Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование состояния и перспектив развития региональных финансов, а также их роли в финансовой системе Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть экономическую сущность, назначение и состав региональных финансов.
Рассмотреть организационно-правовые основы региональных бюджетов.
Выявить особенности управления региональными финансами.
Провести анализ динамики бюджета Тульской области на 2009-2012 гг. для оценки состояния бюджетного процесса на региональном уровне.
Охарактеризовать основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики Тульской области .
Раскрыть особенности внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, в Тульской области.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Экономическое содержание и состав региональных финансов ………………………………………………………………………………….....3
Экономическая сущность, назначение и состав региональных финансов ………………………………………………………………………...3
Организационно-правовые основы региональных бюджетов …….....7
Особенности управления региональными финансами.…………..….12
Глава 2. Бюджет субъекта Российской Федерации как основное звено региональных финансов (на примере анализа динамики бюджета Тульской области на 2011-2013 годы).………………………………………………………………………..…..18
2.1. Анализ и оценка динамики доходов бюджета …………………….…18
2.2. Анализ и оценка динамики расходов бюджета…………………….…21
2.3. Дефицит регионального бюджета ……………………………….……25
Глава 3. Перспективы развития региональных бюджетов на примере Тульской области……………………….……………………………………...29
3.1. Основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики в регионе………..…………………………………………...………29
3.2. Внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат, в Тульской области………………………………………..……….31
Заключение……………………………………………………………………..38
Список использованной литературы……………………………….….……...41

Работа состоит из  1 файл

конраб гос и мун фин.docx

— 115.84 Кб (Скачать документ)

4) Формирование среднесрочных  областных целевых программ развития.

Областные целевые программы  развития должны стать связующим  звеном между формализованными и  утвержденными стратегическими  направлениями развития области  и деятельностью органов исполнительной власти области на среднесрочную  перспективу.

Для успешной реализации этого  подхода необходимо: выработать систему  стратегических целей, задач и показателей  результата для области; усовершенствовать  механизмы формирования, утверждения  и корректировки областных целевых  программ развития.

В соответствии с «Программой реформирования» реализованы следующие виды работ: формализация и утверждение стратегических целей и задач развития области, индикаторов результата и их целевых значений; установление  порядка разработки, реализации и мониторинга реализации областных целевых программ, а также закрепление процедуры изменения (корректировки) или досрочного прекращения областной целевой программы по результатам реализации; установление требований к стратегическим целям, тактическим задачам и мероприятиям областных целевых программ, а также показателей непосредственных и конечных результатов областных целевых программ, включающих показатели общественной и экономической эффективности реализации программ по утвержденной форме; установление порядка оценки соответствия фактически достигнутых в рамках реализации областных целевых программ результатов плановым значениям.

Выполнение мероприятий  по данному направлению обеспечит  решение проблемы установления стратегических ориентиров развития Тульской области. Разработанные порядки позволят более эффективно обеспечивать межведомственное и межуровневое взаимодействие, необходимое  для достижения стратегических целей  и задач развития региона.

5) Формирование реестров  расходных обязательств [5].

При проведении реформы по данному направлению планировалось  исходить из того, что при составлении  реестра расходных обязательств субъектами бюджетного планирования должны учитываться показатели востребованности государственных услуг.

Информация, содержащаяся в  реестре расходных обязательств Тульской области должна применяться  субъектами бюджетного планирования при  составлении ими докладов о результатах  и основных направлениях деятельности.

Выполненные работ в данном направлении позволят повысить качество управления областными финансами путем  определения взаимосвязи между  различными документами, участвующими в  бюджетном процессе, а именно: доклады о результатах, трехлетний бюджет области, перечень государственных  услуг, реестры расходных обязательств. Это позволит оценивать расходы  области с точки зрения их привязки к государственным услугам, а  также целя и задачам деятельности субъектов бюджетного планирования.

Меры совершенствования  бюджетного процесса могут оказывать  локальный эффект, а могут приводить  к радикальным изменениям. Именно к таким изменениям приводит внедрение  бюджетирования, ориентированного на результат, бесспорными достоинствами  которого являются:

- Предоставление государством  населению именно тех общественных  благ и услуг, в которых общество  действительно заинтересовано. Бюджетирование  по результатам обеспечивает  финансирование тех общественных  благ и услуг, количество, качество, стоимость, время и место предоставления  которых в наибольшей мере  отвечает потребностям общества  и характеризуется наивысшими  показателями социальной эффективности  при заданных ресурсных ограничениях.

- Переход на бюджетирование  по результатам позволяет критически  осмыслить сложившиеся направления  расходования средств и отказаться  от многих видов расходов, осуществляемых "по инерции", без надлежащего  социально-экономического обоснования  необходимости этих расходов.

- Выбор решений производится  с учетом приоритетов среднесрочной  политики, а не сиюминутных последствий.

- Усиливается ответственность  государственных министерств за  конечный результат, под которым  имеется в виду не просто  предоставление определенного объема  услуг или выполнение определенного  объема работ, но и направленность  на достижение определенных качественных показателей [27. 149].

- Повышается обоснованность  решений о государственных расходах. Существенно повышается информационная  база применяемых правительством  бюджетных решений. В частности,  благодаря наличию информации  о том, как могут повлиять  разные уровни финансирования  программ на социальную и экономическую  эффективность государственных  расходов, появляется возможность  рационально сокращать расходы,  не 

Реализация предлагаемых мер по повышению качества управления территориальными финансами должна обеспечить дальнейшее развитие системы  межбюджетных отношений и способствовать повышению эффективности бюджетной  системы РФ на основе сочетания принципов  самостоятельности бюджетов всех уровней  и единства их общих интересов  [29.14].

Таким образом, основными  направлениями совершенствования  региональных финансов в среднесрочной  перспективе являются: практическая реализации существующих нормативных  правовых актов, и достижение за счет этого установленных целевых  показателей; совершенствование механизма  администрирования доходов бюджета  области; координация реформы финансов с другими направлениями реформ (государственной службы, административной реформы, реформы государственного регулирования), проведение мероприятий по совершенствованию системы управления государственными расходами на всех уровнях и внедрение в бюджетный процесс механизмов стратегического планирования и бюджетирования по результатам.

 

 

 

Заключение.

 

Реализованные цели и задачи исследования позволяют сделать  следующие выводы.

В условиях демократии одной  из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые охватывают бюджеты субъектов РФ, средства региональных внебюджетных фондов и кредитные ресурсы, используемые для удовлетворения потребностей бюджета субъекта РФ.

Региональные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется часть стоимости валового внутреннего продукта на экономическое и социальное развитие субъекта Российской Федерации.

Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

Правовой основой функционирования территориальных финансов в Российской Федерации являются законодательные  акты, изданные в стране с момента  образования РФ.   В рамках своей  компетенции органы государственной  власти субъектов РФ наделены полномочиями по совершенствованию законодательства в сфере бюджетного устройства, бюджетного процесса, налогов, экономической и  инвестиционной политики региона.

Наличие у каждого из субъектов РФ бюджета укрепляет их экономическую самостоятельность, активизирует хозяйственную деятельность, позволяет им развивать инфраструктуру на подведомственной территории, расширять ее экономический потенциал, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов.

Управление финансами  – это система форм, методов  и приемов, с помощью которых  осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами. Управление региональными финансами находится  в тесной связи с проводимой государством финансово-бюджетной политикой, действующим  финансово-бюджетным механизмом.

Финансовый контроль и  анализ бюджета региона является главным в работе органов государственной  власти субъектов РФ.

Во второй главе проведен анализ динамики бюджетных показателей: их обоснованности, структуры и других параметров. В ходе анализа выявляются приоритеты бюджетной политики с  целью воздействия на бюджетный  процесс и бюджетную политику, встраивания инициативных программ и проектов, информирования общественности.

В результате проведенного анализа динамики бюджета Тульской области на 2011-2013 годы были выявлены определенные тенденции, определяющие приоритеты налоговой и бюджетной политики региона.

Налоговые доходы в прогнозном периоде имеют тенденцию к  увеличению. Это обусловлено тем, что основными направлениями налоговой политики на 2011-2013 годы станут:  создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также качественного улучшения налогового администрирования. Неналоговые доходы и безвозмездные поступления имеют тенденцию к снижению. Удельный вес безвозмездных поступлений из федерального бюджета в общей структуре доходов бюджета области остается на достаточно высоком уровне.

Бюджет Тульской области  сохраняет уровень своей социальной направленности.

Законом предусмотрено формирование бюджета области на 2012 год с дефицитом в размере 3 461 574,5 тыс. руб. В 2013 году прогнозируется сокращение дефицита бюджета области до 1 552 002,3 тыс. руб.

Проведенный анализ динамики бюджета Тульской области и других источников позволяет выявить ряд  проблем бюджетного процесса в регионе:

  1. Формирование расходов бюджета области с учетом поэтапной адаптации бюджетной системы к сокращению реальных бюджетных расходов и переходу к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного экономического эффекта от каждого бюджетного рубля.
  2. Необходимость ограничения размеров бюджетного дефицита в целях сохранения стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.
  3. Построение эффективных межбюджетных отношений.
  4. Разработка грамотной политики в области осуществления финансового контроля.

Также необходимо разработать  меры, способствующие качественному  улучшению налогового администрирования. В дальнейшем это обеспечит повышение  собираемости налогов на территории области и позволит активизировать деятельность по выявлению объектов налогообложения.

В третьей главе  освещены перспективы развития региональных бюджетов, в том числе: основные направления налоговой и бюджетной политики в Тульской области, а также внедрение механизма среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат.

Основными направлениями  совершенствования региональных финансов в среднесрочной перспективе  являются: практическая реализации существующих нормативных правовых актов, и достижение за счет этого установленных целевых  показателей; совершенствование механизма  администрирования доходов бюджета  области; координация реформы финансов с другими направлениями реформ (государственной службы, административной реформы, реформы государственного регулирования), проведение мероприятий по совершенствованию системы управления государственными расходами на всех уровнях и внедрение в бюджетный процесс механизмов стратегического планирования и бюджетирования по результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана, стр. 167, 189.
  2. О бюджете Тульской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов: закон Тульской области от 10 декабря 2009 г. № 1383-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.
  3. О бюджетном процессе в Тульской области: закон Тульской области от 9 июня 2008 г. № 1015-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.
  4. О бюджетных кредитах, предоставляемых из бюджета Тульской области бюджетам муниципальных образований Тульской области: закон Тульской области  15 мая 2006 г. № 696-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.
  5. Об областной целевой программе «Реформирование финансов Тульской области»: закон Тульской области от 23.11.2006 г.  № 751-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.
  6. О внесении изменений в Закон Тульской области «О транспортном налоге»: закон Тульской области от 7 июля 2008 г.  № 1033-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.
  7. О льготном налогообложении в 2009, 2010 и 2011 годах: закон Тульской области от 7 июля 2008 г. № 1032-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.
  8. О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской  области: закон Тульской области от 9 августа 2005 г. № 615-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.
  9. О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области: закон Тульской области от 11 ноября 2005 г. № 639-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана.
  10. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: постановление Правительства РФ от 22.05.2004 г. № 249 // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана], стр. 325
  11. О налоге на имущество организаций: закон Тульской области от 24 ноября 2003 г. № 414-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана].
  12. О порядке предоставления отдельных межбюджетных трансфертов из бюджета  Тульской области бюджетам муниципальных образований Тульской области: закон Тульской области от 29 декабря 2006 г. № 782-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана].
  13. О Программе социально-экономического развития Тульской области до 2010 года: закон Тульской области от 27 февраля 2007 г. № 801-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана].
  14. О публичной независимой экспертизе законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства: закон Тульской области 17 декабря 2007 г. № 928-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана].
  15. О Счетной палате Тульской области: закон Тульской области от 26 ноября 2008 г. № 1147-ЗТО // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», ООО «Информационный центр «Эдвайзер». – Загл. с экрана].
  16. Артюхин Р.Е. Развитие отчетной стадии бюджетного процесса в Российской Федерации / Р.Е.Артюхин // Финансы. – 2007. - №7 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.buhi.ru/text/29073-1.html, стр. 57
  17.       Евдокимова И.А. Программа реформирования муниципальных финансов: опыт и результаты / И.А. Евдокимова // Финансы. – 2008. - № 1, стр. 17
  18.       Иванов С.Ю. Реформа бюджетного процесса: достижения и перспективы / С.Ю. Иванов // Бюджет. - 2006. - № 1. стр. 34-35.
  19. Матвеева Е.Н. Актуальность внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, в Российской Федерации / Е.Н. Матвеева // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. -    № 22., стр. 18-23.
  20. Матузов Н.И. Теория государства и права  / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ. 2001, стр. 495.
  21. Нестеренко Т.Г. Этапы бюджетной реформы / Т.Г. Нестеренко // Финансы. – 2008. - № 2, стр. 7
  22.   Поляк Г.Б. Территориальные финансы: учебник / Г.Б.Поляк. – М.: Вузовский учебник, 2003, стр. 426-440
  23. Управление региональными и муниципальными финансами / учеб. пособие для работников муниципальных финансовых органов.– СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2007, стр. 48-58
  24. Финансы: учебник /под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2007, стр. 57
  25.    Финансы: учебник /под. ред. проф. М.В.Романовского, проф. О.В.Врублевской, проф .Б.М.Сабанти. – 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2006.
  26.    Финансы: учебник / под ред. Г.Б.Поляка. -  3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  27. Шаститко А. Бюджетный процесс в стратегиях социально-экономического развития / А. Шаститко. – М.: Вопросы экономики. – 2008. - № 3, стр. 149
  28.    Экономический словарь / под ред. А.И.Архипова. – М.: Проспект,  2004, стр. 86
  29. Юрин А.В. О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах / А.В. Юрин. – М.: Финансы, 2008. - № 6, стр. 14

Информация о работе Роль региональных финансов в финансовой системе Российской Федерации