Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование состояния и перспектив развития региональных финансов, а также их роли в финансовой системе Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть экономическую сущность, назначение и состав региональных финансов.
Рассмотреть организационно-правовые основы региональных бюджетов.
Выявить особенности управления региональными финансами.
Провести анализ динамики бюджета Тульской области на 2009-2012 гг. для оценки состояния бюджетного процесса на региональном уровне.
Охарактеризовать основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики Тульской области .
Раскрыть особенности внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, в Тульской области.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Экономическое содержание и состав региональных финансов ………………………………………………………………………………….....3
Экономическая сущность, назначение и состав региональных финансов ………………………………………………………………………...3
Организационно-правовые основы региональных бюджетов …….....7
Особенности управления региональными финансами.…………..….12
Глава 2. Бюджет субъекта Российской Федерации как основное звено региональных финансов (на примере анализа динамики бюджета Тульской области на 2011-2013 годы).………………………………………………………………………..…..18
2.1. Анализ и оценка динамики доходов бюджета …………………….…18
2.2. Анализ и оценка динамики расходов бюджета…………………….…21
2.3. Дефицит регионального бюджета ……………………………….……25
Глава 3. Перспективы развития региональных бюджетов на примере Тульской области……………………….……………………………………...29
3.1. Основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики в регионе………..…………………………………………...………29
3.2. Внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, в Тульской области………………………………………..……….31
Заключение……………………………………………………………………..38
Список использованной литературы……………………………….….……...41

Работа состоит из  1 файл

конраб гос и мун фин.docx

— 115.84 Кб (Скачать документ)

Общий объем расходов бюджета области на 2012 год установлен в сумме 32534745,3 тыс. руб., что выше законодательно утвержденного на 2011 год на 529 389,3 тыс. руб., или на 1,5 процента; на 2013 год - в сумме 33788197,9 тыс. руб.

При этом темпы прироста расходов в трехлетнем бюджетном  периоде составят соответственно по годам 1,5 процента, -11,4 процента и 3,9 процента.

Изменение расходов бюджета области в 2013 году по сравнению с законодательно установленным показателем на 2011 год в номинальном выражении прогнозируется со снижением на 2 399 198,8 тыс. руб., темп снижения расходов составит 6,6 процента.

Условно утверждаемые расходы бюджета  области (не распределяемые в 2010 году) предусматриваются на 2012 год в сумме 813 368,6 тыс. руб., или 2,5 процента от общего объема расходов бюджета, на 2013 год в сумме 1 686 275,5 тыс. руб., или 5 процентов, что соответствует норме, определенной пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Объем и структура бюджетных  ассигнований по разделам классификации  расходов бюджетов Российской Федерации на 2011-2013 годы представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Объем и структура бюджетных  ассигнований по разделам классификации  расходов бюджетов Российской Федерации на 2010-2012 годы

 

 

2010

(закон)

Закон Тульской области «О бюджете Тульской области на 2010 год  и на плановый период 2011-2012 годов»

