Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:53, автореферат
Актуальность темы исследования. Здоровье нации является предпосылкой социального благополучия и стабильного экономического функционирования государства, повышения качества человеческого капитала1. Обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью представляет важнейшую проблему для любой страны, независимо от модели хозяйствования и финансовой системы.
Также в диссертационном исследовании представлен анализ расходов личных средств населения на здравоохранение в Федеральных округах, субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации за период с 2000 по 2007 годы.
Исходя из проведенного анализа расходов населения на здравоохранение, необходимо сделать вывод о том, что в результате дефицита финансирования Программы государственных гарантий, отмечается высокий уровень доли расходов населения на медицинскую помощь (29,5%) в совокупных расходах на здравоохранение (в субъектах Российской Федерации с низким уровнем реализации Территориальной программы государственных гарантий доля расходов населения на медицинскую помощь составляет более 50% от совокупных расходов на здравоохранение).
Необходимо отметить, что в целом за восемь лет отмечено существенное увеличение расходов населения на услуги здравоохранения (в 4,6 раза), однако, учитывая существенное увеличение расходов населения на здравоохранение, следует отметить снижение доли расходов на санаторно-оздоровительное лечение, то есть санаторно-курортное лечение становится менее доступным для населения Российской Федерации.
Таким образом, в связи с низкой обеспеченностью государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными – населению Российской Федерации приходится оплачивать из личных средств медицинскую помощь, которая должна предоставляться бесплатно в рамках территориальной программы государственных гарантий.
Исследование финансирования Программы государственных гарантий за 2007 г., выявившее отклонение фактически достигнутых показателей реализации территориальной программы государственных гарантий от установленных нормативных объемов, определило необходимость совершенствования методики планирования объема финансирования, видов и объемов медицинской помощи, оказываемых населению в рамках территориальных программ государственных гарантий
В
целях совершенствования данной
методики планирования во второй главе
диссертационной работы дана авторская
оценка действующим методам планирования
и обоснована приоритетность внедрения
системы планирования, основанной на подходах
специалистов Московского областного
фонда ОМС (М.В. Пирогов и др.)13, которые
рассмотрели проблемы тарифного регулирования
не с позиции оценки деятельности медицинских
учреждений (выполнения объемов помощи
по профильным отделениям и врачебным
специальностям), а с позиции оказанной
пациенту конкретной медицинской помощи,
в связи с наличием у него того или иного
заболевания и обращением его в медицинское
учреждение по поводу конкретного заболевания.
Сравнительный анализ действующей системы планирования в здравоохранении и системы планирования, основанной на программно-целевых методах
Наименование показателя | Действующая система планирования | Система планирования, основанная на программно-целевых методах |
Методика планирования | Директивное планирование, основанное на усредненных нормативах использования койко-места. | Планирование, основанное на определении стоимости лечения конкретной болезни. |
Базовый показатель планирования | Койко-место | Стоимость конкретного заболевания |
Методика определения количества койко-мест | Осуществляется из расчета имеющихся в наличие коек | Осуществляется исходя из «профиля заболеваний» конкретного региона |
Вероятность отклонений фактической потребности в койках от существующей структуры коечного фонда | Высокая | Низкая |
Вероятность содержания пустующей койки | Высокая | Низкая |
На
основании представленного
Исходя из вышеизложенного,
В целях оценки эффективности использования ресурсов в здравоохранении во второй главе диссертационного исследования дана авторская оценка современным подходам к оценке эффективности использования ресурсов в системе здравоохранения Российской Федерации.
Для целей оценки эффективности использования ресурсов в здравоохранении разработана Методика Счетной палаты Российской Федерации аудита эффективности использования государственных ресурсов здравоохранения на территориальном уровне. Данная методика предусматривает оценку различных показателей по трем основным критериям:
Каждый критерий вышеупомянутой методики содержит ряд количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность использования государственных ресурсов в здравоохранении.
Использование данной методики и данных прогноза реструктуризации коечного фонда в Смоленской области позволили осуществить расчет возможного экономического эффекта в результате сокращения коечного фонда по ряду профилей.
Анализ полученных результатов показал, что величина общего экономического эффекта в результате реструктуризации коечного фонда в Смоленской области составила 164, 5 млн. руб.14
Однако исследование действующей Методики аудита эффективности использования государственных ресурсов здравоохранения позволило вскрыть основные ее недостатки, выражающиеся в отсутствии оценки следующих критериев:
Таким
образом, в целях комплексного анализа
эффективности использования
В третьей главе диссертации на основании исследования теоретических аспектов финансирования здравоохранения и оценки текущего состояния управления и финансового обеспечения отрасли систематизированы и выделены основные проблемы российского здравоохранения. Подробная систематизация основных проблем здравоохранения представлена на 121-123 стр. диссертационного исследования.
В целях решения данных проблем в третьей главе диссертации на основании синтеза действующих методических наработок, с авторским уточнением и дополнением систематизированы задачи и выработаны конкретные рекомендации для практического внедрения по повышению эффективности управления и финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации.
В
частности, самое серьезное внимание,
на мой взгляд, следует уделить
преодолению фрагментарности
Одноканальная система финансирования через институты ОМС способствует реализации единой региональной политики здравоохранения. Только на такой основе можно обеспечить единство финансового планирования, создать рациональную систему экономических стимулов для медицинских организаций, нацеленных на проведение реструктуризации.
В целях внедрения одноканальной системы финансирования здравоохранении в диссертации разработаны и предложены для практического внедрения две модели финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации, основанные на принципе страхования, представлен сравнительный анализ по каждому звену данных моделей, а также выявлены необходимые условия для их практического внедрения.
В диссертационной работе делается вывод о том, что формирование одноканальной системы государственного финансирования здравоохранения в стратегическом плане предполагает расширение состава территориальной программы ОМС до уровня территориальной программы государственных гарантий, т. е. включение в ОМС скорой медицинской помощи, так как ее искусственное выделение в сферу бюджетного финансирования нарушает медико-технологическое единство регионального здравоохранения и создает разные экономические стимулы для отдельных служб, которые функционально тесно связаны между собой. С учетом того, что страховой принцип финансирования сопряжен с риском, первая модель управления и финансирования здравоохранения предусматривает бюджетное финансирование только для оказания высокотехнологичной помощи, осуществления целевых программ развития приоритетных направлений здравоохранения, а также крупных инвестиций. Эти меры позволят обеспечить гарантированный объем высокотехнологичный медицинской помощи.
Модель 1: Страховая модель, в основе которой роль страховщиков возлагается на территориальные фонды обязательного медицинского страхования15
ПЛЮСЫ | РИСКИ |
ИСТОЧНИКИ
Консолидация источников финансирования через страховые взносы и налоги позволит четко определять и фиксировать расходы на здравоохранение, приведет к большей финансовой устойчивости системы. В Российской Федерации существует система ОМС, не будет требоваться создание новой административной структуры и системы налогообложения. Высокая прозрачность,
управляемость и |
ИСТОЧНИКИ
Обилие источников финансирования ПГГ приводит к размыванию ответственности, сложностям планирования средств. Увеличения ставки
страховых взносов для Потребуется усиление мер ответственности по оплате неработающего населения и возможно ведение дополнительного источника финансирования через налоги. |
КАНАЛЫ
Концентрация каналов в системе ОМС позволит добиться прозрачности потоков и определить реальные расходы на медицинскую помощь по ПГГ. Потребуется ликвидировать неэффективных посредников и как следствие будет устранено дублирование функций ОМС и СМО и излишние административные издержки, в том числе издержки, связанные с прохождением средств через другие каналы (бюджеты). Будет четко разделена функция заказчика медицинской помощи (государство), плательщика(страховые фонды) и исполнителя (ЛПУ), что приведет к более эффективному расходованию ресурсов. |
КАНАЛЫ
Имеющиеся СМО являются только дополнительным звеном в доведении средств в ЛПУ. Они не заинтересованы в повышении качества медицинской помощи и снижении издержек.. Недовольство СМО при их удалении из системы. Потребуется обучить персонал фондов ОМС эффективному ведению дел с учетом функций, которые на СМО. Введение централизации системы ОМС может вызвать недовольство субъектов Российской Федерации. Необходимо определить соподчиненность и функции ОМС по отношению к региональным органам управления здравоохранением. |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
СРЕДСТВ В ЛПУ
Заключение контрактов с ЛПУ позволит создать конкуренцию по качеству между ЛПУ и повысит эффективность расходования государственных ресурсов. Введение единой тарифной политики, внедрение механизмов выравнивания рисков позволит выравнивать качество и объемы медицинской помощи |
РАПРЕДЕЛЕНИЕ
СРЕДСТВ В ЛПУ
Потребуется обучение персонала системы ОМС, разработка и внедрение новых методов оплаты за медицинскую помощь. Поэтапный переход бюджетных учреждений в автономные учреждения. Неэффективная деятельность АУ может привести к их банкротству, что возможно повлияет на снижение доступности медицинской помощи. Отсутствие конкуренции в выборе страховщика. |
Информация о работе Совершенствование финансового обеспечения здравоохранения в РФ