Совершенствование финансового обеспечения здравоохранения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:53, автореферат

Описание

Актуальность темы исследования. Здоровье нации является предпосылкой социального благополучия и стабильного экономического функционирования государства, повышения качества человеческого капитала1. Обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью представляет важнейшую проблему для любой страны, независимо от модели хозяйствования и финансовой системы.

Работа состоит из  1 файл

sokolov_d_a.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

       Анализ иностранного опыта реформирования здравоохранения позволил сделать вывод о том, что проведение рыночно ориентированных реформ имело очевидные позитивные результаты с политической точки зрения. Они придали импульс деятельности органов здравоохранения, активизировали их усилия по регулированию предоставления медицинской помощи в интересах населения, а не в интересах самих врачей и медицинских организаций.

      Таким образом, при совершенствовании  финансирования здравоохранения в  Российской Федерации необходимо учитывать следующие закономерности, полученные в процессе  анализа иностранного опыта реформирования здравоохранения:

    1. введение рыночных преобразований (регулирование уровня предложения и спроса на медицинские услуги, преобразование государственных медицинских учреждений в иные организационно-правовые формы) способствует более эффективному использованию денежных  средств в здравоохранении;
    2. формирование пары плательщик®производитель рыночным путем характеризуется:
  • повышением ответственности производителя медицинских услуг за результаты своей деятельности;
  • заинтересованностью производителя медицинских услуг в наиболее эффективном использовании денежных средств.

       Однако  следует отметить следующие особенности  данных закономерностей:

  • при проведении реформы социальной сферы (в том числе здравоохранения) необходимо разработать механизм защиты наиболее незащищенных слоев населения (инвалидов, населения с низким уровнем дохода);
  • реформа финансирования здравоохранения должна быть всесторонне продумана и внедрена постепенно, по мере  готовности основных звеньев финансовой системы здравоохранения к существенным изменениям;
  • введение рыночных преобразований в систему финансирования здравоохранения должно быть ограничено узкими рамками (нельзя допустить всеобъемлющей коммерциализации отрасли);
  • преобразование государственных медицинских организаций в иные организационно-правовые формы не должно охватывать все государственные медицинские учреждения (целесообразно не изменять организационно-правовую форму медицинских учреждений, оказывающих специализированную, высокотехнологическую медицинскую помощь).

      Таким образом, при совершенствовании  финансового обеспечения здравоохранения  в Российской  Федерации можно  использовать иностранный опыт реформирования здравоохранения только с учетом закономерностей данных реформ.

      Также необходимо отметить, что в первой главе диссертационного исследования анализируется опыт реформирования механизма финансового обеспечения  здравоохранения в Российской Федерации.

      Российский  опыт реформирования здравоохранения естественно проводить по этапам процесса реформирования механизма управления и финансирования здравоохранения: советский и период начала рыночных реформ.

      Советская система здравоохранения, с присущими  ей положительными чертами, характеризовалась  отсутствием заинтересованности в эффективности использования финансовых средств, что особенно проявлялось в дефиците финансовых ресурсов при наступлении экономических кризисов.

      В целях оценки эффективности организационно-экономических  отношений участников процесса финансирования здравоохранения в Российской Федерации в диссертационной работе предложена авторская систематизация основных этапов реформирования здравоохранения в Российской Федерации:

  • I этап: внедрение новых финансовых механизмов;
  • II этап: развитие реформ;
  • III этап: сворачивание реформ.

      Анализ  российского опыта реформирования управления и финансового обеспечения  здравоохранения с использованием данной классификации позволил сделать  вывод о том, что существующая в настоящее время система  финансирования лечебно-профилактических учреждений аналогична той, что существовала до начала реформ. Более того, она не только потеряла многие достоинства предыдущей системы (ориентация на профилактику заболеваний) и сохранила недостатки (финансирование и планирование в расчете на койко-день), но и привела к росту непроизводственных затрат (содержание аппарата чиновников страховых медицинских организаций и филиалов Территориального фонда ОМС).

      Использованная  авторская классификация основных этапов реформирования управления и финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации позволила выделить и оценить следующие подсистемы здравоохранения на каждом этапе:

      1.  планирование;

      2. финансирование;

      3.  управление и контроль качества  лечения и затрат;

      4.  мотивация и материальное стимулирование;

      5.  маркетинг, инновации, конкурентная  среда. 

      Подводя итоги анализа состояния вышеперечисленных  подсистем здравоохранения, можно  сказать, что реформа здравоохранения  в Российской Федерации, начатая  в 1992 г., практически отразилась лишь на подсистеме «финансирование», оставив без изменений все прочие подсистемы (планирование, управление и контроль качества лечения и затрат, мотивация и материальное стимулирование, маркетинг и конкурентная среда).

      Сопоставляя состояние здравоохранения в Российской Федерации до реформы, после реформы, а также социально-страховую модель, обнаруживается несистемность проводимых реформ, являющаяся основной причиной провала перехода от государственной к социально-страховой модели организации здравоохранения.

      Во  второй главе проведен анализ совокупных расходов здравоохранения по источникам, распорядителям средств финансирования, поставщикам услуг и функциям здравоохранения за период с 2000 по 2006 годы.

