Социальная политика в России и источники ее финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание

В настоящее время для России вопрос о характере и содержании государственной социальной политики является весьма сложным и неоднозначным. В научной литературе и нормативных актах существует значительное количество трактовок сущности социальной политики. В одном случае ее рассматривают лишь как государственную поддержку социально уязвимых групп населения. В другом - отождествляют с социальной защитой и социальным обеспечением населения.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Социальная политика в России и источники ее финансирования 5
1.1 Сущность, субъекты и объекты социальной политики 5
1.2 Задачи и функции социальной политики 9
1.3 Аспекты формирования и развития социальной политики в России 11
Глава 2. Управление финансами в отраслях социальной сферы 15
2.1 Прямые методы государственного регулирования доходов 17
2.2 Косвенные методы государственного регулирования доходов 22
Глава 3. Финансирование отраслей социальной сферы 25
3.1 Здравоохранение 25
3.2 Образование 28
3.3 Работа с детьми и молодежью 30
3.4 Культура, спорт, досуг 33
3.5 Индексация денежных доходов населения 43
3.6 Анализ бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделам. 45
Заключение. 49
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ СОЦ ПОЛ-КА.doc

— 267.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение.                                                                                                                        3

Глава 1. Социальная политика в России и источники ее финансирования              5

1.1 Сущность, субъекты  и объекты социальной политики                                          5

1.2 Задачи и функции  социальной политики                                                                9

1.3 Аспекты формирования и развития  социальной политики в России                 11

Глава 2. Управление финансами  в отраслях социальной сферы                            15

2.1 Прямые методы государственного  регулирования доходов                               17

2.2 Косвенные методы государственного  регулирования доходов                          22

Глава 3. Финансирование отраслей социальной сферы                                           25

3.1 Здравоохранение                                                                                                    25

3.2 Образование                                                                                                           28             

3.3 Работа с детьми и молодежью                                                                              30

3.4 Культура, спорт, досуг                                                                                            33

3.5 Индексация денежных доходов населения                                                          43

3.6 Анализ бюджетных  ассигнований федерального бюджета  по разделам.         45

Заключение.                                                                                                                  49

Список использованной литературы.                                                                          50

Приложение.                                                                                                                  52

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время  для России вопрос о характере  и содержании государственной социальной политики является весьма сложным и неоднозначным. В научной литературе и нормативных актах существует значительное количество трактовок сущности социальной политики. В одном случае ее рассматривают лишь как государственную поддержку социально уязвимых групп населения. В другом - отождествляют с социальной защитой и социальным обеспечением населения.

Однако, на наш взгляд, указанные интерпретации искусственно сужают сферу социальной политики, так как приводят на практике к  свертыванию социальных функций  и социальной ответственности государства, что в свою очередь создает проблемы в реализации социальной политики как одной из приоритетных, стратегически важных направлений развития страны. Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[1]. В социальном государстве социальная политика призвана обеспечить создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, а значит быть одной из стратегически важных сфер развития общества в целом.[3,19]

Таким образом, социальная политика - это система мер (действий, мероприятий), осуществляемая ее субъектами (органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами), направленная на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества, повышения уровня и качества их жизни. Актуальность данной курсовой работы. Современная ситуация в российском обществе во многом характеризуется значительным снижением уровня социальных гарантий, отсутствием национальной идеи и социально-политической идентичности, напряженностью в отношениях между различными социальными слоями, девальвацией многих нравственных ценностей и кризисными явлениями в экономике и политике. Без утверждения ценности человека как одной из самых важных ценностей дальнейшее движение по пути демократических преобразований общества просто невозможно. Поиск путей к более последовательному, глубинному демократизму и гуманизму определяется именно указанными социальными ориентирами.

Цель данной курсовой работы: рассмотреть особенности  организации социальной сферы в РФ и ее финансирование.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

-определить сущность социальной политики;

-выявить задачи и функции социальной политики;

-рассмотреть аспекты формирования и развития социальной политики ;

-определить методы государственного регулирования доходов

-проанализировать способы финансирования отраслей социальной сферы, таких как здравоохранение, образование, культура, спорт и т.д.

Объектом исследования является система государственных  расходов на социальную сферу России. Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования и осуществления расходов на социальную сферу. Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения работ отечественных и зарубежных экономистов, материалы периодических изданий по исследуемым вопросам.

Данная курсовая работа содержит введение, три главы, заключение, список используемой литературы, приложения.

 

Глава 1. Социальная политика в России и источники  финансирования.

1.1 Сущность, субъекты и объекты социальной политики.

Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем  действия правительства, направленные на распределение и перераспределение  доходов различных членов и групп  общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны [10].

Социальная политика - это разновидность управленческого  решения, поэтому могут разрабатываться  проекты-варианты, которые оцениваются  по определенным критериям. Далее принимается  окончательный вариант, оформляемый  в виде соответствующего документа. Для реализации выработанной и принятой социальной политики важен соответствующий механизм финансирования и контроля, т. е. четкая система постоянного получения обратной связи.

В технологии социальной политики на любом уровне управления выделяются две части: разработка и реализация.

В основе разработки социальной политики на любом уровне управления лежат следующие принципы:

- обоснованность, т. е. расчетное обеспечение целей, направлений, задач и мероприятий необходимыми ресурсами. Наиболее распространенная ошибка - разрабатываемая социальная политика не «просчитывается» по необходимым ресурсам. Поэтому документ, содержащий ее изложение, может очаровать обилием замыслов, но с практической точки зрения предстанет как вариант «чрезмерного оптимизма и больших желаний».

- реалистичность, т. е. ориентация социальной политики не на все социальные проблемы одновременно, а на практическое решение наиболее значимых из них в определенном объеме на тот или иной период времени.

После разработки социальной политики включается механизм ее реализации. Практика показывает, что в процессе реализации социальной политики значимыми являются два принципа:

1-Конкретизация социальной политики в механизме социальных и экономических программ и социально-экономического планирования.

2-Результативность, т. е. социальная политика должна обеспечивать достижение результатов спустя определенный период времени.

Если социальная политика не реализована, то всегда имеются конкретные причины, наиболее характерные из которых - необоснованность и нереалистичность.

Субъекты социальной политики осуществляют деятельность по ее формированию и реализации по отношению  к определенному объекту.

К субъектам социальной политики относятся представители  и институты гражданского общества, реально активно взаимодействующие в социальной сфере. Это могут быть как отдельные граждане и социальные группы, так и органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, общественные организации и другие структуры, оказывающие влияние на разработку и реализацию государственной социальной политики.

Центральное место среди  всех субъектов принадлежит государству- в лице его представительных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, формируют социальное информационное поле, обеспечивают законодательную и правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.

 

Хотя государство - центральный  субъект социальной политики, однако не единственный. Его роль в значительной степени подкрепляется ролью  множества институтов гражданского общества, которым государство делегирует широкий спектр функций. Однако особенность, уникальность роли государства заключается в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, проведение политики прогрессивного развития общества. Это обусловлено самой природой государства как единственного политического и правового субъекта, обладающего всем спектром властных полномочий [3].

Социальная деятельность остальных субъектов социальной политики (политических и общественных объединений, благотворительных и добровольных организаций, и т.д.), осуществляется в сравнительно узких пределах, соответствующих их компетенции, и имеет большое значение в решении проблем отдельных категорий населения. Это объясняется тем, что такие субъекты в наибольшей степени приближены к потребностям конкретного человека и поэтому способны более чутко реагировать на них, с большим разнообразием, чем государство, решать задачи по нахождению социального баланса и распределению социальной справедливости между группами и слоями общества.

В гражданском обществе социальная политика многосубъектна. Взаимодействие различного рода субъектов  повышает эффективность социальной политики, ее целенаправленность, адресность, гибкость.

Объектом социальной политики в целом выступает общество, которое по своей структуре и составу весьма неоднородно. Это обусловливает необходимость дифференциации объектов социальной политики, которая может быть осуществлена по различным основаниям. Так, например, основанием могут быть способность людей к труду, уровень жизни, состояние здоровья, возраст и другие социальные и демографические характеристики. В отношении каждого члена общества должны существовать единые принципы и минимальные социальные гарантии. Наряду с этим, должна проводиться адресная социальная политика (т.е. предназначенная для конкретных групп населения), в первую очередь, слабо защищенных слоев населения.

В современных условиях на содержание и развитие государственных и  муниципальных объектов социальной сферы финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий, населения.

Одним из источников финансирования социальной сферы являются средства ведомств. В ведении предприятий  находилась значительная часть объектов, оказывающих социально-культурные и жилищно-коммунальные услуги. Достаточно отметить, что в ведомственном подчинении находилось более 55% жилищного фонда, более 70% мест в дошкольных учреждениях. Средства, получаемые объектами социальной сферы от населения за оказанные ему услуги, пока занимают небольшой удельный вес. Это обусловлено, во-первых, тем, что в соответствии с Конституцией и действующим законодательством предоставление многих социальных услуг бесплатно, во-вторых, развитие платных услуг ограничено низкой платежеспособностью позволяющей массы населения. В этих условиях основным источником финансирования социальной сферы стали средства, распределяемые через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Средства бюджета и внебюджетных фондов, направляемые в социальную сферу, образуют общественные фонды потребления, главным назначением которых является социальное развитие общества и социальная защищенность населения, предоставление ему социальных услуг. Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и в значительной мере услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

 

1.2 Задачи и функции  социальной политики.

Социальная политика является важнейшей составляющей внутренней политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. В ее основе лежит гармонизация общественных отношений, обеспечение расширенного воспроизводства населения, политической стабильности, гражданского согласия.

Основная цель социальной политики - создание благоприятного социального  климата и подлинного социального согласия на основе сбалансированности разных социальных интересов с помощью определенных механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и роста качества жизни всех граждан. Однако, наряду ней существует система целей, отражающая желательные результаты общественных перемен для конкретных субъектов социальной политики. Из этого проистекает ее содержание и механизмы реализации.

Информация о работе Социальная политика в России и источники ее финансирования