаться переданными
в их ведение предприятиями
и получать от них доходы.
Доходы бюджетов, входящих в бюджетную
систему, образуются за счет
закрепленных и регулирующих
доходных источников, а также
прямой финансовой помощи в
различных формах и других
доходов в соответствии с законом
о бюджете на соответствующий
финансовый год. Доходы являются
обезличенными за исключением
случаев, оговоренных специальным
законодательством. В соответствии
с Бюджетным кодексом Российской
Федерации структура бюджетной
системы представлена на рисунке.
Доходы региональных бюджетов. На
региональные органы власти возложена
важная задача по претворению
в жизнь государственных социально-экономических
реформ. Финансирование мероприятий
по обслуживанию населения в
решающей части проводится за
счет средств этих бюджетов. Осуществление
государственной программы в
области социального развития
требует больших материальных
и финансовых ресурсов. Доходы
региональных бюджетов формируются
за счет закрепленных и регулирующих
источников доходов.
Термин закрепленные, или собственные,
доходы означает, что эти средства
принадлежат субъекту бюджетного
права, т.е. полностью или в
твердо фиксированной доле на
постоянной или долговременной
основе поступают в соответствующий
бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.
Основу закрепленных доходов
региональных бюджетов составляют
налоги республик в составе
РФ, налоги краев, областей, автономных
округов, местные налоги. Роль
большинства этих налогов незначительна.
Вместе с тем, надо отметить,
что значение некоторых из
этих налогов может существенно
повыситься, например на имущество.
Перспективным является и земельный
налог. Цель его - способствовать
повышению уровня благоустройства
территорий населенных мест. Кроме
того, он служит экономическим
рычагом, способствующим повышению
эффективности использования земли,
и источником возмещения затрат
местных бюджетов на освоение
и обустройство территорий населенных
пунктов.
Региональные органы заинтересованы
в закрепленных источниках доходов.
Они позволяют шире проявлять
хозяйственную инициативу, добиваться
увеличения платежей в бюджет,
оказывать экономическое влияние
на предприятия. Постоянно увеличивающиеся
расходы региональных бюджетов при
недостаточном росте объема закрепленных
доходов вызвали необходимость наделения
средствами этих бюджетов. Это осуществлялось
главным образом за счет регулирующих
источников, т.е. средств, поступивших
из источников вышестоящих бюджетов.
К регулирующим доходам относятся
все финансовые ресурсы, используемые
для сбалансированности расходов
и доходов региональных бюджетов.
Таким образом, в число этих
доходов входят:
-процентные
отчисления от налогов вышестоящих бюджетов;
-дотации, т.
е. средства, передаваемые в твердой сумме
из вышестоящих бюджетов в нижестоящие;
-субвенции,
т. е. средства, передаваемые в твердой
сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие
на строго определенные цели;
-средства,
полученные из вышестоящего бюджета в
процессе исполнения бюджета.
В соответствии с Законом РФ
"Об основах налоговой системы"
в число главных регулирующих
доходов региональных бюджетов
входят отчисления: от налога
на добавленную стоимость; от
акцизов; от налога на прибыль
предприятий, хозяйства, по ставкам,
определяемым законами.
Нормативы отчислений, регулирующих
доходы, утверждаются вышестоящими
региональными органами власти
в зависимости от общей суммы
расходов регионального бюджета
и объема их закрепленных доходов.
По объему и экономическому
значению регулирующие доходы
занимают ведущее положение в
доходах региональных бюджетов.
Их роль заключается не только
в обеспечении финансовыми ресурсами
региональных органов власти, но
и в повышении их заинтересованности
в мобилизации средств в вышестоящий
бюджет, в повышении эффективности общественного
производства на подведомственной им
территории.
Так как темпы роста расходов
региональных бюджетов превышают
темпы их доходов (несмотря
на отчисления от регулирующих
налогов), иногда возникает необходимость
в дотациях из вышестоящего
бюджета. Нужно отметить, что дотация
и субвенция как методы наделения
финансовыми ресурсами региональных
бюджетов несовершенны. Они лишены
стимулирующих качеств и создают
у региональных органов иждивенческое
настроение.
Такая практика передачи средств
не способствует развитию их
хозяйственной инициативы, снижает
их воздействие на выявление
экономических резервов в подведомственном
им хозяйстве, уменьшает возможности
перевыполнения доходной части
их бюджетов, ослабляет финансовый
контроль.
Тем не менее, отмечая все
негативные стороны дотации и
субвенции, полностью исключить
их как методы наделения региональных
бюджетов необходимыми средствами
нельзя. При формальном подходе
к решению проблемы ликвидации
дотационности этих бюджетов и передаче
им в больших размерах отчислений от неустойчивых
источников доходов их положение может
быть ухудшено. Это может привести к постоянным
кассовым разрывам и необходимости многократного
обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов.
В целом это приведет к осложнению
в финансировании плановых мероприятий.
Поэтому, видимо, не везде и
не всегда следует стремиться
к замене дотации любыми средствами.
Представляется, что дотация может
иметь место в тех населенных пунктах,
где в силу исторических условий и проводимой
политики в области охраны окружающей
среды, исторических памятников и других
причин экономический потенциал не может
быть расширен в таких размерах, чтобы
обеспечить территориальное формирование
доходов.
Местные же источники не в
состоянии покрыть необходимые
расходы. Примером могут служить
города и поселки-курорты, города
- исторические и архитектурные
заповедники и др. Субвенции же
следует выдавать целевым назначением
на определенные мероприятия,
на осуществление которых па
местах не хватает средств.
Расходы региональных бюджетов.
Развитие экономического потенциала
страны, увеличение населения, процесс
урбанизации являются основными
факторами увеличения числа и
объема региональных бюджетов. Рост
региональных бюджетов непосредственно
связан с урбанизацией, т. е.
расширением социально-бытовой инфраструктуры.
В общем объеме региональных
бюджетов постоянно увеличивается
удельный вес городских и поселковых
бюджетов. Рост городских поселений,
увеличение числа городских жителей,
рост крупных городов, где бюджетные
расходы на одного жителя в
5-7 раз выше, чем в малых городах,
влекут за собой увеличение
расходов городских бюджетов, темпы
роста которых опережают темпы роста звеньев
местных бюджетов