      Во  второй главе диссертационного исследования дана авторская оценка действующей  методики определения объема финансовых ресурсов  в здравоохранении и  выявлены следующие ее недостатки:

  • отсутствие оценки совокупного объема финансовых ресурсов, направляемых в отрасль, учитывающей все источники финансирования, в том числе негосударственные средства;
  • разрозненная система учета финансовых ресурсов, поступающих в здравоохранение;
  • отсутствие возможности учета движения всей совокупности денежных средств в отрасли.

      Таким образом, наличие данных недостатков  действующей методики определения  объема финансовых ресурсов в здравоохранении  препятствует внедрению методов  финансового планирования, ориентированных  на результат, в связи с чем  мной применена система национальных счетов для оценки совокупных расходов на здравоохранение, позволяющая дать наиболее полные сведения о всей совокупности денежных средств в отрасли, исключающая при этом возможность двойного учета, и обеспечивающая полную сопоставимость полученных данных с международными стандартами.

      Также, необходимо отметить, что использование системы национальных счетов здравоохранения позволило оценить движение денежных средств в здравоохранении Российской Федерации.

      В соответствии с Методикой по разработке и внедрению системы счетов здравоохранения, утвержденной ФОМС в 2005г., мною была произведена группировка финансовых средств, поступающих в здравоохранение Российской Федерации, на основании которой я проанализировал фактическое финансирование здравоохранения в Российской Федерации за 2000 – 2006 гг. по следующим направлениям7:

  • по источникам финансирования;
  • по распорядителям финансовых средств;
  • по поставщикам медицинских услуг;
  • по функциям здравоохранения.

      Результаты  анализа совокупных расходов здравоохранения  по источникам и распорядителям средств финансирования позволили выявить высокую долю расходов негосударственного сектора в общем объеме совокупных расходов на здравоохранение (36,7% всех расходов на здравоохранение) и тенденцию увеличения доли расходов федерального бюджета в общем объеме совокупных расходов на здравоохранение за счет расширения программ оказания населению дорогостоящих высокотехнологичных видов медицинской помощи, целевых программ, дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, а также направления средств на финансирование медицинской науки, образования 
 

       Фактическое финансирование здравоохранения  в Российской Федерации  по источникам финансирования за 2000 - 2006 гг8.

       Фактическое финансирование здравоохранения  в Российской Федерации по распорядителям средств финансирования за 2000-2006 гг9.

     Результаты  анализа совокупных расходов здравоохранения  по поставщикам медицинских услуг  позволили установить, что основными  поставщиками медицинских услуг  в Российской Федерации являются стационарные учреждения - объем медицинской помощи, оказанной населению в стационарах, в 2006 г. составил более 42% от общего объема услуг, оказанных поставщиками услуг здравоохранения.

     Анализ  финансирования здравоохранения по функциям10 показал, что наиболее существенно за 2000-2006 гг. возросли расходы на профилактику и другие услуги здравоохранения, в то же время почти в 2 раза снизилась доля расходов на реабилитационное лечение больных. Кроме того, отмечен значительный рост расходов населения на приобретение медикаментов и прочих товаров медицинского назначения (в 3,6 раза). 

       Фактическое финансирование здравоохранения  в Российской Федерации  по поставщикам медицинских  услуг за 2000-2006 гг.

     Также во второй главе диссертационного исследования проведен анализ финансирования медицинской помощи гражданам Российской Федерации, предоставляемой в рамках Программы государственных гарантий по источникам, распорядителям средств финансирования, а также по видам медицинской помощи за период с 2001 по 2007 годы.

      Анализ  финансирования Программы государственных  гарантий по видам медицинской помощи позволил выявить отклонение фактически достигнутых показателей реализации территориальной программы государственных  гарантий от установленных нормативных  объемов11. Данный факт свидетельствуют о существенных недостатках в планировании объемов территориальных программ государственных гарантий  в субъектах Российской Федерации.

     В целях более глубокого анализа  финансирования медицинской помощи гражданам Российской Федерации, предоставляемой в рамках Программы государственных гарантий, во второй главе диссертации использована Методика профессора В.О. Флека комплексной экспертной оценки уровня реализации Территориальной программы государственных гарантий.

     На  базе указанной Методики мной проведен анализ в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации по следующим критериям:

  1. Финансовое обеспечение территориальной программы государственных гарантий;

     2. Объемы медицинской  помощи по видам.

     Показатели, лежащие в основе данных критериев представлены на 86 стр. диссертационного исследования.

Распределение субъектов Российской Федерации в соответствии комплексной оценкой уровня реализации ТПГГ в 2004 – 2007 гг12.

     По  результатам комплексной экспертной оценки несколько снизилось число субъектов Российской Федерации с высоким уровнем и увеличилось  – с низким уровнем реализации территориальных программ государственных гарантий.

     Наряду  с этим, проведенный анализ финансирования медицинской помощи, предоставляемой  в рамках Программы государственных гарантий, позволил выявить следующие основные проблемы реализации Программы государственных гарантий в 2007 году:

Информация о работе Совершенствование финансового обеспечения здравоохранения в РФ