Совершенствование финансового обеспечения здравоохранения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:53, автореферат

Описание

Актуальность темы исследования. Здоровье нации является предпосылкой социального благополучия и стабильного экономического функционирования государства, повышения качества человеческого капитала1. Обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью представляет важнейшую проблему для любой страны, независимо от модели хозяйствования и финансовой системы.

Работа состоит из  1 файл

sokolov_d_a.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)
tify">      На  защиту выносится разработанная модель организации управления и финансового обеспечения здравоохранения, основанная на принципе страхования и ориентированная на введение одноканальной системы финансирования отрасли во взаимосвязи с системой критериев, позволяющих комплексно оценить эффективность использования государственных ресурсов в отрасли.

      Научная новизна исследования.

      Результаты  исследования, выражающие его новизну, состоят в следующем:

  1. Применена система национальных счетов для оценки совокупных расходов на здравоохранение по источникам, распорядителям средств финансирования, поставщикам услуг и функциям здравоохранения, позволившая систематизировать и объединить разрозненные государственные и ведомственные формы отчетности, а также отразить движение всей совокупности денежных средств в отрасли, исключающей возможность двойного учета (стр. 52-73).
  2. Разработаны и предложены для практического внедрения модели финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации, представлен сравнительный анализ по каждому звену данных моделей и выявлены необходимые условия для их практического внедрения:

     модель I - страховая модель, предусматривающая наряду с использованием страховых принципов финансирования, бюджетное финансирование для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, осуществления целевых программ развития приоритетных направлений здравоохранения, а также крупных инвестиций, в основе которой роль страховщиков возлагается на территориальные фонды обязательного медицинского страхования (стр. 156);

     модель II - страховая модель, в основе которой роль страховщиков возлагается на конкурирующие друг с другом страховые компании (стр. 157).

      3. Обоснована приоритетность внедрения  программно-целевых методов финансового  планирования во взаимосвязи  с методикой планирования видов и объемов медицинской помощи, оказываемых населению в рамках территориальных программ государственных гарантий, на основе сравнительного анализа действующих методов планирования объема финансовых ресурсов3,  видов и объемов медицинской помощи4 и финансового планирования, основанного на программно-целевых методах (стр. 108-109).

      4. Предложены критерии с набором  качественных и количественных  показателей, дополняющие Методику  аудита эффективности использования  государственных ресурсов здравоохранения5, позволяющие комплексно оценить эффективность использования государственных ресурсов в отрасли (стр. 138-142):

  • состояние здоровья населения;
  • оценка деятельности стационарных медицинских организаций по реализации Территориальной программы государственных гарантий;
  • оценка реструктуризации стационарной медицинской помощи;
  • оценка финансирования стационарной медицинской помощи;
  • оценка деятельности скорой медицинской помощи;
  • оценка качества и доступности амбулаторно-поликлинической помощи;
  • оценка рационального использования ресурсов, эффективности использования медицинских технологий;
  • оценка лекарственного обеспечения.

    Практическая  значимость и внедрение результатов исследования.

    Практическая  значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные в диссертации предложения по совершенствованию методики оценки финансовых ресурсов здравоохранения на основании применения системы национальных счетов могут быть использованы субъектами здравоохранения федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для оценки состояния развития отрасли, для определения объема бюджетных ассигнований, необходимых для направления на нужды здравоохранения, для разработки территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и программ обязательного медицинского страхования.

    Применение  комплексной критериальной оценки использования государственных  ресурсов здравоохранения позволит оценить государственные расходы на здравоохранение во взаимосвязи с качеством оказываемой населению Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

     Практическое  значение разработанных в исследовании моделей финансового обеспечения  здравоохранения состоит в решении проблемы преодоления фрагментарности системы финансирования здравоохранения.

     Апробация диссертационного исследования.

      Результаты  диссертационного исследования использованы Министерством здравоохранения  и социального развития Российской Федерации при формировании федеральной модели счетов здравоохранения, при подготовке Доклада о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2006 и 2007 гг. и Всемирной организации здравоохранения - для анализа состояния развития финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации и основных направлений его реформирования6.

     Результаты  диссертационного исследования могут  быть использованы при написании  учебных и практических пособий  и чтении лекционных и специальных курсов в высших экономических учебных заведениях, а также на курсах повышения квалификации работников, занятых в отрасли. По теме диссертационного исследования опубликовано 5 научных работ, общим объемом – 2,17 п.л.

       Структура работы обусловлена целью и поставленными в диссертационном исследовании задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, 12 приложений, общим объемом – 198 стр.

       Структура диссертации:

       Введение

       Глава 1. Роль и место финансов здравоохранения в финансовой системе государства

       1.1. Содержание и специфика финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации.

       1.2. Зарубежный опыт реформирования  финансового обеспечения здравоохранения

       1.3. Опыт реформирования механизма финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации

       Глава 2. Современное состояние финансирования здравоохранения в Российской Федерации 

       2.1. Анализ совокупных расходов на  здравоохранение по источникам, распорядителям средств финансирования, поставщикам услуг и функциям здравоохранения по версии системы национальных счетов

       2.2. Анализ финансирования медицинской  помощи гражданам Российской  Федерации, предоставляемой в  рамках Программы государственных  гарантий

       2.3.  Анализ расходов личных средств населения на здравоохранение в субъектах Российской Федерации и в целом по    Российской Федерации

       2.4. Современные подходы планирования  финансовых ресурсов в    здравоохранении, ориентированные   на результат

       2.5.  Современные подходы к оценке эффективности использования     ресурсов в здравоохранении Российской Федерации

       Глава 3. Направления совершенствования  финансового обеспечения здравоохранения  в Российской Федерации

       3.1. Несовершенство действующей модели финансового обеспечения российского здравоохранения.

       3.2. Совершенствование экономических  механизмов в здравоохранении  Российской Федерации 

       Заключение

       Список  используемой литературы

       Приложения 
 
 
 
 
 
 

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ  РАБОТЫ

       Во  введении обоснована актуальность темы, изложена степень ее разработанности, сформулирована проблема исследования; определены: объект, предмет, цель и задачи исследования; изложены: научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

       В первой главе диссертационного исследования определено место и выявлена специфика финансов здравоохранения в реформируемой финансовой системе Российской Федерации.

       В условиях реформирования экономики  и общественного устройства страны особое значение приобретает совершенствование  ее финансовой системы, обеспечивающей перераспределение ресурсов, организацию финансовых потоков, развитие учреждений и организаций, оказывающих услуги.

       В работе исследуется место финансов здравоохранения в финансовой системе  государства с позиции воспроизводственного подхода. Сделан вывод о том, что финансы здравоохранения представляют собой специфическое звено финансовой системы государства. В качестве важнейшего признака, позволяющего характеризовать обособленность этого звена в составе финансовой системы, с нашей точки зрения, следует рассматривать производство особого рода услуги - услуги здравоохранения. С учетом такого подхода финансы здравоохранения представляют собой специфическое звено финансовой системы государства, характеризующееся совокупностью денежных отношений по формированию и использованию денежных фондов для предоставления услуг здравоохранения с целью обеспечения жизнедеятельности, воспроизводства и развития населения.

       В диссертационном исследовании произведена  классификация основных звеньев, участвующих в процессе управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации:

  • государство, как субъект властного регулирования экономических отношений в системе общественного здравоохранения;
  • производители медицинских услуг – медицинские организации и частнопрактикующие врачи;
  • потребители медицинских услуг – ими в системах общественного здравоохранения является все население страны;
  • плательщики за медицинскую помощь, предоставляемую потребителям; это страховщики (страховые фонды, больничные кассы, страховые компании и т.п.) в системах страхового финансирования здравоохранения, или государственные органы управления здравоохранением в системах бюджетного финансирования здравоохранения.

       Выявление и определение основных звеньев, участвующих в процессе управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации позволило сделать вывод о том, что наиболее существенную роль в процессе управления и финансирования системы здравоохранения играет государство. Изъяны рынка медицинских и страховых услуг в сочетании с ценностными представлениями о правах граждан на получение медицинской помощи обуславливают необходимость участия государства в осуществлении деятельности в сфере здравоохранения.

       В целях результативности совершенствования  механизма управления и финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации в первой главе обобщен иностранный опыт реформирования здравоохранения.

       В диссертационном исследовании приведена  классификация существующей системы  здравоохранения.

       Результаты  классификации позволили выявить три модели организации системы здравоохранения в разных странах:

  • платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования;
  • государственная медицина с бюджетной системой финансирования;
  • система здравоохранения, основанная на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования.

       Результаты  сравнительного анализа моделей  организации здравоохранения позволили  выявить тенденцию постепенного перехода частной и бюджетной моделей здравоохранения к социально-страховой модели, при этом одним из основных стимулов такого перехода была экономия бюджетных средств, выделяемых государством на здравоохранение.

       Более эффективное использование денежных средств было связано с введением рыночных преобразований в системе управления и финансирования здравоохранения.

       Рыночные  преобразования проводилась по следующим  основным направлениям:

  • регулирование уровня спроса на медицинские услуги и лекарственные средства;
  • регулирование предложения медицинских услуг и лекарственных средств;
  • формирование пары плательщик®производитель рыночным путем;
  • расширение прав государственных медицинских учреждений по распоряжению финансовыми и материальными ресурсами;
  • преобразование государственных медицинских учреждений в иные организационно-правовые формы с полной передачей прав распоряжения и частичной передачей прав владения ресурсами;
  • передача функций, выполнявшихся государственными медицинскими организациями, негосударственным организациям.

Информация о работе Совершенствование финансового обеспечения здравоохранения в РФ