Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на 55 вопросов по дисциплине "Финансы".
1.Эволюция понятия «финансы», признаки финансов как эк-ой категории.
Термин «финансы» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Далее термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений м/у населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Данный термин отражал, денежные отношения м/у двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов.
Субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями.
В процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, т.е. эти отношения носили фондовый характер.
Регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
29. Основы организации
страхования: отрасли
В страховании исп-ся различные классификации:
1.по объектам страхования:
1.1.всеобщая классификация
предполагает деление
Объектами страхования явл.имущ-ые интересы, связанные с:
1)жизнью, здоровьем, трудоспособностью и т.п. – отрасль личного страхования.
2)владением, пользованием и распоряжением им-ва – отрасли имущ-го страх-ния.
В имущ.страховании действует принцип запрета на обогащение, т.е. страхователь не должен обогащаться при наступлении страхового случая. Страховая сумма, на кот-ю заключ-ся договор не может превышать страховой стоимости.
Страховое обеспечение –
это соотношение между
1.Пропорциональное или
частичное страхование
Выплата=ущерб*страховое обеспечение
2.Система 1-го риска предполагает, что ущерб оплачивается полностью, если не превышает страховую сумму.
Франшиза – это максимальная граница, только при превышении, которой происходит возмещение ущерба.
3)причинение вреда третьим лицам – отрасль страховой ответ-ти.
Устанавливается лимит ответ-ти страховщика, в пределах кот-го осущ.выплата.
1.2.Частичная классификация
охватывает только имущ.
2.По форме проведения:
-обязательное страхование;
-добровольное страх-ние.
Инициатором обязательного страхования является государство, которое в форме закона обязывает юридических и физических лиц вносить ср-ва для обеспечения общественных интересов. Добровольное — замкнутая раскладка ущерба, между членами страхового сообщества исходя из установленных правовых норм. Инициатором добровольного страхования выступают хозяйствующие субъекты, физ.и юр. лица.
2.Функции финансов:
1) распределительная (перераспределительная) (валовый внутренний продукт минус фонд возмещения израсходованных средств производства образуют национальный доход. Нац. доход делится: фонд потребления и фонд накопления. В дальнейшем возникает необходимость перераспределения нац.дохода внутри фонда т.к.: 1-различается уровень бюджетной обеспеченности территорий (100 субъектов в РФ); 2-наличие непроизводственной сферы (образование, здравоохранение); 3- необходимость соц.развития.
2)контрольная (её основу составляет движение финансовых ресурсов, реализуется через контроль рублём и контроль финансовых органов. Позволяет оценить эффективность распределительной функции).
3)Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
4)Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.
30. Социально –
экономическая сущность
Бюджет ..
1.в приложении к публичным
финансам – это
2.по экон-ой сущности – это денежные отн-я, возникающие у гос-ва в связи с обр-ем и исп-ем бюджетного фонда.
3.по кодексу – форма обр-я и расходования денежных ср-в, предназначенных для фин-го обеспечения задач и ф-й гос-ва и местного самоупр-я.
Бюджету присущи
следующие функции.
1.распределительная – осущ обеспечение
государства финансовыми ресурсами в
объеме, необходимом для выполнения государственных
задач;
2.регулирования и
3.финансового обеспечения социальной
политики осущ финансирование здравоохранения,
образования и культуры;
4.контрольная – осущ контроль над образованием,
распределением и исп-ем главного центрального
фонда ден-х ср-в.
3.Финансовые отношения, их виды и содержание. Отличие фин.отн-й от денежных.
Финансовые отношения – это совокупность денежных отношений возникающих в связи с движением средств денежных фондов.
Виды финансовых отношений:
- отношения между государством, предприятием и населением
- между бюджетами и внебюджетными фондами
- между хозяйствующими субъектами и гражданами
Особенности финансовых отношений:
-безэквивалентный характер (уплата налогов)
-обособлены от движения товаров
-фондовый характер
В отличие от чисто денежных финансовые отношения обладают своим естественным атрибутом — регламентацией государством. Финансовые отношения всегда опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами в той или иной степени, регламентирующими их.
31. Доходы бюджетов, их состав и структура.
Доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные ср-ва, кроме являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Бюджеты образуются за счет трех видов доходов: (гл.6 БК РФ ст.41)
1.налоговых доходов; 2.неналоговых доходов; 3.безвозмездных перечислений.
1.налоговые доходы – это доходы от предусмотренных законодательством налогов, а также пений и штрафов по ним.
2. неналоговые доходы: - доходы от использования имущества( гос-го или муницип-х предприятий);
- доходы от продажи имущества; - доходы от платных услуг, оказываемых казёнными учреждениями;
- ср-ва от применения мер ответственности; - иные виды доходов.
3. безвозмездные поступления:
- дотации – это ср-ва, предоставляемые бюджету без установления направлений и условий их использования;
- субсидии – предоставляются бюджету, юр. или физ. лицу в целях софинансирования расходных обязательств данного уровня бюджетной системы.
- субвенции предоставляются бюджетам или юр.лицам для финансового обеспечения расходных обязательств при выполнении полномочий, переданных вышестоящими звеньями бюджетной системы.
- др. внебюджетные трансферты.
Основной источник доходов - это налоги.
Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах и в установленные сроки.
Налоги выполняют две
основные функции:-фискальную.-
Фискальная - состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.
Регулирующая - связана с вмешательством государства через налоговую систему в процесс воспроизводства.
4.Финансовая система, характеристика сфер и звеньев.
Фин.система-совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хоз.субъектов, домаш.хозяйств и государства. Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования фондов денежных средств.Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства и обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход создаваемый в сфере материального производства.
ФС РФ:Централизованные финансы:
-бюджетная система(ФБ,РБ,МБ)
-внебюджетный фонд(мед.
-государственный и
Децентрализованные финансы:
-Финансы организаций(финансы коммерч-х и некоммерч-х организаций)
-финансы домашних хозяйств(
32. Расходы бюджетов, их состав и структура.
Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ,— это выплачиваемые из бюджета денежные ср-ва, кроме являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Расходы бюджета осуществляются
в соответствии 65 ст. БК РФ «в соответствии
с расходными обязательствами» - это
установленные
Ст. 69 БК РФ «Бюджетные ассигнования»: 1.оказание услуг или выполнение работ.2.социальное обеспечение населения.3.Бюджетные инвестиции юр. лицам.4.Межбюджетные трансферты.5.Обслуживание гос-го или муницип-го долга.6.И др.
В составе расходов бюджетов могут образовываться разовые фонды.
В федеральном бюджете резервный фонд Президента РФ не больше 1% расходов в соотв. со ст.82 БК РФ, субъектов РФ( размер не установлен, регламентируется ст.81.1 БК РФ)
На муниципальном уровне – не должен превышать 3% расходов ст.81 БК РФ.
Структура государственных расходов, т.е. соотношение между группами расходов на народное хозяйство, социально-культурные нужды, военными расходами и расходами на управление в бюджете государства, не одинаково в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.
5.Происхождение и эволюция финансовой науки. Классическая и неоклассическая теория.
Можно выделить две крупные стадии, характерные для становления и развития науки о финансах: первая, начавшаяся во времена Римской империи и закончившаяся в середине; XX века, нашла свое теоретическое оформление в так называемой классической теории финансов, в известном смысле на смену этой стадии пришла вторая, логику которой выражает неоклассическая теория финансов. Суть первой теории состоит в доминанте государства в финансах; суть второй теории — в доминанте финансов частного сектора (точнее, речь здесь идет преимущественно о финансах с позиции крупных компаний и рынков капитала).
Неоклассическая теория базируется на четырех исходных тезисах (посылах):
• экономическая мощь государства, а значит и устойчивость его финансовой системы в значительной степени определяются экономической мощью частного сектора, ядро которого: составляют крупные корпорации;
• вмешательство государства в деятельность частного сектора целесообразно минимизируется;
• из доступных источников финансирования, определяющих возможности развития крупных корпораций, основными являются прибыль и рынки капитала;
• интернационализация рынков капитала, товаров, труда приводит к тому, что общей тенденцией развития финансовых систем отдельных стран является стремление к интеграции.