Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа
Целью данной работы является исследование состояния и перспектив развития региональных финансов, а также их роли в финансовой системе Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть экономическую сущность, назначение и состав региональных финансов.
Рассмотреть организационно-правовые основы региональных бюджетов.
Выявить особенности управления региональными финансами.
Провести анализ динамики бюджета Тульской области на 2009-2012 гг. для оценки состояния бюджетного процесса на региональном уровне.
Охарактеризовать основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики Тульской области .
Раскрыть особенности внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, в Тульской области.
Введение……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Экономическое содержание и состав региональных финансов ………………………………………………………………………………….....3
Экономическая сущность, назначение и состав региональных финансов ………………………………………………………………………...3
Организационно-правовые основы региональных бюджетов …….....7
Особенности управления региональными финансами.…………..….12
Глава 2. Бюджет субъекта Российской Федерации как основное звено региональных финансов (на примере анализа динамики бюджета Тульской области на 2011-2013 годы).………………………………………………………………………..…..18
2.1. Анализ и оценка динамики доходов бюджета …………………….…18
2.2. Анализ и оценка динамики расходов бюджета…………………….…21
2.3. Дефицит регионального бюджета ……………………………….……25
Глава 3. Перспективы развития региональных бюджетов на примере Тульской области……………………….……………………………………...29
3.1. Основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики в регионе………..…………………………………………...………29
3.2. Внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, в Тульской области………………………………………..……….31
Заключение……………………………………………………………………..38
Список использованной литературы……………………………….….……...41
Общий объем расходов бюджета области на 2012 год установлен в сумме 32534745,3 тыс. руб., что выше законодательно утвержденного на 2011 год на 529 389,3 тыс. руб., или на 1,5 процента; на 2013 год - в сумме 33788197,9 тыс. руб.
При этом темпы прироста расходов в трехлетнем бюджетном периоде составят соответственно по годам 1,5 процента, -11,4 процента и 3,9 процента.
Изменение расходов бюджета области в 2013 году по сравнению с законодательно установленным показателем на 2011 год в номинальном выражении прогнозируется со снижением на 2 399 198,8 тыс. руб., темп снижения расходов составит 6,6 процента.
Условно утверждаемые расходы бюджета области (не распределяемые в 2010 году) предусматриваются на 2012 год в сумме 813 368,6 тыс. руб., или 2,5 процента от общего объема расходов бюджета, на 2013 год в сумме 1 686 275,5 тыс. руб., или 5 процентов, что соответствует норме, определенной пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Объем и структура бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на 2011-2013 годы представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Объем и структура бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на 2010-2012 годы
2010 (закон) |
Закон Тульской области «О бюджете Тульской области на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов» | |||
2011 |
2012 |
2013 | ||
Расходы, всего |
36 187 396,7 |
36 716 786,0 |
32 534 745,3 |
33 788 197,9 |
Расходы всего без условно утвержденных |
36 187 396,7 |
36 716 786,0 |
31 721 376,7 |
32 101 922,4 |
% к расходам всего |
100,0 |
100,0 |
97,5 |
95,0 |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
2 249 260,4 |
2 405 990,8 |
2 452 449,7 |
2 564 291,9 |
Доля в общей сумме расходов, %, без учета условно утвержденных |
6,2 |
6,6 |
7,7 |
8,0 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
27 752,3 |
27 182,9 |
28 853,9 |
30 131,2 |
% к расходам без учета условно утвержденных |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
1 337 834,9 |
1 299 889,7 |
1 365 678,6 |
1 415 959,6 |
% к расходам без учета условно утвержденных |
3,7 |
3,5 |
4,3 |
4,4 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
7 456 491,5 |
7 031 873,0 |
3 674 451,2 |
3 662 865,1 |
% к расходам без учета условно утвержденных |
20,6 |
19,2 |
11,6 |
11,4 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
97 465,5 |
61 085,8 |
61 771,6 |
62 295,8 |
% к расходам без учета условно утвержденных |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
81 256,8 |
69 650,3 |
72 707,2 |
75 043,6 |
% к расходам без учета условно утвержденных |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
2 403 499,0 |
2 760 304,6 |
2 900 575,8 |
3 065 549,0 |
% к расходам без учета условно утвержденных |
6,6 |
7,5 |
9,2 |
9,6 |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
418 383,3 |
481 501,9 |
454 981,3 |
472 246,3 |
% к расходам без учета условно утвержденных |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ |
3 178 362,2 |
2 697 511,9 |
2 838 773,7 |
2 926 373,4 |
% к расходам без учета условно утвержденных |
8,8 |
7,3 |
9,0 |
9,1 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
7 640 566,6 |
7 347 367,8 |
7 564 281,0 |
7 834 415,4 |
% к расходам без учета условно утвержденных |
21,1 |
20,0 |
23,8 |
24,4 |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
11 296 524,3 |
12 534 427,3 |
10 306 852,7 |
9 992 751,1 |
% к расходам без учета условно утвержденных |
31,2 |
34,1 |
32,5 |
31,1 |
Условно утвержденные расходы | ||||
тыс. рублей |
813 368,6 |
1 686 275,5 | ||
% к расходам всего |
2,5 |
5,0 |
Далее представлена подробная характеристика расходов, направленных на финансирование социальной сферы Тульской области.
