Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение действующей в настоящее время системы исчисления налога на доходы физических лиц.
Задачами является определение экономического содержания НДФЛ, характеристики его основных элементов, изучение порядка исчисления НДФЛ и уплаты в бюджет; сущность налоговых вычетов, рассмотреть виды налоговых вычетов, ознакомление с назначением декларации и порядком ее заполнения; рассмотрение проблем в сфере НДФЛ и путей их решения.
Введение……………………………………………………………………....3
1. Понятие и содержание НДФЛ……………………………………………6
1.1 Экономическое содержание……………………………………………..6
1.2 Характеристика основных элементов…………………………………..8
1.3 Порядок исчисления и уплаты в бюджет………………………………13
2. Налоговые вычеты по НДФЛ…………………………………………….17
2.1 Сущность налоговых вычетов…………………………………………..18
2.2 Виды налоговых вычетов………………………………………………..18
2.3 Налоговая декларация: назначение, порядок заполнения…………….29
3. Проблемы, связанные с особенностями исчисления НДФЛ и пути
их решения……...……………………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………………….....41
Список использованной литературы…………………………………………45
Внесение дополнений
и изменений налогоплательщиком
в Декларацию при обнаружении
в текущем налоговом периоде
неотражения или неполноты
При перерасчете сумм налога в периоде совершения ошибки (искажения) указанные (корректирующие) Декларации представляются в налоговый орган на бланке установленной формы, действовавшей в том налоговом периоде, за который производится перерасчет сумм налога.
3. При заполнении Декларации
используются данные из
4. Страницы 001 и 002 титульного
листа и Разделы 5 и 6 Декларации
заполняются всеми
При заполнении Разделов 1, 2, 3, 4, 5 и 6 Декларации налогоплательщик использует для исчисления суммы налога дополнительные Листы А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л Декларации. На страницах Листов А, Б и В Декларации налогоплательщик указывает все полученные в налоговом периоде доходы, источники их выплаты.
Лист А заполняется налогоплательщиками по всем налогооблагаемым доходам, полученным от источников в Российской Федерации, за исключением доходов от предпринимательской деятельности и частной практики.
Лист Б заполняется налогоплательщиками по всем налогооблагаемым доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, за исключением доходов от предпринимательской деятельности и частной практики.
Лист В заполняется налогоплательщиками по доходам от предпринимательской деятельности и частной практики.
Лист Г заполняется
налогоплательщиками для
Лист Д заполняется
налогоплательщиками для
Лист Е заполняется
налогоплательщиками для
Лист Ж заполняется
налогоплательщиками для
Лист З заполняется
налогоплательщиками для
Лист И заполняется
налогоплательщиками для
Лист К заполняется
налогоплательщиками для
Лист Л заполняется
налогоплательщиками для
После заполнения всех необходимых
Листов Декларации налогоплательщик заполняет
соответствующие Разделы
Итоговые показатели, отраженные на страницах Листов А - Л Декларации, используются налогоплательщиком при заполнении Разделов 1, 2, 3, 4, 5 и 6 Декларации.
Разделы 1, 2, 3 и 4 Декларации
заполняются
Раздел 5 Декларации заполняется налогоплательщиками в целях расчета итоговой суммы налога к уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета по всем видам доходов.
После заполнения Разделов 1, 2, 3, 4 и 5 Декларации заполняется Раздел 6 Декларации, в котором отражается информация по суммам налога на доходы физических лиц, подлежащим уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета с указанием кодов бюджетной классификации.
Налогоплательщик вправе составить реестр документов, прилагаемых к Декларации, и подтверждающих сведения, указанные в разделах и листах Декларации.
5. После заполнения
и комплектования Декларации
налогоплательщику необходимо
В верхней части каждой
заполняемой страницы Декларации проставляются
идентификационный номер
ИНН заполняется на основании следующих документов:
Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации по форме N 12-2-4 или Уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту его жительства по форме N 12-2-5, утвержденных Приказом ФНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.1998, регистрационный N 1664; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 04.01.1999, N 1), или Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации по форме N 09-2-2 или Уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту его жительства по форме N 09-2-3, утвержденных Приказом ФНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц" (зарегистрирован в Минюсте России 24.03.2004, регистрационный N 5685; "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 12.04.2004, N 15).
В нижней части каждой заполняемой страницы Декларации в поле "Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю" проставляются дата подписания и подпись налогоплательщика или его законного представителя.
В соответствии с пунктом
2 статьи 27 Кодекса законными
Документы, подтверждающие полномочия законного или уполномоченного представителя, должны прилагаться к Декларации.
6. Налогоплательщик вправе самостоятельно снять копию с представляемой Декларации, а налоговый орган обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии Декларации о принятии, заверив ее подписью работника налоговой инспекции и указав дату ее представления.
3. Проблемы, связанные с особенностями исчисления
НДФЛ и пути их решения
Действующая в настоящее время система исчисления и удержания налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система Российской Федерации, находится в постоянном развитии. Даже после принятия второй части Налогового кодекса, НДФЛ в той или иной мере изменялся с появлением каждой его новой редакции.
Главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Налог на доходы физических лиц напрямую связан с потреблением, и он может либо стимулировать, либо сокращать его. Поэтому необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от подоходного налогообложения.
Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости.
Существующий ныне закон о НДФЛ не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Применяемые налоговые вычеты носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже установленного минимального прожиточного минимума. Они совершенно не учитывают структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязаны к минимальному размеру оплаты труда. Как следствие, это порождает поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия полученных доходов.
Необходимость введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц продиктована тем, что реальная инфляция в сфере потребительского рынка, отмена натуральных льгот нуждающимся категориям граждан, изменения в сфере жилищного законодательства и рост реальных расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг требуют постановки вопроса о более справедливом распределении бремени подоходного налогообложения.
Кроме того, увеличение налоговой ставки для высокодоходных категорий граждан будет способствовать сокращению покупок дорогостоящего импорта, что позитивно скажется на положении отечественных товаропроизводителей и валютном рынке.
Налоговые органы Российской Федерации в силу существующей ныне недостаточной организационной развитости не способны обеспечить в полной мере выполнение налогового законодательства по собираемости налогов. В этой связи необходимо создавать системы баз данных, а также переходить к персонифицированному учету уплаты налога на доходы физических лиц.
Отсутствие действенной системы контроля за чрезмерными доходами отдельных физических лиц, недостаточное использование информационных технологий приводит к выполнению плана наполнения государственного бюджета отнюдь не за счет высоких доходов состоятельных граждан, а за счет оплаты труда, в основном, работников государственных предприятий и служащих административных органов, налоговые агенты которые сами, без вмешательства налоговых органов, перечисляют налог в бюджет, а также путем переложения налогового бремени на менее состоятельных потребителей через косвенные налоги, такие как НДС, акцизы и др.
НДФЛ является сегодня основным источником доходов для бюджетов муниципальных образований. В ряде муниципальных образований его доля доходит до 76% налоговых доходов. Объем поступлений НДФЛ в бюджет того или иного муниципалитета зависит от количества зарегистрированных налоговых агентов (предприятий), численности занятых и уровня заработной платы. При существующей ныне системе уплаты НДФЛ по месту учета налогового агента в налоговом органе отсутствует взаимосвязь между местом уплаты налога и получением бюджетной услуги.
Переход к системе уплаты НДФЛ по месту жительства налогоплательщика позволит создать механизм финансирования бюджетных услуг, которые получает потребитель по месту проживания, сбалансировать обязательства предоставления и возможности оплаты бюджетных услуг муниципальными образованиями. А главное, он позволит создать систему конкуренции муниципалитетов за налогоплательщиков, что будет способствовать развитию налогового потенциала территорий. Косвенно это повысит и качество оказываемых бюджетных услуг.
Государственная Дума выдвинула
ряд законодательных предложени
Учитывая выше сказанное,
основными направлениями в
построение единой налоговой
системы в интересах сохранения
целостности Российского
создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей удовлетворение общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России;
упрощение системы налогов;
создание совершенной законодательной налоговой базы;
совершенствование системы
сбора подоходного налога, увеличение
на этой основе налоговых поступлений
в государственную казну при
одновременном поддержании
создание рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения; повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.
Необходима определенная последовательность предпринимаемых шагов по совершенствованию налоговой системы, которая могла бы привести к намеченным целям без значительных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики.
От законодательной
власти России, государственных налоговых
органов в современных условиях
требуется осуществление