Система вычетов по НДФЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:19, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение действующей в настоящее время системы исчисления налога на доходы физических лиц.
Задачами является определение экономического содержания НДФЛ, характеристики его основных элементов, изучение порядка исчисления НДФЛ и уплаты в бюджет; сущность налоговых вычетов, рассмотреть виды налоговых вычетов, ознакомление с назначением декларации и порядком ее заполнения; рассмотрение проблем в сфере НДФЛ и путей их решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
1. Понятие и содержание НДФЛ……………………………………………6
1.1 Экономическое содержание……………………………………………..6
1.2 Характеристика основных элементов…………………………………..8
1.3 Порядок исчисления и уплаты в бюджет………………………………13
2. Налоговые вычеты по НДФЛ…………………………………………….17
2.1 Сущность налоговых вычетов…………………………………………..18
2.2 Виды налоговых вычетов………………………………………………..18
2.3 Налоговая декларация: назначение, порядок заполнения…………….29
3. Проблемы, связанные с особенностями исчисления НДФЛ и пути
их решения……...……………………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………………….....41
Список использованной литературы…………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

nalogi.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный  характер и практически не выполняют  свою регулирующую функцию, так к  примеру при значительном росте налогового вычета (с 400 руб. в месяц до величины прожиточного минимума) отмечается весьма незначительное сокращение доли работников с располагаемым доходом ниже прожиточного минимума, но достаточно весомое сокращение поступлений в бюджет. Глава 23 о НДФЛ не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает некоторую нелюбовь, граждан к Российскому государству, его законам, вызывает к жизни изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов, способствуя теневой экономике. В РФ отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы.

Систему вычетов по НДФЛ (и не только) необходимо совершенствовать с учетом общих проблем Российской налоговой системы:

1. недоработанности и  пробелов в налоговом законодательстве;

2. недостаточности налогового  администрирования;

3. в плохом управлении  налогами.

Что касается перспектив реформирования НДФЛ, не подлежит сомнению тот факт, что рано или поздно придет время кардинальных изменений  в порядке налогообложения доходов  граждан. В настоящее время база для значительных изменений еще не подготовлена. Поэтому единственным выходом из данной ситуации остается реформирование в соответствие с современными реалиями: постепенного пересмотра размеров ряда вычетов, совершенствование и упрощение процедуры их предоставления. При любом изменении НДФЛ и их вычетов необходимо помнить, что, с одной стороны, должны быть учтены интересы налогоплательщиков, а с другой стороны - это не должно привести к сокращению платежей в бюджет.

Главной проблемой подоходного  налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Налог на доходы физических лиц напрямую связан с потреблением, и он может либо стимулировать, либо сокращать его. Поэтому необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от подоходного налогообложения.

Эта проблема осложняется  тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

Плоская ставка по НДФЛ не отвечает социальной справедливости, более того, противоречит официально исповедуемому ныне курсу на либерализацию рынка и экономики страны в целом. Увеличение сборов по НДФЛ в большей степени обусловлено повышением ставки по налогу на 1% для малоимущих нежели поступлениями от богатых граждан, особенно собственников средств производства, у которых помимо официальных доходов, являющихся налоговой базой по НДФЛ, имеется возможность относить свои расходы на стоимость производимой продукции. В конечном итоге наращивание собственности у современных российских бизнесменов происходит за счет чрезмерной дифференциации богатства на одном полюсе и нищеты на другом.

Необходимость введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц продиктована тем, что  реальная инфляция в сфере потребительского рынка, отмена натуральных льгот  нуждающимся категориям граждан, изменения в сфере жилищного законодательства и рост реальных расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг требуют постановки вопроса о более справедливом распределении бремени подоходного налогообложения.

Налоговые органы Российской Федерации в силу существующей ныне недостаточной организационной развитости не способны обеспечить в полной мере выполнение налогового законодательства по собираемости налогов. В этой связи необходимо создавать системы баз данных, а также переходить к персонифицированному учету уплаты налога на доходы физических лиц.

Отсутствие действенной  системы контроля за чрезмерными  доходами отдельных физических лиц, недостаточное использование информационных технологий приводит к выполнению плана  наполнения государственного бюджета отнюдь не за счет высоких доходов состоятельных граждан, а за счет оплаты труда, в основном, работников государственных предприятий и служащих административных органов, налоговые агенты которые сами, без вмешательства налоговых органов, перечисляют налог в бюджет, а также путем переложения налогового бремени на менее состоятельных потребителей через косвенные налоги, такие как НДС, акцизы и др.

НДФЛ является сегодня  основным источником доходов для  бюджетов муниципальных образований. В ряде муниципальных образований его доля доходит до 76% налоговых доходов. Объем поступлений НДФЛ в бюджет того или иного муниципалитета зависит от количества зарегистрированных налоговых агентов (предприятий), численности занятых и уровня заработной платы. При существующей ныне системе уплаты НДФЛ по месту учета налогового агента в налоговом органе отсутствует взаимосвязь между местом уплаты налога и получением бюджетной услуги.

Переход к системе  уплаты НДФЛ по месту жительства налогоплательщика  позволит создать механизм финансирования бюджетных услуг, которые получает потребитель по месту проживания, сбалансировать обязательства предоставления и возможности оплаты бюджетных услуг муниципальными образованиями. А главное, он позволит создать систему конкуренции муниципалитетов за налогоплательщиков, что будет способствовать развитию налогового потенциала территорий. Косвенно это повысит и качество оказываемых бюджетных услуг.

Государственная Дума выдвинула  ряд законодательных предложений  по изменению систему уплаты НДФЛ, увязки ее с местом жительства гражданина.

Кардинальная ломка  или замена налогового законодательства была бы губительна для экономики  страны. Необходима определенная последовательность предпринимаемых шагов по совершенствованию  налоговой системы, которая могла  бы привести к намеченным целям без значительных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики.

Успешность применения налоговых норм в большой степени  зависит от особенностей экономической  структуры страны, от организации  и эффективности ее государственного аппарата. Зарубежные налоговые системы изменяются в соответствии с потребностями и возможностями стран в той мере, в какой их экономика готова эти изменения воспринять, а государство способно обеспечить собираемость нового налога.

От законодательной власти России, государственных налоговых органов в современных условиях требуется осуществление детального анализа экономического развития в целях дальнейшего совершенствования налоговой системы с целью ускорения экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Сердюков А.Э. «Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов», М.: «Питер», 2010, 704 с.

2. Миляков Н. В. «Налоги и налогообложение», «ИНФРА-М», 2008, 503 с.

3. Белоусова С.В. Оптимизация и минимизация налогообложения: готовые способы экономии. Вершина, М. 2007.

4. В.В. Худолеев. «Налоги и налогообложение», М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2005.

5. И.М. Александров  «Налоги и налогообложение», Учебник.-7-е  изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 318с.

6. Консультант Плюс - [Практическое пособие по НДФЛ]

7. Журнал «Налоги и  налогообложение», 2007, №2

8.  «АМБ Экспресс» ж-л выпуск 2,7;  2010.

9. «Главбух» ж-л выпуск 7; 2011

10. Конституция РФ

9.  «НК РФ (части первая и вторая)». - М.: Проспект, 2010-2011

11. Федеральный закон № 216-ФЗ от 24.07.2007 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ».// Экономика и жизнь. 2007. № 12. с. 21-32.

12. http://www.nalkodeks.ru

13. http;//www.nalog.ru

14. http://art.thelib.ru/business/audit/ob

15. http://referat.ru

 




Информация о работе Система вычетов по НДФЛ