Расходы бюджета области по разделу «Образование» на 2012 год предусмотрены в Законе в объеме 2 760 304,6 тыс. руб., что выше утвержденных назначений 2011 года на 356 805,6 тыс. руб., или на 14,8 процента.
В 2012 году по сравнению с предыдущим годом расходы увеличатся на 140 271,2 тыс. руб., или на 5,1 процента, в 2013 году – на 164 973,2 тыс. руб., или на 5,7 процента. Прирост расходов за 3 года по сравнению с 2011 годом по данному разделу составит 662 050,0 тыс. руб., или 27,5 процента.
Доля расходов по разделу «Образование» в общем объеме расходов бюджета Тульской области в 2012 году составит 8,9 процента, в 2013 году – 9,1 процента.
Расходы бюджета Тульской области по разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации» на 2012 год предусмотрены в Законе в объеме 481 501,9 тыс. руб., что выше утвержденных назначений 2011 года на 63 118,6 тыс. руб., или на 15,1 процента. В 2012 году по сравнению с предыдущим годом расходы снизятся на 26 520,6 тыс. руб., или на 5,5 процента, а в 2013 году расходы будут меньше на 9 255,6 тыс. руб., или на 2,0 процента по сравнению с 2011 годом.
Доля расходов по разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации» в общем объеме расходов бюджета Тульской области в 2012 году составит 1,4 процента, в 2013 году – 1,4 процента.
Расходы бюджета области по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на 2012 год предусмотрены в Законе в объеме 2 697 511,9 тыс. руб., что ниже утвержденных назначений 2011 года на 480 850,3 тыс. руб., или на 15,1 процента. В 2013 году по сравнению с 2012 годом расходы увеличатся на 141 261,8 тыс. руб., или на 5,2 процента. За три года по сравнению с 2010 годом снижение расходов составит 110 727,0 тыс. руб., или 3,5 процента.
Доля расходов по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» в общем объеме расходов бюджета Тульской области в 2012 году составит 7,4 процента, в 2013 году – 8,7 процента.
Расходы бюджета области по разделу «Социальная политика» на 2012 год предусмотрены в Законе в объеме 7 347 367,8 тыс. руб., что ниже утвержденных назначений 2011 года на 293 198,8 тыс. руб., или на 3,8 процента. В 2012 году по сравнению с предыдущим годом расходы увеличатся на 216 913,2 тыс. руб., или на 2,9 процента, в 2013 году – на 270 134,4 тыс. руб., или на 3,6 процента. Прирост бюджетных ассигнований за три года по сравнению с 2010 годом по данному разделу составит 193 848,8 тыс. руб., или 2,5 процента.
Доля расходов по разделу «Социальная политика» в общем объеме расходов бюджета Тульской области в 2012 году составит 20 процентов, в 2013 году – 23,2 процента.
Проанализировав планируемые расходы бюджета области на 2010-2012 годы, следует отметить:
– структура расходов бюджета области на 2012 год по сравнению с 2011 годом изменяется незначительно. По объему расходов первое место занимают бюджетные ассигнования, направляемые на межбюджетные трансферты, – 34,1 процента от общей суммы расходов (рост к 2011 году – 2,9 процента); на втором месте – бюджетные ассигнования, направляемые на социальную политику, – 20 процентов (снижение к 2011 году – 1,1 процента); на третьем месте – бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной экономики, – 19,2 процента (снижение к 2011 году – 1,5 процента). В 2012 и 2013 годах резко сокращается доля расходов в области национальной экономики (в 2013 году доля данных расходов по сравнению с 2012 годом прогнозируется с сокращением на 7,7 процента). В 2013 году к уровню 2012 года сократится доля бюджетных ассигнований, направляемых на межбюджетные трансферты (на 3 процента), при этом доля расходов на социальную политику, образование и здравоохранение, физическую культуру и спорт увеличится на 4,4 процента, 2 процента и 1,8 процента соответственно.
– в 2012 году объем расходов в номинальном выражении увеличится по отношению к утвержденным показателям текущего года по таким разделам, как: «Культура, кинематография и средства массовой информации» (на 15,1 процента), «Образование» (на 14,8 процента), «Межбюджетные трансферты» (на 11 процентов), «Общегосударственные вопросы» (на 7 процентов);
– значительное уменьшение в 2012 году объемов расходов по сравнению с 2011 годом предусматривается по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» – на 37,3 процента, «Здравоохранение, физическая культура и спорт» – на 15,1 процента, «Охрана окружающей среды» – на 14,3 процента, по остальным разделам сокращение расходов составит от 5,7 процента («Национальная экономика») до 2,1 процента («Национальная оборона»).
2.3. Дефицит регионального бюджета.
