Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование состояния и перспектив развития региональных финансов, а также их роли в финансовой системе Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть экономическую сущность, назначение и состав региональных финансов.
Рассмотреть организационно-правовые основы региональных бюджетов.
Выявить особенности управления региональными финансами.
Провести анализ динамики бюджета Тульской области на 2009-2012 гг. для оценки состояния бюджетного процесса на региональном уровне.
Охарактеризовать основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики Тульской области .
Раскрыть особенности внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, в Тульской области.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Экономическое содержание и состав региональных финансов ………………………………………………………………………………….....3
Экономическая сущность, назначение и состав региональных финансов ………………………………………………………………………...3
Организационно-правовые основы региональных бюджетов …….....7
Особенности управления региональными финансами.…………..….12
Глава 2. Бюджет субъекта Российской Федерации как основное звено региональных финансов (на примере анализа динамики бюджета Тульской области на 2011-2013 годы).………………………………………………………………………..…..18
2.1. Анализ и оценка динамики доходов бюджета …………………….…18
2.2. Анализ и оценка динамики расходов бюджета…………………….…21
2.3. Дефицит регионального бюджета ……………………………….……25
Глава 3. Перспективы развития региональных бюджетов на примере Тульской области……………………….……………………………………...29
3.1. Основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики в регионе………..…………………………………………...………29
3.2. Внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, в Тульской области………………………………………..……….31
Заключение……………………………………………………………………..38
Список использованной литературы……………………………….….……...41

Работа состоит из  1 файл

конраб гос и мун фин.docx

— 115.84 Кб (Скачать документ)

   

    1. Организационно-правовые основы региональных бюджетов.

 

 

Правовой основой функционирования территориальных финансов в Российской Федерации являются законодательные  акты, изданные в стране с момента  образования РФ. Многие из данных актов  были изданы еще в середине 90-х  годов ХХ века, вследствие чего к  настоящему времени претерпели многочисленные изменения и поправки.

Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетных правоотношений и регламентирует их. В статье 14 Бюджетного кодекса РФ закреплены организационно-правовые основы региональных бюджетов.

  Каждый субъект Российской  Федерации имеет собственный  бюджет и бюджет территориального  государственного внебюджетного  фонда.

  Бюджетному Кодексу РФ принадлежит приоритет в сфере нормативного регулирования бюджетных правоотношений в России. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных исполнительных органов власти, не могут противоречить Бюджетному кодексу (рис. 1.2), который базируется на приоритете международных правовых норм.






 

Рис. 1.2. Структура бюджетного законодательства РФ [1.189]

Бюджетное законодательство формируется на трех уровнях бюджетной системы РФ: федеральном, региональном и местном. Соответственно строится вертикальное распределение компетенции между уровнями власти. Именно посредством проведения грамотной правовой политики регламентируется бюджетная сфера отношений, обеспечивается проведение финансовых реформ [20.495].

Основой бюджетного устройства Российской Федерации является бюджетный  федерализм, реализуемый посредством  единой бюджетно-налоговой политики государства [28.86].

Бюджетный федерализм –  принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета  сочетать интересы федерации с интересами ее субъектов и органов местного самоуправления.

Для эффективного управления регионами органам государственной  власти особенно важно соблюдать  принципы бюджетного федерализма, под  которыми понимают такое устройство бюджетной системы, при котором  обеспечивается:

  • самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств в рамках действующего законодательства);
  • разграничение расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней;
  • соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям;
  • наличие формализованного механизма корректировки дисбаланса между расходными обязательствами и доходными полномочиями каждого уровня власти;

В рамках своей компетенции  органы государственной власти субъектов  РФ наделены полномочиями по совершенствованию  законодательства в сфере бюджетного устройства, бюджетного процесса, налогов, экономической и инвестиционной политики региона.

Так, в Тульской области, рассмотрение и принятие основного  финансового документа, определяющего  жизнь региона,  является главным  в работе законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъекта РФ. Помимо работы над бюджетом в регионе принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих финансовое, налоговое  и бюджетное законодательство на уровне субъекта. К ним относится:

