Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование состояния и перспектив развития региональных финансов, а также их роли в финансовой системе Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть экономическую сущность, назначение и состав региональных финансов.
Рассмотреть организационно-правовые основы региональных бюджетов.
Выявить особенности управления региональными финансами.
Провести анализ динамики бюджета Тульской области на 2009-2012 гг. для оценки состояния бюджетного процесса на региональном уровне.
Охарактеризовать основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики Тульской области .
Раскрыть особенности внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, в Тульской области.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Экономическое содержание и состав региональных финансов ………………………………………………………………………………….....3
Экономическая сущность, назначение и состав региональных финансов ………………………………………………………………………...3
Организационно-правовые основы региональных бюджетов …….....7
Особенности управления региональными финансами.…………..….12
Глава 2. Бюджет субъекта Российской Федерации как основное звено региональных финансов (на примере анализа динамики бюджета Тульской области на 2011-2013 годы).………………………………………………………………………..…..18
2.1. Анализ и оценка динамики доходов бюджета …………………….…18
2.2. Анализ и оценка динамики расходов бюджета…………………….…21
2.3. Дефицит регионального бюджета ……………………………….……25
Глава 3. Перспективы развития региональных бюджетов на примере Тульской области……………………….……………………………………...29
3.1. Основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики в регионе………..…………………………………………...………29
3.2. Внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, в Тульской области………………………………………..……….31
Заключение……………………………………………………………………..38
Список использованной литературы……………………………….….……...41

Работа состоит из  1 файл

конраб гос и мун фин.docx

— 115.84 Кб (Скачать документ)

Также необходимо разработать  меры, способствующие качественному  улучшению налогового администрирования. В дальнейшем это обеспечит повышение  собираемости налогов на территории области и позволит активизировать деятельность по выявлению объектов налогообложения для формирования налоговой базы по имущественным  налогам.

Существует необходимость  принятия мер для повышения точности прогнозирования доходов бюджета  области и планирования бюджетных  расходов. Прогноз должен определять исходные условия для формирования проекта бюджета области на трехлетний период, отражать уровень реализации поставленных целей и задач с  учетом соответствующих финансовых ресурсов и принципов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат, что является критерием  эффективности осуществляемой экономической  и социальной политики администрации  области и качества всей системы  прогнозирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Перспективы  развития региональных бюджетов в Российской Федерации.

3.1. Основные направления  совершенствования налоговой и  бюджетной политики в регионе.

Основные направления  налоговой политики области определены исходя из задач социально-экономического развития области.

В двухлетней перспективе 2012-2013 годов налоговая политика области будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса и создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.

Основные направления налоговой  политики области определены исходя из задач социально-экономического развития Тульской области.

Для совершенствования налоговой  политики региона необходимо решить следующие задачи.

  • Сочетать неукоснительное исполнение федерального законодательства с  отстаиванием интересов региона. Рассматривать проекты федеральных законов и других нормативных актов с точки зрения экономических интересов области.
  • Осуществлять участие в выявлении проблем в сфере налогового законодательства и разработку предложений по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации.
  • Обеспечить повышение собираемости налогов на территории области. В первую очередь, речь идет о налоге на доходы физических лиц.
  • Активизировать деятельность по выявлению объектов налогообложения для формирования налоговой базы по имущественным налогам и паспортизации всех объектов налогообложения.
    • Осуществлять предоставление налоговых льгот категориям налогоплательщиков исходя из обязательности получения областью экономического и социального эффекта.

Приоритетами проводимой в регионе налоговой политики на 2011-2013 годы станут:  создание эффективной нормативно-правовой базы для обеспечения устойчивости региональной экономики, а также качественного улучшения налогового администрирования.

Бюджетная политика на 2012-2013 годы нацелена, во-первых, на адаптацию к изменившимся условиям и формированию умеренно оптимистического (либо консервативного) прогноза доходов бюджета области, во-вторых, на сдерживание расходов бюджета области, в-третьих, на реализацию антикризисных мер.

При формировании бюджета области на 2012 год и плановый период были реализованы следующие основные задачи.

1. Осуществление формирования  доходов бюджета области на  основе прогноза социально-экономического развития области на 2012-2013 годы с учетом предполагаемых к принятию в 2011 году изменений и дополнений в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации и соответствующие нормативные правовые  акты Правительства Российской Федерации, вступающие в силу с 1 января 2011 года.

2. Осуществление  формирования расходов бюджета области с учетом поэтапной адаптации бюджетной системы к сокращению реальных бюджетных расходов и переходу к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного экономического эффекта от каждого бюджетного рубля.

При формировании расходов бюджета области на 2012-2013 годы использовались следующие подходы:

1) выделение расходных  обязательств Тульской области,  обусловленных действующим законодательством  и подлежащих исполнению в  полном объеме (публичных и приравненных  к ним расходных обязательств), основными из которых являются;

2) выделение бюджетных  ассигнований на реализацию приоритетных  направлений государственной политики (мероприятий), основными из которых  являются;

3) концентрации  ресурсов на наиболее значимых  мероприятиях и объектах, оптимизации  расходов на обеспечение деятельности  органов государственной власти  и государственных бюджетных  учреждений с учетом отраслевых  особенностей, отказа от не первоочередных  расходов.

3. Ограничение размеров  бюджетного дефицита в целях  сохранения стабильности и устойчивости  выполнения социальных обязательств  в последующие годы.

В целях решения проблем сбалансированности и сокращения размера дефицита бюджета  области будут осуществлены следующие  действия по:

  • оперативной корректировки бюджета области при отклонении поступлений доходов от прогнозных данных;
  • оптимизации расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • обеспечению реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов государственных услуг;
  • внедрению принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

4. Соблюдение установленных  бюджетным законодательством ограничений  государственного долга Тульской  области.

5. Формирование межбюджетных  отношений.

Политика в области межбюджетных отношений Российской Федерации на 2012-2013 годы будет направлена на: сохранение на уровне 2009 года объемов межбюджетных трансфертов на 2012-2013 годы; корректировку механизмов оказания финансовой помощи органам местного самоуправления с целью обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований; использование стимулов повышения качества управления бюджетным процессом на местном уровне

6. Формирование политики  в области осуществления контроля.

Должны быть изменены подходы  к осуществлению государственного и муниципального контроля. Его содержание должно состоять не только в фиксации факта выделения и расходования средств, но и в подтверждении  достижения эффекта, рассчитанного  при принятии решений об их выделении.

 

3.2. Внедрение среднесрочного  бюджетирования, ориентированного  на результат, в Тульской области.

 

Насущная необходимость  реформирования бюджетного процесса в  России сегодня очевидна всем. Вместе с тем в ходе выполнения реформы  стало ясно, что ее эффективная  реализация сильно ограничена рамками  сложившейся системы управления общественными финансами [18.34]. 

Одним из направлений реформы  бюджетной системы РФ является разработка и реализация программ реформирования финансов территорий, которые используются как дополнительный инструмент достижения намеченных ориентиров социально-экономического развития [17.17].

В ноябре 2006 года в Тульской области законодательным актом  была утверждена Областная целевая  программа «Реформирование финансов Тульской области». Она разработана  на базе мероприятий, рекомендованных  Министерством финансов Российской Федерации для реализации на территории субъектов Российской Федерации.

Главной целью реформирования финансов области является переход  на управление по результатам, частью которого является бюджетирование, ориентированное  на результат. Применение данной методологии  в настоящий момент на региональном уровне может быть более успешным, чем на федеральном. Эта ситуация объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, технически проще отработать методику на небольших территориях. Во-вторых, социальную значимость расходов сформулировать и оценить проще, чем на федеральном уровне[19.23].

В рамках внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, органами государственной власти региона  проводятся следующие мероприятия.

1) Составление проекта  бюджета области на очередной  финансовый год и плановый  период.

Данное мероприятие направлено на решение двух взаимосвязанных  задач в рамках перехода на бюджетирование, ориентированное на результат: упорядочение деятельности субъектов бюджетного планирования при составлении проекта  областного бюджета на три года; упорядочение деятельности субъектов  бюджетного планирования в сфере  размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для  нужд Тульской области.

Поскольку подавляющее большинство  стратегических задач социально-экономической  политики выходит за пределы одного бюджетного года и встроено в систему  среднесрочных программ социально-экономического развития страны, на практике принципы бюджетирования, ориентированного на результат, должны реализовываться  в условиях среднесрочного горизонта  планирования. Интеграция социально-экономического и бюджетного планирования на среднесрочный  период на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результат, - среднесрочное  бюджетирование, ориентированное на результат, (СБОР) - станет основным подходом к реформированию бюджетного процесса.

На рис. 3.1. представлены различия между методами бюджетного  планирования.


Рис. 3.1. Различия между методами бюджетного планирования [19.18]

Внедрение СБОР в бюджетный  процесс позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета, повысить результативность функционирования государства и  качество предоставляемых им услуг, оно обеспечивает:

- повышение результативности  расходов на макроуровне через  экономию бюджетных средств за  счет сокращения или отказа  от некоторых видов второстепенных  и избыточных расходов и последующее  перераспределение и сосредоточение  ресурсов на решении наиболее  важных для общества задач; 

- повышение результативности  расходов отдельных распорядителей  и получателей бюджетных средств  за счет улучшения качества  отраслевого планирования и исполнения  бюджета; 

- улучшение качества социально-экономического  и бюджетного планирования за  счет повышения качества информации, используемой при принятии стратегических  политических решений, решений  о распределении расходов на  выполнение государственных функций  и о выделении средств на  отдельные социально-экономические  и отраслевые программы; 

- развитие культуры стратегического  планирования, управления расходами  и ответственности за результаты  деятельности на всех уровнях  власти.

В качестве дополнительного  эффекта СБОР достигается повышение  прозрачности бюджетных расходов и  информированности общества о деятельности государства за счет включения в  предоставляемую и публикуемую  бюджетную документацию дополнительных материалов, характеризующих связь  между общественной значимостью, масштабами и качеством предоставления бюджетных  услуг и объемами финансирования соответствующих расходов.

Расширение временного горизонта  бюджетного планирования позволит области  ставить и решать более комплексные  задачи, выходящие за рамки одного бюджетного года, а также окажет стимулирующее воздействие на субъекты бюджетного процесса, повысит их самостоятельность  и ответственность.

2) Создание системы учета  потребности в предоставляемых  государственных услугах физическим  и (или) юридическим лицам. 

При проведении оценки исходного  состояния отмечалось, что инвентаризация государственных услуг в области  на систематической основе не проводилась. В этой связи отсутствует перечень государственных услуг, оказываемых  населению области; отсутствуют  четкие подходы и критерии к определению  содержания государственных услуг; недостаточно формализованы механизмы  и инструменты оценки востребованности государственных услуг населением.

Полученные в ходе оценки показателей востребованности государственных  услуг данные  должны стать ориентиром для субъектов бюджетного планирования при формировании ими проектов результативных программ и определении расходов на предоставление государственных услуг до 2013 года.

3) Установление стандартов  качества предоставления государственных  услуг субъектами бюджетного  планирования Тульской области. 

В рамках выполнения работ  по составлению перечня государственных  услуг планировалось провести не только инвентаризацию и формализацию государственных услуг, но и сформулировать требования к конечным результатам  предоставления государственных услуг, а также установить параметры  качества всех предоставляемых государственных  услуг, включенных в этот перечень.

Проведение работ в  данном направлении позволит: определить подходы к структуре и требованиям, предъявляемым к стандартам качества государственных услуг; определить перечень нормативных актов, содержащих элементы исследуемого объекта; определить направления дальнейшей работы в  данном направлении; определить механизм рассмотрения обращений жителей  области по вопросам качества оказываемых  государственных услуг.

Информация о работе Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации