Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа
В настоящее время для России вопрос о характере и содержании государственной социальной политики является весьма сложным и неоднозначным. В научной литературе и нормативных актах существует значительное количество трактовок сущности социальной политики. В одном случае ее рассматривают лишь как государственную поддержку социально уязвимых групп населения. В другом - отождествляют с социальной защитой и социальным обеспечением населения.
Введение. 3
Глава 1. Социальная политика в России и источники ее финансирования 5
1.1 Сущность, субъекты и объекты социальной политики 5
1.2 Задачи и функции социальной политики 9
1.3 Аспекты формирования и развития социальной политики в России 11
Глава 2. Управление финансами в отраслях социальной сферы 15
2.1 Прямые методы государственного регулирования доходов 17
2.2 Косвенные методы государственного регулирования доходов 22
Глава 3. Финансирование отраслей социальной сферы 25
3.1 Здравоохранение 25
3.2 Образование 28
3.3 Работа с детьми и молодежью 30
3.4 Культура, спорт, досуг 33
3.5 Индексация денежных доходов населения 43
3.6 Анализ бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделам. 45
Заключение. 49
Список использованной литературы.
Обобщая задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества, приведенные в различной литературе, можно выделить следующие:
-социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;
-создание условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;
-поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;
- развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);
- формирование экономических стимулов участия в общественном производстве;
-создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде.
Социальная политика выполняет ряд функций [12,34]:
- обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества.
- обеспечение политическую устойчивость власти.
- обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.
- налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения.
- обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
- обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальных групп.
Задачи и функции социальной политики категории соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах определяется ее социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи социальной политики имеют исходное значение по отношению к ее функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В свою очередь, функции социальной политики представляют собой средство реализации, выполнения ее задач.
1.3 Аспекты формирования
и развития социальной
Социальная политика в России имеет много особенностей, которые сложились ещё в советский период развития нашей страны. Сравнительно высокая доля государственного регулирования и государственного финансирования системы социальной защиты, сравнительно низкая доля финансовых средств частных благотворителей в этой системе, низкий уровень публичности в определении концепций, целей, задач и методов их реализации в социальной политике и некоторые другие - все это во многом оказало влияние на становление российской модели социальной политики [17].
Немаловажное значение на ее формирование также оказали и такие факторы, как: климатические условия, географическое положение, экономическая специализация регионов, социокультурные особенности национальных образований, мегаполисов, крупных и мелких городов, села, этническое разнообразие и др.
Россия является самой
многосубъектной федерацией в мире.
В ее состав входит 83 субъекта, имеющих
различный административный статус,
уровень социально-
Несмотря на такие яркие различия, государство едино, а значит, предполагает выделение сущностных свойств на всем своем пространстве и на всех уровнях власти.
На федеральном уровне задается стратегия и разрабатываются основные направления социальной политики, создаются условия для ее осуществления на всех остальных уровнях: формируется нормативная база, регулирующая вопросы функционирования и развития социальной сферы, разрабатываются и утверждаются социальные минимумы и стандарты, вырабатывается стратегия финансирования социальной сферы. Одна из задач общегосударственной социальной политики -- формирование единого социального пространства, целью которого является сглаживание межрегиональных различий.
Поскольку развитие социальной сферы носит ярко выраженный территориальный характер, при проведении социальной политики неизбежна относительная региональная самостоятельность. В постсоветский период влияние федерального центра на реализацию социальной политики на местах стало незначительным, тогда как региональные власти играют здесь самую существенную роль. Региональная социальная политика строится на основе потребностей жителей данной территории в соответствии с законодательством субъекта федерации, которое должно соответствовать нормам и принципам федерального законодательства. Значительные размеры ряда регионов, разнообразие условий внутри них приводят к тому, что обще региональный подход не всегда точно отражает потребности жителей каждого населенного пункта внутри региона.
Муниципальный уровень также играет важнейшую роль в осуществлении социальной политики, поскольку в сфере муниципального управления сосредоточена ответственность за решение повседневных жизнеобеспечивающих задач местного сообщества. Органы местного самоуправления являются наиболее оперативными субъектами социальной политики. Только на этом уровне можно изучить условия жизнедеятельности общества, что дает возможность наиболее полно учитывать потребности индивидов, оказывать адресную помощь. На муниципальном уровне в наибольшей степени возможно проявление самоорганизации, самодеятельности населения, привлечение усилий негосударственных организаций и объединений.
Таким образом, социальная политика на федеральном уровне носит в большей мере рамочный, нормативно-задающий характер. Реальная, конкретная социальная политика осуществляется «лицо в лицо с конкретным человеком», как правило, на региональном и муниципальном уровнях. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение.
Развитию социальной
политики посвящена Концепция долгосрочн
Стабилизация государственных институтов, становление рыночной экономики обеспечило возможность государству перейти к долгосрочному планированию социально-экономической сферы на качественно ином методологическом уровне.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года включает в себя:
- основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
-стратегию достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
- формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
- цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
- цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
- параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.
Стратегической целью Концепции является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
В сфере развития человеческого потенциала концепция предполагает реализацию следующих направлений: демографическая политика и политика народосбережения; развитие здравоохранения; развитие физической культуры и спорта; развитие образования, развитие культуры и средств массовой информации; развитие рынка труда; повышение доступности жилья; развитие социальных институтов и социальная политика; молодежная политика; развитие пенсионной системы; экологическая безопасность экономики и экология человека.
Концепция является первым документом такого уровня и масштаба в нашей стране. Реализация положений Концепции позволит России в 2015 - 2020 годах войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности). Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.
Глава 2. Управление финансами в отраслях социальной сферы.
Изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу.
В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам. Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства. Основные методы регулирования доходов в России.
Государственное регулирование
доходов заключается в их перераспределении
через бюджет путем дифференцированного
налогообложения различных
Именно такая ситуация характерна для российской экономики периода рыночных реформ. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности. Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике, представим в таблице 1( см.приложение)
2.1 Прямые методы
государственного
Рассмотрим прямые методы государственного регулирования доходов подробнее.
1. Социальные трансферты
- представляют собой
К социальным трансфертам относят пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам. Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности. Трансферты в форме социальных гарантий включают систему социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости.
При этом реализуется принцип распределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий. Трансферты в форме социальных льгот представляют собой социальные гарантии отдельным категориям населения и носят универсальный характер. Трансферты, осуществляемые через систему социального страхования, призваны защитить население от различных социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности и дохода, - болезней, производственных травм, профессиональных заболеваний, несчастных случаев, рождения и воспитания детей, безработицы, старости, смерти кормильца. В России действует более 1 тыс. нормативных актов, предусматривающих те или иные социальные выплаты и охватывающих более 200 различных категорий населения - ветеранов, детей, инвалидов, учащихся и т.д. Наиболее обширная часть социальных трансфертов в РФ пенсии, пособия, стипендии. Пенсия - это форма регулярных денежных выплат, предусмотренная законодательством в случае частичной или полной нетрудоспособности, потери кормильца, профессиональных рисков. Пенсионное обеспечение формируется в едином социальном пространстве, включающем единый порядок начисления и пересмотра пенсий, аккумулирование страховых средств и их выплат в едином внебюджетном Пенсионном фонде. Действующие в России условия пенсионного обеспечения определены и закреплены в федеральном законе о пенсиях.
Информация о работе Социальная политика в России и источники ее финансирования