Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа
В настоящее время для России вопрос о характере и содержании государственной социальной политики является весьма сложным и неоднозначным. В научной литературе и нормативных актах существует значительное количество трактовок сущности социальной политики. В одном случае ее рассматривают лишь как государственную поддержку социально уязвимых групп населения. В другом - отождествляют с социальной защитой и социальным обеспечением населения.
Введение. 3
Глава 1. Социальная политика в России и источники ее финансирования 5
1.1 Сущность, субъекты и объекты социальной политики 5
1.2 Задачи и функции социальной политики 9
1.3 Аспекты формирования и развития социальной политики в России 11
Глава 2. Управление финансами в отраслях социальной сферы 15
2.1 Прямые методы государственного регулирования доходов 17
2.2 Косвенные методы государственного регулирования доходов 22
Глава 3. Финансирование отраслей социальной сферы 25
3.1 Здравоохранение 25
3.2 Образование 28
3.3 Работа с детьми и молодежью 30
3.4 Культура, спорт, досуг 33
3.5 Индексация денежных доходов населения 43
3.6 Анализ бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделам. 45
Заключение. 49
Список использованной литературы.
Необходимо также обратить внимание на то, что ч. 3 ст. 30 данного закона предусматривается создание органами местного самоуправления условий для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан, в том числе путем привлечения специалистов в этой области.
В заключении отмечу, что недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта со стороны, как государства, так и населения снижает качество жизни, уровень здоровья и работоспособности граждан. Совместно с органами образования, здравоохранения и средствами массовой информации предстоит сформировать у населения потребность в здоровом образе жизни. Однако укрепление физического и духовного здоровья нации возможно лишь при осуществлении всесторонней государственной поддержки отрасли, включая развитие спорта высших достижений и массовой физической культуры.
3.5 Индексация денежных доходов населения.
Индексации согласно Законодательству подлежат такие денежные доходы населения:
- государственные пенсии;
- различные виды социальной помощи (семьям с детьми, по безработице и др.)
Индексация - это установленный
законодательством Украины
Расчет индекса
Индексации подлежат денежные доходы граждан, полученные в рублях на территории России, если они не носят разовый характер (пенсии, социальная помощь, заработная плата, стипендии и др.).
Индексации не подлежат денежные доходы от собственности:
- доходы от ценных бумаг (кроме государственных);
- доходы от сдачи
в аренду недвижимого
- доходы от ведения фермерского и подсобного хозяйства;
- доходы от предпринимательской деятельности.
Индексации подлежат
денежные доходы в пределах трехкратной
величины стоимости границы
Доход в пределах величины
стоимости предела
Если доход превышает величину стоимости границы малообеспеченности, то его часть в пределах удвоенной его величины индексируется в размере 80%. Следующая часть дохода в пределах тройной величины границы малообеспеченности индексируется в размере 70%.
Часть денежного дохода, которая превышает троекратную величину границы малообеспеченности, индексации не подлежит.
Для индексации денежных
доходов населения используется
индекс, который характеризует
Индекс потребительских цен вычисляется нарастающим итогом с начала года на основании статистических наблюдений органами государственной статистики с изменением цен.
Источники финансирования индексации денежных доходов населения:
- предприятия, объединения
и организации, которые
- организации и учреждения,
которые финансируются за счет
- общественные объединения повышают размеры оплаты труда за счет собственных средств;
- пенсии, социальная помощь,
пособие по безработице
- стипендии индексируются
за счет соответственных
Законом об индексации устанавливается, что при уровне инфляции 6% перечисленные выше доходы должны индексироваться.
3.6 Анализ бюджетных ассигнований
федерального бюджета по
Бюджетные ассигнования
федерального бюджета на исполнение
публичных нормативных
Анализ динамики расходов федерального бюджета по разделу «Общегосударственные вопросы», по законопроекту, показывает, что расходы на 2013 – 2014 годы уменьшаются по сравнению с соответствующим предыдущим годом.
Анализ динамики расходов федерального бюджета по разделу «Образование», по законопроекту, показывает, что по сравнению с соответствующим предыдущим годом расходы в 2012 году увеличиваются, в 2013 и 2014 годах снижаются.
Уменьшение расходов на образование в 2013 – 2014 годах по сравнению с соответствующим предыдущим годом обусловлено завершением в 2013 году реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования и ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»; завершением в 2012 году поддержки программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования; передачей с 1 января 2012 года обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень, и рядом других причин. Законопроектом предусмотрены бюджетные ассигнования на совершенствование стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных образовательных учреждениях профессионального образования в 2012 году в объеме 9 075,3 млн. рублей, в 2013 и 2014 годах – по 9 613,0 млн. рублей.
Анализ динамики расходов федерального бюджета по разделу «Культура, кинематография», по законопроекту, показывает, что расходы на 2012 – 2014 годы снижаются по сравнению с соответствующим предыдущим годом. В 2013
– 2014 годах будут приняты меры, направленные на обеспечение сохранности и доступности объектов культурного наследия и музейных фондов, увеличение количества сведений о музейных предметах в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации до 1,2 млн. единиц, увеличение до 45 % доли объектов культурного наследия, информация о которых занесена в электронную базу данных Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, доведение доли отреставрированных недвижимых объектов культурного наследия в общем количестве объектов до 25 %.
Анализ динамики расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение», по законопроекту, показывает, что по сравнению с соответствующим предыдущим годом расходы в 2012 году увеличиваются, в 2013 и 2014 годах снижаются. Уменьшение расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2013 и 2014 годах вызвано в основном тем, что в рамках проводимой реформы здравоохранения денежные выплаты врачам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в муниципальных учреждениях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачам, фельдшерам и медсестрам на проведение мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования.
Бюджетные ассигнования
федерального бюджета на лекарственное
обеспечение формируются с
Анализ динамики расходов федерального бюджета разделу «Социальная политика», по законопроекту, показывает, что расходы на 2012 – 2014 годы увеличиваются по сравнению с соответствующим предыдущим годом. Увеличение расходов в первую очередь обусловлено проведением в 2012 году реформы денежного довольствия военнослужащих, что отразилось на уровне пенсионного обеспечения военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, пенсии которых выросли в среднем в 1,6 раза.
С 2011 года вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом будут решаться в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, на реализацию которой в 2012 году предусмотрено 2,3 млрд. рублей, в 2013 году – 2,3 млрд. рублей, в 2014 году – 10,0 млрд. рублей.
В области поддержки семей с детьми предусматриваются увеличение размеров пособий в 2013 году – на 5,5 %, в 2014 году – на 5 %, бюджетные ассигнования на выплату пособий гражданам, имеющим детей, в сумме 67,8 млрд. рублей, что на 8,7 % превышает соответствующий показатель 2011 года (в связи с индексацией размеров пособий и увеличением численности получателей).
На предоставление в 2012 году материнского (семейного) капитала было предусмотрено 162,7 млрд. рублей, что на 34,7 % превышает соответствующий показатель 2011 года (в связи с индексацией размера и увеличением численности получателей). В 2013– 2014 годах предусматривается увеличение размера материнского (семейного) капитала, который к 2014 году составит 429,4 тыс. рублей по сравнению с 365,7 тыс. рублей в 2011 году.
Анализ динамики расходов федерального бюджета по разделу «Физическая культура и спорт», по законопроекту, показывает, что расходы на 2012 – 2014 годы снижаются по сравнению с соответствующим предыдущим годом.
Снижение расходов федерального бюджета по данному разделу обусловлено завершением в 2012 и 2013 годах строительства и реконструкции объектов для проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, V Международных спортивных игр «Дети Азии» в г. Якутске и других объектов капитального строительства.
Анализ динамики расходов федерального бюджета по разделу «Средства массовой информации», по законопроекту, показывает, что по сравнению с соответствующим предыдущим годом расходы в 2012 году увеличиваются, в 2013 и 2014 годах снижаются. В целях обеспечения доступности населения в различных регионах страны к эфирным телерадиоканалам сохраняется государственная поддержка общероссийских обязательных общедоступных телерадиоканалов на оплату услуг по эфирной наземной аналоговой трансляции телерадиовещательных организаций в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек. Приоритетным направлением бюджетной политики на 2012 – 2014 годы в сфере средств массовой информации для решения названных задач является финансирование ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 – 2015 годы», в рамках которой будет осуществлена модернизация инфраструктуры телерадиовещания, замена аналогового оборудования на цифровое, перевод государственных фондов и архивов в сфере телерадиовещания в электронный вид.
Заключение.
Эффективность реализации социальной политики любого уровня - федерального, регионального, корпоративного во многом зависят от экономики, бюджетного ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, обеспечении продуктивной занятости, социальной защиты населения, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и других источников и механизмов жизнеобеспечения граждан.
Социальная политика требует значительных финансовых средств на само запуск и развитие, они в то же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, траекторию движения общества к прогрессу. Без эффективной занятости, организации системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культуры и т. д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг, других микро- и макроэкономических показателей, что требует соответствующего отношения к социально-трудовой сфере и социальной политике со стороны государства, его законодательных и исполнительных органов, работодателей, предпринимателей и собственников.
Таким образом, экономика и социальная политика органично взаимосвязаны и взаимозависимы, что требует правильного и взвешенного выбора приоритетов их согласованного развития, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть особенности организации социальной сферы в РФ и ее финансирование - достигнута. Решены поставленные задачи: рассмотрена сущность социальной политики; проанализированы задачи и функции социальной политики; особенности ее развития; определены методы государственного регулирования доходов; проанализированы пути финансирования отраслей социальной сферы; также проведен анализ бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделам.
Список использованной литературы:
1. Конституция РФ 2009
2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
3. Аверин А.Н.-Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Учебное пособие
4. Агабегян А.О- модернизации социальной системы России.Экономическая политика. – 2010
5. Алексеева В.М.- Экономический анализ медицинской деятельности / В.М. Алексеева, Н.Г. Шамшурина - Здравоохранение. - 2010.
6. Васильев Ю. Проект
федерального бюджета: разносто
Информация о работе Социальная политика в России и источники ее финансирования