  1. Закон Тульской области от 9 июня 2008 года № 1015-ЗТО «О бюджетном процессе в Тульской области»;
  2. Закон Тульской области от 11 ноября 2005 года № 639-ЗТО «О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области»;
  3. Закон Тульской области от 29 декабря 2006 года № 782-ЗТО «О порядке предоставления отдельных межбюджетных трансфертов из бюджета  Тульской области бюджетам муниципальных образований Тульской области»;
  4. Закон Тульской области  15 мая 2006 № 696-ЗТО «О бюджетных кредитах, предоставляемых из бюджета Тульской области бюджетам муниципальных образований Тульской области»;
  5. Закон Тульской области от 3 ноября 2006 года № 751-ЗТО «Об Областной целевой программе «Реформирование финансов Тульской области на 2006 – 2008 годы»;
  6. Закон Тульской области от 27 февраля 2007 года № 801-ЗТО «О Программе социально-экономического развития Тульской области до 2010 года»;
  7. Закон Тульской области 17 декабря 2007 года № 928-ЗТО «О публичной независимой экспертизе законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства»;
  8. Закон Тульской области от 7 июля 2008 года  № 1032-ЗТО «О льготном налогообложении в 2009, 2010 и 2011 годах»;
  9. Закон Тульской области от  7 июля 2008 года  № 1033-ЗТО «О внесении изменений в Закон Тульской области «О транспортном налоге».
  10. Закон Тульской области от 26.11.2008 № 1147-ЗТО «О счетной палате Тульской области».

   Для выполнения возложенных на территориальные органы власти (ТОВ) функций они наделяются соответствующими правами, имущественной базой, материальными и финансовыми ресурсами.

           Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

      Далее целесообразно рассмотреть структуру доходов и расходов региональных бюджетов.

Согласно ст.6 БК РФ доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета; расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

  Едиными для бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации группами доходов бюджетов  являются: налоговые, неналоговые  доходы и безвозмездные поступления. 

  В соответствии со  ст.56 Бюджетного Кодекса РФ в  бюджеты субъектов Российской  Федерации подлежат зачислению  налоговые доходы от следующих  региональных налогов:

  • налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
  • налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
  • транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

Пунктом 2 статьи 56 БК РФ устанавливаются  иные налоговые доходы от налогов  и сборов, в том числе предусмотренных  специальными налоговыми режимами налогов, также подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

К неналоговым доходам  бюджетов субъектов РФ относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
  • платежи при пользовании природными ресурсами
  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов
  • административные платежи и сборы
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба и т.д.

Безвозмездные поступления  в бюджет субъекта включают в себя безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и безвозмездные поступления  от государственных (муниципальных) организаций.

В соответствии со ст. 21 БК РФ едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации разделами  классификации расходов бюджетов являются: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография, средства массовой информации; здравоохранение, физическая культура и спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты.

Наличие у каждого из субъектов РФ бюджета укрепляет их экономическую самостоятельность, активизирует хозяйственную деятельность, позволяет им развивать инфраструктуру на подведомственной территории, расширять ее экономический потенциал, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. В конечном итоге все это расширяет возможности  в наиболее полном и всестороннем удовлетворении нужд населения.

Итак, в современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное  развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

      В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

 

    1. Особенности управления региональными финансами.

 

Управление финансами  – это система форм, методов  и приемов, с помощью которых  осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами. Управление региональными финансами находится  в тесной связи с проводимой государством финансово-бюджетной политикой, действующим  финансово-бюджетным механизмом [22.426].

Одним из важнейших элементов  управления является финансовый контроль, который предопределяется сущностью  финансов как системы денежных отношений, связанных с работой над основным финансовым документом региона –  бюджетом. Финансовый контроль и анализ бюджета региона является главным  в работе органов государственной  власти субъектов РФ.

Региональный финансовый контроль – это проверка территориальными уполномоченными органами государственной  власти соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных требований законодательства, норм. Правил, установленных властью [22.440].

К задачам финансового  контроля относятся:

  1. Проверка состояния и эффективности использования финансовых, трудовых, и материальных ресурсов предприятий и учреждений.
  2. Выявление резервов роста финансовых ресурсов.
  3. Проверка правильности составления и исполнения бюджета.
  4. Проверка правильности ведения бухучета.
  5. Обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических лиц.

Объектами финансового контроля в региональной финансовой системе  являются поступления всех видов  доходов бюджета и взносов  во внебюджетные фонды, кредитных и  заемных средств,  а также использования  этих средств.

Контроль является функцией управления и может присутствовать на всех стадиях бюджетного процесса. Он осуществляется и законодательными, и исполнительными органами власти. 

 Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Начиная с 2004 г. в Российской Федерации в активную стадию вошла  реализация реформы бюджетного процесса. Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004 - 2006 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249, предусмотрено проведение радикальных изменений существующих процедур бюджетного планирования с  целью внедрения в бюджетный  процесс методов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), или, как его еще называют, программно-целевого бюджетирования.  Его суть – распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых объемов бюджетных ресурсов [10.325].

Основные этапы бюджетного процесса представлены на рис. 1.3.

Рис.1.3. Стадии бюджетного процесса [23.48]

Государственный и муниципальный  финансовый контроль в научной литературе выделяется в отельную стадию бюджетного процесса. Под ним понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти [16.57].

Информация о работе Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации