Социальная политика в России и источники ее финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Описание

В настоящее время для России вопрос о характере и содержании государственной социальной политики является весьма сложным и неоднозначным. В научной литературе и нормативных актах существует значительное количество трактовок сущности социальной политики. В одном случае ее рассматривают лишь как государственную поддержку социально уязвимых групп населения. В другом - отождествляют с социальной защитой и социальным обеспечением населения.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Социальная политика в России и источники ее финансирования 5
1.1 Сущность, субъекты и объекты социальной политики 5
1.2 Задачи и функции социальной политики 9
1.3 Аспекты формирования и развития социальной политики в России 11
Глава 2. Управление финансами в отраслях социальной сферы 15
2.1 Прямые методы государственного регулирования доходов 17
2.2 Косвенные методы государственного регулирования доходов 22
Глава 3. Финансирование отраслей социальной сферы 25
3.1 Здравоохранение 25
3.2 Образование 28
3.3 Работа с детьми и молодежью 30
3.4 Культура, спорт, досуг 33
3.5 Индексация денежных доходов населения 43
3.6 Анализ бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделам. 45
Заключение. 49
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ СОЦ ПОЛ-КА.doc

— 267.00 Кб (Скачать документ)

-амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому.

-стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при патологии беременности, родах и абортах; при плановой госпитализации с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации.

-медицинская помощь, оказываемая в дневных стационарах всех типов. За счет средств бюджетов всех уровней финансируется также:

-дорогостоящие виды помощи, перечень которых утверждается органом управления здравоохранения субъекта РФ; льготное лекарственное обеспечение и протезирование отдельных категорий граждан;

-медицинская помощь, оказываемая фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, детскими санаториями, домами ребенка, бюро судебно-медицинской и патологоанатомической экспертизы, станциями переливания крови, санитарной авиацией и т.п.;

-мероприятия по реализации целевых программ, утвержденных органами государственной власти, субъектов РФ, местной администрацией;

-научные исследования;

-медицинская помощь при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и др.;

-страхование неработающих граждан.

В целом показатели структуры и динамики источников финансирования отрасли характеризуют действительный уровень социальной защиты населения в области здравоохранения.

Финансовые источники  в системе здравоохранения:

  
3.2 Образование.

Вопрос организации системы  образования в государстве является одним из центральных.

Образование - процесс, в результате которого достигается усвоение систематизированных  знаний, умений и навыков. Образование - необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности.

Основной путь получения  образования - обучение в учебных  образовательных учреждениях, где  оно тесно связано с воспитанием. Наука об образовании вкладывает в образование также самообразование, участие в общественно-трудовой деятельности. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры. Под образованием в Законе "Об образовании" понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином установленных государством образовательных уровней, которые удостоверяются соответствующими документами. Гражданам РФ Конституцией РФ гарантируется возможность получения образования без ограничений. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного общего (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и на конкурсной основе - бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Одновременно введено сочетание бесплатного и платного образования в образовательных учреждениях РФ. Расходы на образование распределяются в соответствии с разделом "Образование" и включают в себя расходы на:

-дошкольное образование;

-общее образование;

-начальное профессиональное образование;

-среднее профессиональное образование;

-переподготовку и повышение квалификаций;

-высшее профессиональное образование.

Конституция РФ установила, что каждый имеет право на образование. Гарантируется бесплатность и общедоступность  дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Конституцией также определено, что каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Понятие бесплатности для граждан означает, что расходы на обеспечение образования берет на себя государство, т.е. такие расходы должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете. Нормативные основы организации образования составляют федеральные законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском образовании". Данные законы также содержат ряд общих норм, регламентирующих вопросы финансирования. Финансирование расходов на образование осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция. За счет федерального бюджета финансируются федеральные образовательные учреждения, как правило, это учреждения высшего и среднего профессионального образования. Также из федерального бюджета финансируются расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования. Региональные бюджеты финансируют содержание образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, региональные целевые образовательные программы, а также финансирование приобретения учебников и учебного оборудования для образовательных учреждений субъекта. Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ.

3.3 Работа с детьми и молодежью.

Наряду  с образовательной деятельностью  органы местного самоуправления организуют и осуществляют и другие мероприятия  по работе с детьми и молодежью. Мероприятия, осуществляемые органами местного самоуправления муниципального района, должны иметь межпоселенческий характер. Основные полномочия в данной сфере регулируются программными документами и отраслевым законодательством, направленными на реализацию прежде всего Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон определяет основные меры по защите прав ребенка в сфере образования и воспитания, обеспечению его прав на охрану здоровья, на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей, защите прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей, защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, а также защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Федеральная целевая программа «Дети России», утвержденная на 2007-2010 годы постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172, является продолжением одноименной программы. Ее осуществление в 2003-2006 годы позволило, в частности, снизить младенческую смертность на 21,8%, а материнскую - на 27%. Отличие новой Программы состоит в ее ориентированности как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семей с детьми-инвалидами. Предполагается использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей, в частности. Мероприятия Программы направлены на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами.

Органы  местного самоуправления в пределах своих полномочий участвуют в реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422.

Определенное  значение имеют также нормативные  правовые акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления с детьми и молодежью, входящими в группы риска. Это, в частности, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которым определяются основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в которую входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Кроме того, отдельные направления работы с детьми и молодежью определяются подзаконными актами федеральных и региональных органов государственной власти, имеющими, как правило, рекомендательный характер. Типичным в этом плане можно назвать, например, Постановление Правительства РФ от 5 марта 2008 г. № 148 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах», которым рекомендуется органам местного самоуправления в пределах своей компетенции с участием профсоюзных и иных общественных объединений:

· разрабатывать  целевые программы организации  отдыха и оздоровления детей, предусмотрев в них мероприятия по развитию материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей;

· сохранять  и развивать инфраструктуру детского отдыха и оздоровления, шире использовать базу санаторно-курортных, лечебно-профилактических организаций, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения, профсоюзов и иных организаций для отдыха и оздоровления детей;

· уделять  особое внимание организации отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также реализации мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по созданию в период школьных каникул для детей в возрасте от 14 до 17 лет (включительно) специализированных лагерей, проведению целевых смен, расширению возможностей для их временной занятости;

· создавать  условия для обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, предупреждения детского травматизма, безопасности дорожного движения в период школьных каникул, особое внимание уделяя организации полноценного питания детей, соблюдению требований противопожарной безопасности в организациях отдыха и оздоровления детей, санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных организаций отдыха и оздоровления детей;

· предусматривать  для организованных групп детей  льготное культурно-экскурсионное  и транспортное обслуживание, а также  использование спортивных учреждений;

· обеспечивать установленные меры безопасности при организации перевозок детей к местам отдыха и обратно с учетом дальности перевозок и времени суток, а также в период пребывания детей в организациях отдыха и оздоровления;

· осуществлять без взимания платы приемку организаций отдыха и оздоровления детей, проведение профилактических осмотров персонала, направляемого для работы в указанных организациях, и медицинских осмотров несовершеннолетних при оформлении временной занятости в летний период;

· осуществлять мониторинг отдыха и оздоровления детей, в том числе эффективности деятельности организаций отдыха и оздоровления детей различных форм собственности.

3.4 Культура, спорт, досуг.

Важная роль отводится  финансированию в сферу культуры, в том числе организации досуга. Закрепленные Федеральным законом № 131-ФЗ вопросы местного значения конкретизируются в отраслевых законах. Это прежде всего Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в ст. 40 которого установлены полномочия органов местного самоуправления в области культуры для каждого типа муниципального образования.

Для поселения - это:

- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения.

Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории России. Это право обеспечивается как созданием сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания, так и многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности.

В общедоступных библиотеках граждане имеют право:

- стать пользователями библиотек по предъявлению документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей;

- бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

- бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

- бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;

- получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;

- пользоваться другими видами услуг в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.

Вопросы сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия достаточно подробно регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Информация о работе Социальная политика в России и источники ее финансирования