Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:53, автореферат
Актуальность темы исследования. Здоровье нации является предпосылкой социального благополучия и стабильного экономического функционирования государства, повышения качества человеческого капитала1. Обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью представляет важнейшую проблему для любой страны, независимо от модели хозяйствования и финансовой системы.
Анализ иностранного опыта реформирования здравоохранения позволил сделать вывод о том, что проведение рыночно ориентированных реформ имело очевидные позитивные результаты с политической точки зрения. Они придали импульс деятельности органов здравоохранения, активизировали их усилия по регулированию предоставления медицинской помощи в интересах населения, а не в интересах самих врачей и медицинских организаций.
Таким образом, при совершенствовании финансирования здравоохранения в Российской Федерации необходимо учитывать следующие закономерности, полученные в процессе анализа иностранного опыта реформирования здравоохранения:
Однако следует отметить следующие особенности данных закономерностей:
Таким
образом, при совершенствовании
финансового обеспечения
Также
необходимо отметить, что в первой
главе диссертационного исследования
анализируется опыт реформирования
механизма финансового
Российский опыт реформирования здравоохранения естественно проводить по этапам процесса реформирования механизма управления и финансирования здравоохранения: советский и период начала рыночных реформ.
Советская система здравоохранения, с присущими ей положительными чертами, характеризовалась отсутствием заинтересованности в эффективности использования финансовых средств, что особенно проявлялось в дефиците финансовых ресурсов при наступлении экономических кризисов.
В
целях оценки эффективности организационно-
Анализ
российского опыта
Использованная
авторская классификация
1. планирование;
2. финансирование;
3.
управление и контроль
4. мотивация и материальное стимулирование;
5.
маркетинг, инновации,
Подводя
итоги анализа состояния
Сопоставляя состояние здравоохранения в Российской Федерации до реформы, после реформы, а также социально-страховую модель, обнаруживается несистемность проводимых реформ, являющаяся основной причиной провала перехода от государственной к социально-страховой модели организации здравоохранения.
Во второй главе проведен анализ совокупных расходов здравоохранения по источникам, распорядителям средств финансирования, поставщикам услуг и функциям здравоохранения за период с 2000 по 2006 годы.
Во второй главе диссертационного исследования дана авторская оценка действующей методики определения объема финансовых ресурсов в здравоохранении и выявлены следующие ее недостатки:
Таким образом, наличие данных недостатков действующей методики определения объема финансовых ресурсов в здравоохранении препятствует внедрению методов финансового планирования, ориентированных на результат, в связи с чем мной применена система национальных счетов для оценки совокупных расходов на здравоохранение, позволяющая дать наиболее полные сведения о всей совокупности денежных средств в отрасли, исключающая при этом возможность двойного учета, и обеспечивающая полную сопоставимость полученных данных с международными стандартами.
Также, необходимо отметить, что использование системы национальных счетов здравоохранения позволило оценить движение денежных средств в здравоохранении Российской Федерации.
В соответствии с Методикой по разработке и внедрению системы счетов здравоохранения, утвержденной ФОМС в 2005г., мною была произведена группировка финансовых средств, поступающих в здравоохранение Российской Федерации, на основании которой я проанализировал фактическое финансирование здравоохранения в Российской Федерации за 2000 – 2006 гг. по следующим направлениям7:
Результаты
анализа совокупных расходов здравоохранения
по источникам и распорядителям средств
финансирования позволили выявить высокую
долю расходов негосударственного сектора
в общем объеме совокупных расходов на
здравоохранение (36,7% всех расходов на
здравоохранение) и тенденцию увеличения
доли расходов федерального бюджета в
общем объеме совокупных расходов на здравоохранение
за счет расширения программ оказания
населению дорогостоящих высокотехнологичных
видов медицинской помощи, целевых программ,
дополнительного лекарственного обеспечения
отдельных категорий граждан, а также
направления средств на финансирование
медицинской науки, образования
Фактическое финансирование здравоохранения в Российской Федерации по источникам финансирования за 2000 - 2006 гг8.
Фактическое финансирование здравоохранения в Российской Федерации по распорядителям средств финансирования за 2000-2006 гг9.
Результаты анализа совокупных расходов здравоохранения по поставщикам медицинских услуг позволили установить, что основными поставщиками медицинских услуг в Российской Федерации являются стационарные учреждения - объем медицинской помощи, оказанной населению в стационарах, в 2006 г. составил более 42% от общего объема услуг, оказанных поставщиками услуг здравоохранения.
Анализ
финансирования здравоохранения по
функциям10 показал, что наиболее
существенно за 2000-2006 гг. возросли расходы
на профилактику и другие услуги здравоохранения,
в то же время почти в 2 раза снизилась
доля расходов на реабилитационное лечение
больных. Кроме того, отмечен значительный
рост расходов населения на приобретение
медикаментов и прочих товаров медицинского
назначения (в 3,6 раза).
Фактическое финансирование здравоохранения в Российской Федерации по поставщикам медицинских услуг за 2000-2006 гг.
Также во второй главе диссертационного исследования проведен анализ финансирования медицинской помощи гражданам Российской Федерации, предоставляемой в рамках Программы государственных гарантий по источникам, распорядителям средств финансирования, а также по видам медицинской помощи за период с 2001 по 2007 годы.
Анализ
финансирования Программы государственных
гарантий по видам медицинской помощи
позволил выявить отклонение фактически
достигнутых показателей
В целях более глубокого анализа финансирования медицинской помощи гражданам Российской Федерации, предоставляемой в рамках Программы государственных гарантий, во второй главе диссертации использована Методика профессора В.О. Флека комплексной экспертной оценки уровня реализации Территориальной программы государственных гарантий.
На базе указанной Методики мной проведен анализ в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации по следующим критериям:
2. Объемы медицинской помощи по видам.
Показатели, лежащие в основе данных критериев представлены на 86 стр. диссертационного исследования.
Распределение субъектов Российской Федерации в соответствии комплексной оценкой уровня реализации ТПГГ в 2004 – 2007 гг12.
По
результатам комплексной
Наряду с этим, проведенный анализ финансирования медицинской помощи, предоставляемой в рамках Программы государственных гарантий, позволил выявить следующие основные проблемы реализации Программы государственных гарантий в 2007 году:
Информация о работе Совершенствование финансового обеспечения здравоохранения в РФ