2011

2012

2013

Расходы, всего

36 187 396,7

36 716 786,0

32 534 745,3

33 788 197,9

Расходы всего  без условно утвержденных

36 187 396,7

36 716 786,0

31 721 376,7

32 101 922,4

% к расходам всего

100,0

100,0

97,5

95,0

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

2 249 260,4

2 405 990,8

2 452 449,7

2 564 291,9

Доля в общей сумме  расходов, %, без учета условно  утвержденных

6,2

6,6

7,7

8,0

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА

27 752,3

27 182,9

28 853,9

30 131,2

% к расходам без учета  условно утвержденных

0,1

0,1

0,1

0,1

НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1 337 834,9

1 299 889,7

1 365 678,6

1 415 959,6

% к расходам без учета  условно утвержденных

3,7

3,5

4,3

4,4

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА

7 456 491,5

7 031 873,0

3 674 451,2

3 662 865,1

% к расходам без учета  условно утвержденных

20,6

19,2

11,6

11,4

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

97 465,5

61 085,8

61 771,6

62 295,8

% к расходам без учета  условно утвержденных

0,3

0,2

0,2

0,2

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

81 256,8

69 650,3

72 707,2

75 043,6

% к расходам без учета  условно утвержденных

0,2

0,2

0,2

0,2

ОБРАЗОВАНИЕ

2 403 499,0

2 760 304,6

2 900 575,8

3 065 549,0

% к расходам без учета  условно утвержденных

6,6

7,5

9,2

9,6

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

418 383,3

481 501,9

454 981,3

472 246,3

% к расходам без учета  условно утвержденных

1,2

1,3

1,4

1,5

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

3 178 362,2

2 697 511,9

2 838 773,7

2 926 373,4

% к расходам без учета  условно утвержденных

8,8

7,3

9,0

9,1

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

7 640 566,6

7 347 367,8

7 564 281,0

7 834 415,4

% к расходам без учета  условно утвержденных

21,1

20,0

23,8

24,4

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ

11 296 524,3

12 534 427,3

10 306 852,7

9 992 751,1

% к расходам без учета  условно утвержденных

31,2

34,1

32,5

31,1

Условно утвержденные расходы

тыс. рублей

   

813 368,6

1 686 275,5

%  к расходам всего

   

2,5

5,0


Далее представлена подробная характеристика расходов, направленных на финансирование социальной сферы Тульской области.

Расходы бюджета области по разделу «Образование» на 2012 год предусмотрены в Законе в объеме 2 760 304,6 тыс. руб., что выше утвержденных назначений 2011 года на 356 805,6 тыс. руб., или на 14,8 процента.

В 2012 году по сравнению с предыдущим годом расходы увеличатся на 140 271,2 тыс. руб., или на 5,1 процента, в 2013 году – на 164 973,2 тыс. руб., или на 5,7 процента. Прирост расходов за 3 года по сравнению с 2011 годом по данному разделу составит 662 050,0 тыс. руб., или 27,5 процента.

Доля расходов по разделу  «Образование»  в общем объеме расходов бюджета Тульской области в 2012 году составит 8,9 процента, в 2013 году – 9,1 процента.

Расходы бюджета Тульской области  по разделу  «Культура, кинематография, средства массовой информации» на 2012 год предусмотрены в Законе в объеме 481 501,9 тыс. руб., что выше утвержденных назначений 2011 года на 63 118,6 тыс. руб., или на 15,1 процента. В 2012 году по сравнению с предыдущим годом расходы снизятся на 26 520,6 тыс. руб., или на 5,5 процента, а в 2013 году расходы будут меньше на 9 255,6 тыс. руб., или на 2,0 процента по сравнению с 2011 годом.

Доля расходов по разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации»  в общем объеме расходов бюджета Тульской области в 2012 году составит 1,4 процента, в 2013 году – 1,4 процента.

Расходы бюджета области по разделу  «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на 2012 год предусмотрены в Законе в объеме 2 697 511,9 тыс. руб., что ниже утвержденных назначений 2011 года на 480 850,3 тыс. руб., или на 15,1 процента. В 2013 году по сравнению с 2012 годом расходы увеличатся на 141 261,8 тыс. руб., или на 5,2 процента. За три года по сравнению с 2010 годом снижение расходов составит 110 727,0 тыс. руб., или 3,5 процента.

Доля расходов по разделу  «Здравоохранение, физическая культура и спорт» в общем  объеме расходов бюджета Тульской области в 2012 году составит 7,4 процента, в 2013 году – 8,7 процента.

Расходы бюджета области по разделу  «Социальная политика» на 2012 год предусмотрены в Законе в объеме 7 347 367,8 тыс. руб., что ниже утвержденных назначений 2011 года на 293 198,8 тыс. руб., или на 3,8 процента. В 2012 году по сравнению с предыдущим годом расходы увеличатся на 216 913,2 тыс. руб., или на 2,9 процента, в 2013 году – на 270 134,4 тыс. руб., или на 3,6 процента. Прирост бюджетных ассигнований за три года по сравнению с 2010 годом по данному разделу составит 193 848,8 тыс. руб., или 2,5 процента.

Доля расходов по разделу  «Социальная  политика» в общем объеме расходов бюджета Тульской области в 2012 году составит 20 процентов, в 2013 году – 23,2 процента.

Проанализировав планируемые расходы бюджета области на 2010-2012 годы, следует отметить:

– структура расходов бюджета области на 2012 год по сравнению с 2011 годом изменяется незначительно. По объему расходов первое место занимают бюджетные ассигнования, направляемые на межбюджетные трансферты, – 34,1 процента от общей суммы расходов (рост к 2011 году – 2,9 процента); на втором месте – бюджетные ассигнования, направляемые на социальную политику, – 20 процентов (снижение к 2011 году – 1,1 процента); на третьем месте – бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной экономики, – 19,2 процента (снижение к 2011 году – 1,5 процента). В 2012 и 2013 годах резко сокращается доля расходов в области национальной экономики (в 2013 году доля данных расходов по сравнению с 2012 годом прогнозируется с сокращением на 7,7 процента). В 2013 году к уровню 2012 года сократится доля бюджетных ассигнований, направляемых на межбюджетные трансферты (на 3 процента), при этом доля расходов на социальную политику, образование и здравоохранение, физическую культуру и спорт увеличится на 4,4 процента, 2 процента и 1,8 процента соответственно.

– в 2012 году объем расходов в номинальном выражении увеличится по отношению к утвержденным показателям текущего года по таким разделам, как: «Культура, кинематография и средства массовой информации» (на 15,1 процента), «Образование» (на 14,8 процента), «Межбюджетные трансферты» (на 11 процентов), «Общегосударственные вопросы» (на 7 процентов);

– значительное уменьшение в 2012 году объемов расходов по сравнению с 2011 годом предусматривается по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» – на 37,3 процента, «Здравоохранение, физическая культура и спорт» – на 15,1 процента, «Охрана окружающей среды» – на 14,3 процента, по остальным разделам сокращение расходов составит от 5,7 процента («Национальная экономика») до 2,1 процента («Национальная оборона»).

 

2.3. Дефицит регионального  бюджета.

 

Законом предусмотрено формирование бюджета области на 2012 год с дефицитом в размере 3 461 574,5 тыс. руб. (14,8 процента от общего годового объема доходов бюджета области без учета объема безвозмездных поступлений). В 2013 году прогнозируется сокращение дефицита бюджета области до 1 552 002,3 тыс. руб. (5,4 процента).

Основные показатели бюджета Тульской области на 2011 год и проекта бюджета области на 2012-2013 годы представлены в таблице 2.3.1

Таблица 2.3.1

Основные показатели проекта  бюджета области

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Закон

№ 1197-ЗТО

в ред. от 26.09.2009тыс. руб.

оценка,

 

 

 

тыс. руб.

прогноз,

 

 

 

тыс. руб.

в % к 2009 году

прогноз,

 

 

 

тыс. руб.

в %  к 2010 году

прогноз,

 

 

 

тыс. руб.

в % к

2011 году

Доходы, всего 

32 991 746,8

29 946 777,7

33 255 211,5

111,0

30 233 298,4

90,9

32 236 195,6

106,6

Налоговые и неналоговые  доходы

21 985 390,4

18 844 666,3

23 319 447,8

123,7

26 010 570,0

111,5

28 983 552,0

111,4

Безвозмездные поступления

11 006 356,4

11 102 111,4

9 935 763,7

89,5

4 222 728,4

42,5

3 252 643,6

77,0

Расходы, всего

36 187 396,7

31 815 088,0

36 716 786,0

101,5

32 534 745,3

88,6

33 788 197,9

103,9

Процентные расходы

476 107,5

476 107,5

1 050 635,3

220,7

1 050 635,3

100,0

1 113 324,1

106,0

Непроцентные расходы

35 711 289,2

31 338 980,5

35 666 150,7

99,9

31 484 110,0

88,3

32 674 873,8

103,8

Условно утверждаемые расходы

       

813 368,6

 

1 686 275,5

207,3

Дефицит

-3 195 649,9

-1 868 310,3

-3 461 574,5

108,3

-2 301 446,9

66,5

-1 552 002,3

67,4


Предельные размеры дефицита бюджета области на 2012-2013 годы не превышают 15 процентов утвержденного общего объема доходов бюджета области без учета объемов безвозмездных поступлений, что соответствует норме, определенной пунктом 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Бюджетная политика в 2011-2013 годах ориентирована на увеличение государственных заимствований в целях финансирования дефицита бюджета области. Динамика источников финансирования дефицита бюджета области в 2012-2013 годах приведена в таблице 2.3.2

Таблица 2.3.2

Динамика источников финансирования дефицита бюджета области 

на 2012-2013 гг.

Источники

финансирования дефицита бюджета области

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Закон

 

в ред. от 26.09.2009,

(тыс. руб.)

Проект,

 

 

 

(тыс. руб.)

Изме-нение

(+,-),

 

(тыс. руб.)

Проект,

 

 

 

(тыс. руб.)

Изме-нение

(+,-),

 

(тыс. руб.)

Проект,

 

 

 

(тыс. руб.)

Изме-нение

(+,-),

 

(тыс. руб.)

Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость  которых указана в валюте Российской Федерации

-1 500 000,0

+1 500 000,0

 

 

Разница между полученными  и погашенными кредитами от кредитных  организаций

4 100 000,0

2 650 000,0

-1 450 000,0

1 630 000,0

-1 020 000,0

1 070 000,0

-560 000,0

Разница между полученными  и погашенными бюджетными кредитами, полученными от других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации в  валюте Российской Федерации

200 054,8

-9 346,9

-209 401,7

+9346,9

-209 401,6

-209 401,6

Изменение остатков средств  на счетах по учету средств бюджета  области

324 471,3

786 692,4

462 221,1

642 819,8

-143 872,6

610 356,0

-32 463,8

Иные источники внутреннего  финансирования дефицита бюджета Тульской области,

71 123,8

34 229,0

-36 894,8

28 627,1

-5 601,9

81 047,9

+52 420,8

Итого источников внутреннего  финансирования дефицита бюджета области

3 195 649,9

3 461 574,5

+265 924,6

2 301 446,9

-1 160 127,6

1 552 002,3

-749 444,6


Анализ динамики показывает, что  сальдо источников финансирования дефицита бюджета области на 2012-2013 годы прогнозируется положительным.

Основными источниками финансирования дефицита бюджета области в 2012-2013 годах прогнозируются кредиты кредитных организаций (разница между полученными и погашенными кредитами).

Итак, основными концептуальными  и характерными структурными особенностями  бюджета области на 2012-2013 годы являются:

  • изменение структуры налоговых и неналоговых доходов бюджета области за счет увеличения доли акцизов и снижения доли налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций в общем объеме доходов;
  • сдерживание роста бюджетных расходов;
  • оптимизация структуры расходов бюджета области;
  • исключение непервоочередных расходов и концентрация высвобождающихся ресурсов на наиболее приоритетных направлениях и значимых мероприятиях;
  • дополнительная нагрузка на бюджет области в связи с отменой софинансирования из федерального бюджета части обязательств субъектов Российской Федерации;
  • смещение приоритетов  межбюджетных трансфертов в сторону обеспечения текущих расходов бюджетов муниципальных образований;
  • существенное отклонение в сторону уменьшения от утвержденных объемов бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ Тульской области, сокращение количества действующих программ, предусмотренных к финансированию в 2012-2013 годах;

Анализ закона о бюджете  и представленных одновременно с  ним документов показал, что он в  целом отражает изменения характера  социально-экономического развития области  и определяет пути решения некоторых  экономических и социальных проблем  в регионе  в условиях мирового финансового кризиса.

Ситуация, которая имеет  место сегодня, требует по-новому расставить акценты и распределить их между прошлым и будущим.

К основным проблемам региональных финансов можно отнести:

  1. Формирование расходов бюджета области с учетом поэтапной адаптации бюджетной системы к сокращению реальных бюджетных расходов и переходу к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного экономического эффекта от каждого бюджетного рубля.
  2. Необходимость ограничения размеров бюджетного дефицита в целях сохранения стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.
  3. Построение эффективных межбюджетных отношений.
  4. Разработка грамотной политики в области осуществления финансового контроля.

Информация о работе Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации