Рынок ценных бумаг: основные принципы функционирования, задачи и роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:55, курсовая работа

Описание

целью данной работы является общая характеристика рынка ценных бумаг, рассмотрение основных принципов его функционирования, задачи и роль в современной экономике. Задачами работы с учетом поставленной цели являются следующие: рассмотрение рынка ценных бумаг, его сущности и функций; анализ современного состояния рынка ценных бумаг в России; выявление проблем и перспектив развития фондового рынка в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Сущность и функции рынка ценных бумаг
1. Понятие, организация и функционирование рынка ценных бумаг 1,5
2. Классификация видов рынка ценных бумаг
3. Нормативно-правовое регулирование рынка ценных бумаг
4. Функции и задачи фондового рынка
2. Анализ современного состояния рынка ценных бумаг
1. Участники и инфраструктура рынка ценных бумаг в России
2. Виды операций и риски, связанные с ценными бумагами в России
3. Анализ современного состояния рынка государственных и корпоративных ценных бумаг, а также производных инструментов рынка ценных бумаг
4. Зарубежный опыт функционирования рынка ценных бумаг
3. Проблемы и перспективы развития фондового рынка в Российской Федерации
1. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России
2. Перспективы развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации
заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 86.05 Кб (Скачать документ)
stify">     Система управления рынка ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных (общественных) методов регулирования. В мировой практике различают 2 модели регулирования рынка ценных бумаг:

     1) регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции;

     2) при сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.

     Германия  занимает третье место среди ведущих  стран по значимости рынка ценных бумаг в накоплении капитала, а  по многим показателям занимает первое место в Европе. В то же время  доля Германии на мировом рынке ценных бумаг составляет всего 2,5 %, что связано  с достаточно поздним развитием  самого рынка ценных бумаг. Высокие  темпы роста экономики ФРГ  усилили накопление капитала и способствовали увеличению фиктивного капитала. Номинальная стоимость ценных бумаг с фиксированным процентом, находящихся в обращении, составила 100 млрд. марок, однако их рыночная стоимость была значительно ниже и равнялась 78 млрд. Резко возросла доля покупаемых акций, которая составила приблизительно 1/3 всего объема ценных бумаг, в то время как в 1950-е годы в структуре приобретаемых бумаг, преобладали облигации и ипотеки.

     В целом же современный рынок ценных бумаг Германии характеризуется  следующими особенностями:

     рынок облигаций развит более значительно, чем рынок акций. Соотношение  облигаций и акций в Германии составляет 10 : 1, в то время как в США, например, 4 : 3, преобладающее значение имеют государственные ценные бумаги и бумаги коммерческих банков. Среди всех ценных бумаг 3/5 приходится на долговые обязательства банков с фиксированными доходами;

     существующая  традиция прямого кредитования на покрытие дефицита государственного бюджета  уменьшает долю выпуска государством ценных бумаг;

     низкая  доля акций. Из более чем 500 000 фирм акционерным являются 15206, при этом акции не более 800 предприятий котируются на бирже, из них только у 60 предприятий собственность действительно распылена. Предприятия предпочитают увеличивать капитал не за счет выпуска акций, а за счет привлечения заемных средств;

     доля  участия банков в уставном фонде  промышленных предприятий высокая  или сравнительно высокая, что приводит к существованию различных форм ассоциаций банков с предприятиями;

     незначительная  роль корпоративных облигаций определяется высокой долей прямого банковского  кредитования в финансировании народного  хозяйства. На долю банковских кредитов приходится 50-60% всего привлеченного  капитала предприятий;

     на  рынке ценных бумаг преобладающее  влияние имеют банки, их доля в  финансовых активах стабильна, 2/5 национальных ценных бумаг с твердым процентом  находится в руках банков. Только Deutsche Bank управлял в 1999 году ценными бумагами общей стоимостью свыше 100 млрд. долл.

     Что касается США, то на протяжении всего послевоенного периода (за исключением 1989–1990 гг.) занимает первое место (с большим отрывом от других стран) в мире по величине капитализации рынка акций. Хотя количество компаний, чьи акции торгуются на биржах, за последние 10 лет сократилось в 1,5 раза, все равно их количество – 5134 превышает количество компаний, чьи акции котируются на биржах, в любой другой стране мира. 

     Таким образом, существует ряд нормативно – правовых документов, регулирующих развитие рынка ценных бумаг. Общее  понятие ценных бумаг и операций с ними дано в Гражданском кодексе  Российской Федерации. Основные понятия  рынка ценных бумаг, характеристика роли и механизма действия фондовых бирж и др. закреплено в Федеральном  законе от 22 апреля 1996г. N 39-ФЗ "О рынке  ценных бумаг".

       Также существует ряд документов, принятых ФСФР

       Рынок ценных бумаг – это  часть финансового рынка. Структура  рынка ценных бумаг определяется  видом ценных бумаг и способом  торговли на рынке. Выделяют  первичный и вторичный рынки,  организованный и неорганизованный, биржевой и внебиржевой, традиционный  и компьютеризированный, кассовый  и срочный рынки. 

     Участников  рынка ценных бумаг подразделяются на продавцов, потребителей, посредников, организации, обслуживающие рынок  ценных бумаг, органы регулирования  и контроля. Рынок ценных бумаг  имеет ряд функций, которые можно  подразделить на две группы: общерыночные и специфические. Важнейшими из них являются функция перераспределения капиталов и функция страхования риска вложений. Сегодня можно выделить много видов ценных бумаг, это – акции, облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, государственные обязательства, опционы эмитента, варранты, коносаменты и др.  
 

    3. Проблемы и перспективы  развития фондового  рынка в Российской  Федерации

    1. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России

     Формирование  фондового рынка в России повлекло за собой возникновение многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования рынка ценных бумаг.

     В данном разрезе возможно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

  1. преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности. Политические кризисы в стране в первую очередь приводят к падению индекс РТС и котировок ценных бумаг [10]. Решение этой проблемы не просто найти, потому что разнообразие политических партий вступает в противоречия с желанием власти установить четкую вертикаль правящей власти. Хозяйственный кризис тоже до сих пор отражается на рынке ценных бумаг. К тому же,  как отмечалось выше, большую часть современного рынка ценных бумаг составляют долговые обязательства, что не может не отразиться на общем состоянии рынка. Выплаты государства по долгам уменьшают его влияние на рынке ценных бумаг;
  2. целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России;
  3. в России большая часть ценных бумаг идет на нужды правительства, не выполняя своей основной функции. А именно вложения ценных бумаг в развитие производства способны вывести российскую экономику на качественно новый уровень.

     Улучшение качественных характеристик рынка:

  • наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка [8];
  • контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации. Россия по пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира. Объем пиратской продукции, например, достигает 85%. Примерно такая же ситуация складывается и на рынке ценных бумаг, с той разницей, что ценные бумаги имеют большую степень защиты, чем, скажем, та же видео продукция. Но даже несмотря на это, общая доля поддельных бумаг на  российском рынке никак не меньше 40%. Контроль за этим должны взять фирмы, как государственные, так и частные. Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны использоваться средства поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под эгидой комиссии по стандартам.

      Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

  1. создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;
  2. формирование согласованной системы государственного регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов;
  3. В настоящее время большую часть рынка ценных бумаг контролирует РТС (Российская Торговая Система). Но нет единой системы государственного регулирования по отношению к РТС. Многие государственные органы, как например разнообразные комиссии стандартов, налоговые службы и. т. д. Очень часто пересекаются своими функциями по отношению к рынку ценных бумаг, в связи с несовершенством системы законов в отношении ценных бумаг;
  4. формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;
  5. ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы для ограничения рисков инвесторов;
  6. создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

     Также, нет единой системы выставления  отчетов по рынку ценных бумаг. 
Этим занимаются или интернет - сайты, или журналы,  но ни первые, ни последние не охватывают всю ширь поставленных вопросов. Так например, в интернет можно найти прогнозы аналитиков и графики курса акций, но не причины, которые к этому привели. В журнале можно найти причины, но нет всех графиков, и очень мало аналитики.

          7) формирование активно действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами;

         8)      государственная поддержка образования в области фондового рынка;

         9)     преодоление опережающего развития рынка государственных ценных бумаг, которое переключает большую часть денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства, сокращая поступление средств в производство. Рынок государственных ценных бумаг, как бы оттягивает на себя ресурсы, мешая развиваться производству. Эту проблему тоже необходимо устранить, но в основном, за счет уменьшения роли этого сегмента рынка и переносе капитала на производственный сектор.

       Проблема защиты инвесторов, которая  может быть решена созданием  государственной или полугосударственной  системы защиты инвесторов в  ценные бумаги от потерь.

     Опережающее создание депозитарной и клиринговой  сети, агентской сети для регистрации  движения ценных бумаг в интересах  эмитентов.

       Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п. Как отмечалось выше, в России нет общепринятых стандартов оценки стоимости ценной бумаги. В данный момент существуют лишь определенные подходы к оценке ликвидности ценной бумаги,  к тому же эти методы зачастую трудоемки. В процессе создания своей системы показателей для РЦБ Россия должна будет руководствоваться скорее всего принципами стран Запада, вероятнее всего США.

     С 2011 года может быть поставлен вопрос о дальнейшей капитализации российского  биржевого холдинга путем публичного размещения его ценных бумаг. Возможно, что на первом этапе акции холдинга могли бы преимущественно приобретаться  российскими инвесторами, а в  более отдаленной перспективе (2013-2015 годы), акции такого холдинга могли бы быть предложены международным инвесторам. С учетом уже имеющей сегодня оценочной стоимости фондовых бирж ММВБ и РТС, можно предположить, что к 2020 году по своей капитализации единый российский биржевой холдинг вправе претендовать на одно из лидирующих мест в мире. [4]. 

    1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ  СЕГМЕНТОВ ФОНДОВОГО  РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

     Ключевыми задачами нового этапа развития фондового рынка России, на наш взгляд, являются создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов. Решительные и согласованные действия государственных органов должны способствовать как росту портфельных инвестиций, так и стратегическому вложению капитала институциональными инвесторами.

     Прогноз развития российского фондового  рынка, который дается в правительственных  документах и исследованиях научных  институтов [4, с. 47; 16, с. 322-324] основан на анализе фундаментальных факторов и исходит из экстраполяции их действия на следующее десятилетие. Политический и экономический выбор общества не завершен. Усиление роли государства в экономике, ее большая закрытость в валютной сфере после кризиса 1998 г., попытки опоры на внутренние инвестиции сочетаются с процессами либерализации (налоги, иностранные инвестиции, финансовый рынок). Программы крупных партий ориентированы на закрытую экономику, на ограничение частной собственности и фондового рынка, на национализацию ведущих эмитентов. В 2005 – 2010 гг. политические и экономические модели общества будут находиться в России в острой конкуренции. Объем, структура и динамика фондового рынка будут определяться смешением экономических моделей, составляющим на долгие годы основу российского хозяйства. Преобладание директивной, фундаменталистской или либеральной экономики определит, будет ли он угасать, станет ли провинциальным или будет наращивать обороты. Рынок мозаичный и эклектичный, отражающий борьбу различных политических тенденций, с высокой волатильностью – таким, по мнению аналитиков будет российский фондовый рынок в 2005 - 2010 гг. [4, 9,11, 16]

Информация о работе Рынок ценных бумаг: основные принципы функционирования, задачи и роль в современной экономике