Законом предусмотрено формирование бюджета области на 2012 год с дефицитом в размере 3 461 574,5 тыс. руб. (14,8 процента от общего годового объема доходов бюджета области без учета объема безвозмездных поступлений). В 2013 году прогнозируется сокращение дефицита бюджета области до 1 552 002,3 тыс. руб. (5,4 процента).
Основные показатели бюджета Тульской области на 2011 год и проекта бюджета области на 2012-2013 годы представлены в таблице 2.3.1
Таблица 2.3.1
Основные показатели проекта бюджета области |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||||
Закон № 1197-ЗТО в ред. от 26.09.2009тыс. руб. |
оценка,
тыс. руб. |
прогноз,
тыс. руб. |
в % к 2009 году |
прогноз,
тыс. руб. |
в % к 2010 году |
прогноз,
тыс. руб. |
в % к 2011 году | |
Доходы, всего |
32 991 746,8 |
29 946 777,7 |
33 255 211,5 |
111,0 |
30 233 298,4 |
90,9 |
32 236 195,6 |
106,6 |
Налоговые и неналоговые доходы |
21 985 390,4 |
18 844 666,3 |
23 319 447,8 |
123,7 |
26 010 570,0 |
111,5 |
28 983 552,0 |
111,4 |
Безвозмездные поступления |
11 006 356,4 |
11 102 111,4 |
9 935 763,7 |
89,5 |
4 222 728,4 |
42,5 |
3 252 643,6 |
77,0 |
Расходы, всего |
36 187 396,7 |
31 815 088,0 |
36 716 786,0 |
101,5 |
32 534 745,3 |
88,6 |
33 788 197,9 |
103,9 |
Процентные расходы |
476 107,5 |
476 107,5 |
1 050 635,3 |
220,7 |
1 050 635,3 |
100,0 |
1 113 324,1 |
106,0 |
Непроцентные расходы |
35 711 289,2 |
31 338 980,5 |
35 666 150,7 |
99,9 |
31 484 110,0 |
88,3 |
32 674 873,8 |
103,8 |
Условно утверждаемые расходы |
813 368,6 |
1 686 275,5 |
207,3 | |||||
Дефицит |
-3 195 649,9 |
-1 868 310,3 |
-3 461 574,5 |
108,3 |
-2 301 446,9 |
66,5 |
-1 552 002,3 |
67,4 |
Предельные размеры дефицита бюджета области на 2012-2013 годы не превышают 15 процентов утвержденного общего объема доходов бюджета области без учета объемов безвозмездных поступлений, что соответствует норме, определенной пунктом 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетная политика в 2011-2013 годах ориентирована на увеличение государственных заимствований в целях финансирования дефицита бюджета области. Динамика источников финансирования дефицита бюджета области в 2012-2013 годах приведена в таблице 2.3.2
Таблица 2.3.2
Динамика источников финансирования дефицита бюджета области
на 2012-2013 гг.
Источники финансирования дефицита бюджета области |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. | |||
Закон
в ред. от 26.09.2009, (тыс. руб.) |
Проект,
(тыс. руб.) |
Изме-нение (+,-),
(тыс. руб.) |
Проект,
(тыс. руб.) |
Изме-нение (+,-),
(тыс. руб.) |
Проект,
(тыс. руб.) |
Изме-нение (+,-),
(тыс. руб.) | |
Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации |
-1 500 000,0 |
– |
+1 500 000,0 |
– |
– |
||
Разница между полученными и погашенными кредитами от кредитных организаций |
4 100 000,0 |
2 650 000,0 |
-1 450 000,0 |
1 630 000,0 |
-1 020 000,0 |
1 070 000,0 |
-560 000,0 |
Разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами, полученными от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации |
200 054,8 |
-9 346,9 |
-209 401,7 |
– |
+9346,9 |
-209 401,6 |
-209 401,6 |
Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета области |
324 471,3 |
786 692,4 |
462 221,1 |
642 819,8 |
-143 872,6 |
610 356,0 |
-32 463,8 |
Иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Тульской области, |
71 123,8 |
34 229,0 |
-36 894,8 |
28 627,1 |
-5 601,9 |
81 047,9 |
+52 420,8 |
Итого источников внутреннего финансирования дефицита бюджета области |
3 195 649,9 |
3 461 574,5 |
+265 924,6 |
2 301 446,9 |
-1 160 127,6 |
1 552 002,3 |
-749 444,6 |
Анализ динамики показывает, что сальдо источников финансирования дефицита бюджета области на 2012-2013 годы прогнозируется положительным.
Основными источниками финансирования дефицита бюджета области в 2012-2013 годах прогнозируются кредиты кредитных организаций (разница между полученными и погашенными кредитами).
Итак, основными концептуальными и характерными структурными особенностями бюджета области на 2012-2013 годы являются:
Анализ закона о бюджете и представленных одновременно с ним документов показал, что он в целом отражает изменения характера социально-экономического развития области и определяет пути решения некоторых экономических и социальных проблем в регионе в условиях мирового финансового кризиса.
Ситуация, которая имеет место сегодня, требует по-новому расставить акценты и распределить их между прошлым и будущим.
К основным проблемам региональных финансов можно отнести:
Информация о работе Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации