Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 22:55, курсовая работа
целью данной работы является общая характеристика рынка ценных бумаг, рассмотрение основных принципов его функционирования, задачи и роль в современной экономике. Задачами работы с учетом поставленной цели являются следующие: рассмотрение рынка ценных бумаг, его сущности и функций; анализ современного состояния рынка ценных бумаг в России; выявление проблем и перспектив развития фондового рынка в Российской Федерации.
Введение
1. Сущность и функции рынка ценных бумаг
1. Понятие, организация и функционирование рынка ценных бумаг 1,5
2. Классификация видов рынка ценных бумаг
3. Нормативно-правовое регулирование рынка ценных бумаг
4. Функции и задачи фондового рынка
2. Анализ современного состояния рынка ценных бумаг
1. Участники и инфраструктура рынка ценных бумаг в России
2. Виды операций и риски, связанные с ценными бумагами в России
3. Анализ современного состояния рынка государственных и корпоративных ценных бумаг, а также производных инструментов рынка ценных бумаг
4. Зарубежный опыт функционирования рынка ценных бумаг
3. Проблемы и перспективы развития фондового рынка в Российской Федерации
1. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России
2. Перспективы развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации
заключение
Влияние
внешних факторов: рыночный риск связан
с высокой неопределенностью
цен на нефть; с незавершенностью
длительного цикла мировой
Сам факт принадлежности к формирующимся рынкам, соответствия их параметрам означает, что с высокой вероятностью (примерно 60%) капитализация рынка акций в России не будет превышать 30% ВВП, а с вероятностью 80% - не более 40% ВВП. Это объективные границы рынка по насыщенности ценными бумагами (не более 30-35% ВВП).[10, с. 68]
Как и в других переходных экономиках, в структуре капитала в России преобладают крупные пакеты акций. Исследования Т. Долгопятовой, Р.Капелюшникова, А.Радыгина [7, 8, 13, 14] показали снижение доли персонала в капиталах; рост доли менеджеров и внешних акционеров, их групп; высокую концентрацию акций у нескольких держателей. По оценке, 60-70% капиталов в России собрано в крупные или контрольные пакеты акций. Анализ выборки из 40 предприятий55 показал, что в 70% случаев крупные акционеры обладали 50-100% капитала. Свидетельство концентрации капиталов – высокая премия за голос (разница между ценами обыкновенной и привилегированной акций), достигающая 45-50% (уровень Германии, Франции).
Анализ фундаментальных факторов приводит к следующей оценке развития российского фондового рынка. Оптовая структура капитала, особенности экономического поведения и традиционных ценностей населения делают невозможным, по мнению специалистов и мы с ним согласны,[6, с. 8; 16, с. 323] пока создание массового рынка акций по англо-саксонской модели. Расширение розничной собственности, массовый выход мелких инвесторов на рынок акций могут произойти только в перспективе. Рынок формируется как долговой. Рынок акций будет ограничен в ликвидности. Сохранится высокая роль банковского кредита. Венчурное финансирование будет осуществляться больше через кредиты, чем акции. Доля институтов коллективного инвестирования и розничных инвесторов на рынке акций будет невелика. Они будут консервативны в выборе финансовых продуктов, большая часть сбережений сохранит традиционную форму (депозиты, наличность). Продуктовая структура рынка будет проще, чем на рынках с преобладанием акций, не столь инновационна. Невелик потенциал срочных рынков. Следствием оптовой структуры капиталов станет важное значение рынка блоков акций для передачи корпоративного контроля. Значимую роль будут играть корпоративные облигации и коммерческие бумаги. [15] Возможна модель рынка, в которой облигации будут доминировать над акциями. Долговой характер рынка, структура собственности, экономическое поведение населения приводят к смешанной модели рынка, к активным операциям коммерческих банков с корпоративными бумагами, к прямым их участием в предприятиях и к высокой доле банков в финансовых активах страны.
Негативное
воздействие на рынок будет оказывать
дефицит внутренних инвестиций и
денежного спроса на ценные бумаги
(низкая монетизация экономики). Поэтому
в среднесрочном периоде рынок
будет зависим от внешних спекулятивных
инвестиций (позитивные сдвиги в оценке
инвесторами
Анализ ряда дискуссионных идей и концепций, предлагаемых практике, с позиций полезности для развития отрасли ценных бумаг, ее рисков и операционной способности к инвестициям в реальный сектор. Аргументы в пользу той или иной концепции часто сводятся к опыту США, не учитывают решения, применяемые на других рынках (в том числе смешанных и построенных на германской модели).[8, с. 83] Практика показала спорность такого подхода.
На
основе изложенного в главе 3, можно
сделать следующее обобщение: прогноз
развития фондового рынка основан
на экстраполяции тенденций
В настоящее время рынок ценных бумаг достаточно организован, жестко контролируется специальным органом государственного регулирования – Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). ФСФР – это коллегиальный орган в составе Правительства РФ, имеющий большие полномочия в области координации, разработке стандартов, лицензирования профессиональных участников, установления квалификационных требований и т.д.
В среднесрочном плане необходимо определиться с подходами в подготовке наиболее важных федеральных законов, регулирующих основы организации и функционирования центрального депозитария, биржевых торгов, а также осуществления клиринговых расчетов.
В последнее время ФСФР России предприняла ряд шагов с целью упрощения процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, что стало одним из важнейших условий динамичного роста объемов операций с ценными бумагами на российском рынке.
Однако необходимо сформировать эффективное правовое регулирование, обеспечивающее обращение на российском рынке широкого спектра финансовых инструментов. В настоящее время наиболее отлаженным является регулирование ценных бумаг. Вместе с тем, в отношении иных финансовых инструментов такая детальная регламентация отсутствует. Кроме этого, необходимо предусмотреть процедуру квалификации таких финансовых инструментов с точки зрения их возможности приобретения и обращения среди неквалифицированных инвесторов, а также порядок раскрытия информации о таких финансовых инструментах.
В 2010 – 2012 годах необходимо принять меры по гармонизации методов и правил надзора за российскими профессиональными участниками рынка ценных бумаг с требованиями банковского надзора. Это соответствует общемировой практики.
Современные финансовые рынки характеризуются, во-первых, расширением зоны организованного рынка за счет возникновения внебиржевых организаторов торговли, и, во-вторых, усилением международной конкуренции бирж.
Для того, чтобы соответствовать вызовам времени и в интересах российского рынка максимально полно учесть наметившиеся тенденции, необходимо в среднесрочной перспективе:
Одной из основных причин недостаточной капитализации российского финансового рынка являются недостатки клиринговых процедур и существующих механизмов расчетов между участниками финансового рынка, что создает высокие риски в процессе клиринга и расчетов по сделкам с финансовыми активами. Необходимо создать условия для повышения надежности системы клиринга и расчетов на финансовом рынке и организованном товарном рынке, а также внедрения международных стандартов функционирования этой системы.
Задача создания в России самостоятельного финансового центра предполагает совершенствование налогообложения на финансовом рынке, без чего невозможно качественно повысить ликвидность рынка финансовых инструментов; повысить привлекательность долгосрочных инвестиций; расширить спектр инструментов, обращающихся на российском финансовом рынке, перечень операций и оказываемых услуг; создать условия для преимущественного развития организованного рынка финансовых инструментов.
В России должна быть сформирована эффективная законодательная база по предотвращению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации, выработаны общепринятые нормы поведения участников финансового рынка, а также работников регулирующих органов.
Наиболее дискуссионным является вопрос о создании центрального депозитария. Проект соответствующего федерального закона принят Государственной Думой в первом чтении.
Существующая редакция закона вызывает острые споры среди участников финансового рынка. Более того, определенная незавершенность модели создания центрального депозитария, нашедшая отражение в проекте закона, косвенно спровоцировала конфликтность отношений между двумя основными российскими биржевыми группами ММВБ и РТС и, как следствие этого, между принадлежащими им расчетными депозитариями Национальным Депозитарным Центром (НДЦ) и Депозитарной Клиринговой Компанией (ДКК). (Приложение 27)
В условиях исторически и объективно сложившихся в России двух крупнейших биржевых групп (РТС и ММВБ) не представляется разумным выбор «сервисной» модели центрального депозитария, когда центральный депозитарий не входит в биржевые группы, но при этом предоставляет биржам и участникам рынка соответствующие услуги по обслуживанию сделок с ценными бумагами. Для рынка же это будет означать распыление ликвидности по нескольким торговым площадкам, что ослабляет рынок в целом. Поэтому необходима такая модель инфраструктуры, в которой бы все институты работали на общую цель капитализации рынка и повышения его ликвидности. Для этого нужен единый стратегический центр развития организованного рынка ценных бумаг в России, находящийся в тесной связке с ответственным государственным органом.
Целям формирования единого центра стратегического развития и обеспечения долгосрочной конкуренции организованного рынка ценных бумаг в России скорее отвечает вертикально интегрированная финансовая инфраструктура, предполагающая встроенность расчетно-депозитарных, клиринговых институтов в структуру биржевой группы.
В период с 2009 по 2010 год следует соответствующим образом доработать проекты законов о центральном депозитарии, о биржах и организованных торгах, разработан закон о клиринге.
К 2011 году следует сформировать консолидированную биржевую инфраструктуру российского финансового рынка, включающая специализированные биржевые площадки, например, по сделкам с акциями, облигациями, по сделкам с производными финансовыми инструментами. Уже сейчас специализация фондовых бирж РТС и ММВБ достаточно четка определена.