Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование состояния и перспектив развития региональных финансов, а также их роли в финансовой системе Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть экономическую сущность, назначение и состав региональных финансов.
Рассмотреть организационно-правовые основы региональных бюджетов.
Выявить особенности управления региональными финансами.
Провести анализ динамики бюджета Тульской области на 2009-2012 гг. для оценки состояния бюджетного процесса на региональном уровне.
Охарактеризовать основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики Тульской области .
Раскрыть особенности внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, в Тульской области.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Экономическое содержание и состав региональных финансов ………………………………………………………………………………….....3
Экономическая сущность, назначение и состав региональных финансов ………………………………………………………………………...3
Организационно-правовые основы региональных бюджетов …….....7
Особенности управления региональными финансами.…………..….12
Глава 2. Бюджет субъекта Российской Федерации как основное звено региональных финансов (на примере анализа динамики бюджета Тульской области на 2011-2013 годы).………………………………………………………………………..…..18
2.1. Анализ и оценка динамики доходов бюджета …………………….…18
2.2. Анализ и оценка динамики расходов бюджета…………………….…21
2.3. Дефицит регионального бюджета ……………………………….……25
Глава 3. Перспективы развития региональных бюджетов на примере Тульской области……………………….……………………………………...29
3.1. Основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики в регионе………..…………………………………………...………29
3.2. Внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, в Тульской области………………………………………..……….31
Заключение……………………………………………………………………..38
Список использованной литературы……………………………….….……...41

Работа состоит из  1 файл

конраб гос и мун фин.docx

— 115.84 Кб (Скачать документ)

В зависимости от стадии проведения контроля законодательными (представительными) органами  власти выделяются следующие формы:

  • предварительный контроль — проводится на этапе составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета законодательным (представительным) органом власти. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;
  • текущий (оперативный) контроль — осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм и порядка, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере;
  • последующий контроль — это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана [23.57-58].

Новацией Бюджетного кодекса  является создание в органах исполнительной власти подразделений внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), которые будут осуществлять разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета.

 Участники бюджетного процесса, обладающие бюджетными полномочиями на федеральном и региональном уровнях  представлены на   рис. 1.4.


Рис. 1.4. Участники бюджетного процесса, обладающие бюджетными полномочиями на федеральном и региональном уровнях

К наиболее важным учреждениям, участвующим в управлении региональными  финансами относятся: региональные подразделения центральных органов  исполнительной власти, органы законодательной (представительной власти) субъектов  РФ, территориальные органы исполнительной власти (финансовые органы, контрольно-ревизионные подразделения) [22.428]. Центральное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате РФ, Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, Федеральному казначейству.  

Региональные исполнительные органы власти органы обеспечивают: разработку и реализацию единой финансовой политики администрации субъекта РФ, составление  и исполнение регионального бюджета, исполнительно-распорядительные функции  в сфере управления финансами  территорий. В соответствии с основными  задачами они осуществляют следующие  функции:

  • в области формирования единой финансовой политики: совершенствуют систему управления финансами территорий и систему аккумуляции финансовых ресурсов; определяют порядок формирования и использования территориальных внебюджетных фондов, формируют региональную бюджетную политику, определяют порядок мобилизации доходов и финансирования расходов.
  • в области решения задач финансового воздействия на оптимизацию развития экономики и социальной сферы территории: осуществляют разработку финансового, налогового и кредитного механизмов, финансово-экономических мер по развитию рыночных отношений, повышению эффективности экономики региона; участвуют в прогнозировании финансовой базы социально-экономического развития на финансовый год, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
  • в области управления бюджетным процессом: формируют проекты бюджетов, обеспечивают  их исполнение, корректировки бюджетных назначений с учетом динамики  цен и поступлений доходов в бюджет, осуществляют контроль за исполнением бюджета, целевым и рациональным использованием средств, выделяемых из регионального бюджета.
  • в области обеспечения доходов бюджета: готовят предложения по совершенствованию регионального налогового законодательства.

Не менее важную роль играют органы законодательной (представительной) власти субъекта РФ. Так, например, Тульская областная Дума, как орган, участвующий в управлении региональными финансами: устанавливает порядок составления и рассмотрения проекта бюджета области, утверждения и исполнения бюджета области, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении; рассматривает и утверждает бюджет области; рассматривает и утверждает отчет об исполнении бюджета области; определяет порядок направления в доходов бюджета области; устанавливает порядок и условия предоставления бюджетных кредитов [3].

Постоянно действующим органом  государственного финансового контроля, образованным Тульской областной Думой, является Счетная палата Тульской области. Задачами счетной палаты являются: 1) организация и осуществление  финансового  контроля за исполнением  бюджета Тульской области и бюджета  Тульского территориального фонда  обязательного медицинского страхования; 2) проведение  финансовой экспертизы проектов бюджета области и бюджета  фонда, нормативных правовых актов  бюджетного законодательства Тульской области; 3) организация и осуществление  оценки эффективности расходования средств бюджета области; 4) анализ выявленных отклонений от установленных  показателей бюджета области  и бюджета фонда и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также совершенствование бюджетного процесса в целом [15].

Успех бюджетной реформы, предполагающий наделение бюджетных  менеджеров широкими полномочиями по управлению расходами и контролю за результатами, будет зависеть от создания и укрепления институтов, регулирующих их иерархическую и  публичную подотчетность, открытость для общественности всех операций и  решений в рамках выполнения конкретных функций, поддержание и совершенствование  систем внешнего контроля, создание систем внутреннего контроля и аудита [21.7].

Важнейшим элементом управления региональными финансами на каждом этапе является анализ бюджетных  показателей: их обоснованности, структуры, динамики и других параметров. В  ходе анализа выявляются приоритеты бюджетной политики с целью информирования общественности и воздействия на бюджетную политику, встраивания  инициативных программ и проектов. 

 

 

 

ГЛАВА 2. Бюджет субъекта Российской Федерации как основное звено региональных финансов (на примере  анализа динамики бюджета Тульской области на 2011-2013 годы).

 

2.1. Анализ и оценка динамики доходов бюджета.

 

Основные характеристики проекта бюджета области на 2010-2012 годы предопределены параметрами макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Тульской области на 2012 год и на плановый период 2013 года.

Доходы бюджета области формируются за счет поступления средств по нормативам отчислений от регулирующих федеральных налогов и сборов, региональных налогов, отчисления по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области производятся в бюджет области, а также за счет безвозмездных поступлений [2].

Доходы бюджета  Тульской области на среднесрочный  период прогнозируются в следующих  объемах:

    • на 2012 год - в сумме 30 233 298,4 тыс. руб., с сокращением к 2011 году в сумме 3 021 913,1 тыс. руб., или на 9,1 процента;
    • на 2013 год - в сумме 32 236 195,6 тыс. руб., с приростом к 2012 году в сумме 2 002 897,2 тыс. руб., или на 6,6 процента.

По сравнению с оценкой  исполнения бюджета Тульской области в 2011 году прогнозируемые в 2013 году доходы увеличатся на 2 289 417,9 тыс. руб., или на 7,6 процента.

Налоговые доходы бюджета Тульской области прогнозируются в следующих объемах, при темпах прироста (цепных): на 2012 год - в сумме 25803684 тыс. руб., при абсолютном приросте 2689708,9 тыс. руб., или 11,6 процента; на 2013 год - в сумме 28783194,1 тыс. руб., при абсолютном приросте 2979509,8 тыс. руб., или 11,5 процента.

По сравнению с оценкой  исполнения бюджета Тульской области в 2011 году прогнозируемые в 2013 году налоговые доходы увеличатся на 10256739,1 тыс. руб., или на 55,4 процента.

Удельный вес  налоговых доходов в общей  структуре доходов областного бюджета  возрастает и составит соответственно по годам 69,5 процента, 85,3 процента, 89,3 процента.

Неналоговые доходы бюджета Тульской области прогнозируются в следующих объемах: на 2012 год - в сумме 206855,7 тыс. руб., что выше показателей предыдущего года на 1383,3 тыс. руб., или на 0,7 процента; на 2013 год - в сумме 200327,9 тыс. руб., что ниже показателей предыдущего года 6527,8 тыс. руб., или на 3,2 процента.

По сравнению с оценкой  исполнения бюджета Тульской области в 2011 году прогнозируемые в 2013 году неналоговые доходы уменьшатся на 117883,4 тыс. руб., или на 37,0 процента.

Удельный вес  неналоговых доходов в общей  структуре доходов областного бюджета  составит соответственно по годам 0,6 процента, 0,7 процента, 0,6 процента.

Безвозмездные поступления  также имеют тенденцию к снижению и прогнозируются в следующих  объемах: на 2012 год - в сумме 4222728,4 тыс. руб. по сравнению с 2011  годом безвозмездные поступления уменьшатся на 5713035,3 тыс. руб., или на 57,5 процента. На 2013 год - в сумме 3252643,6 тыс. руб., и снизятся относительно 2012 года на 970084,8 тыс. руб., или на 23,0 процента.

По сравнению с оценкой  исполнения бюджета Тульской области в 2011 году прогнозируемые в 2013 году безвозмездные поступления уменьшатся на 7849467,8 тыс. руб., или на 70,7 процента.

Удельный вес  безвозмездных поступлений в  общей структуре доходов областного бюджета снижается и составит соответственно по годам                   29,9 процента, 10,1 процента.

Основные характеристики регионального бюджета предопределены параметрами макроэкономических показателей  прогноза социально-экономического развития Тульской области на 2012 год и на плановый период  2013 года.

Рост налоговых доходов  в прогнозном периоде обусловлен тем, что приоритетами проводимой в  регионе налоговой политики на 2011-2013 годы станут:  создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также качественного улучшения налогового администрирования. В частности планируется обеспечить повышение собираемости налогов на территории области и активизировать деятельность по выявлению объектов налогообложения для формирования налоговой базы по имущественным налогам и паспортизации всех объектов налогообложения.

Следует отметить, что поступление  налога на прибыль организаций в  большой мере зависит от динамики промышленного производства в регионе. В случае спада производства и  снижения валового регионального продукта неизбежно снижение поступления  указанного налога.

Рост поступления  налога на доходы физических лиц в 2011-2013 годах прогнозируется адекватно росту фонда начисленной заработной платы, и при условии отсутствия роста суммы задолженности по выплате заработной платы организациями области.

Рост поступлений  акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, обусловлен увеличением ставок акцизов с 1 января 2012 года.

Увеличение поступления  транспортного налога обусловлено тем, что с 1 января 2011 налоговые ставки повышаются на 25 процентов [6]. Расчет налога проведен с учетом сроков уплаты налога физическими лицами и организациями.

Отсутствие поступлений  налога на игорный бизнес обусловлено  прекращением деятельности в области игорного бизнеса с 1 июля 2010 года.

Неналоговые доходы в 2011 и 2013 годах имеют тенденцию к незначительному снижению. Необходимо отметить, что такие показатели по неналоговым доходам сложились ввиду снижения доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, отсутствия прогнозных данных по доходам от реализации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, доходам от продажи земельных участков, находящихся в собственности субъекта, на 2013 год.

Безвозмездные поступления  также имеют тенденцию к снижению. Частично это связано с отсутствием  данных на 2011 и 2012 годы о возможных  поступлениях от других бюджетов бюджетной  системы РФ. Также, следует отметить, что одной из основных задач бюджетной  политики региона является укрепление устойчивости экономики за счет роста  налоговых доходов и сокращения безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Вместе с тем, удельный вес  безвозмездных поступлений из федерального бюджета в общей структуре  доходов бюджета области остается на достаточно высоком уровне.

Основной концептуальной и характерной структурной особенностью  бюджета области на 2011-2013 годы является изменение структуры налоговых и неналоговых доходов бюджета области за счет увеличения доли акцизов и снижения доли налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций в общем объеме доходов;

Далее в работе рассмотрим особенности распределения средств  из бюджета Тульской области в 2011-2013 годах.

 

 

2.2. Анализ и оценка  динамики расходов бюджета.

 

Формирование расходов бюджета области на 2012 год и на плановый период 2013 года осуществлялось в соответствии с бюджетной классификацией расходов Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 № 74н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"  (с учетом внесенных в него изменений).

Информация о работе Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации