Современная банковская система Российской Федерации: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе определены следующие задачи:
рассмотреть этапы становления банковской системы;
рассмотреть последствия реформ банковской системы;
провести анализ банковской системы России в условиях мирового финансового кризиса;
раскрыть сущность и принципы организации банковской системы России;
раскрыть роль и значение Банка России в банковской системе;
рассмотреть структуру банковской системы России;
определить перспективы развития банковской системы России.

Содержание

Введение 3
1. Этапы формирования кредитной системы 4
1.1.История становления банковской системы в XIX веке – начале XX века 4
1.2. Кредитная реформа 80-х годов 9
1.3. Банковская система России в 90-е годы 11
2 Банковская система в условиях кризиса 15
2.1. Банки России после кризиса 1998 года 15
2.1.1.Внешние ресурсы банков России 16
2.2.Банковский кризис 2008 года 17
2.3. Воздействие кризиса на банки России 19
3 Современная банковская система России 21
3.1Структура и динамика банковской системы России 25
3.2. Обзор банковской сферы РФ 29
4 Анализ развития и перспективы совершенствования банковской системы России 34
4.1.Банковский сектор в 2010 г. и перспективы развития в 2011году 34
4.2. Направления совершенствования регулирования банковской системы России 35
4.3. Основные задачи Правительства Российской Федерации и Банка России по изменению модели развития банковского сектора Российской Федерации 37
Заключение 40

Работа состоит из  1 файл

Курсач переделка.doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)

     В начале 1900-х гг. Государственный  банк России считался одним из самых крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений. Госбанк постоянно поддерживал коэффициент золотого запаса на очень высоком по международным масштабам уровне. И для западных инвесторов это было гарантом сохранности их капиталов в России.

     Новый этап в деятельности Госбанка начался  после революции 1917 г., в результате чего изменились не только направления  его деятельности, но и сама сущность Государственного банка.

     Крупнейшим  капиталистическим банком дореволюционной  России был Русско-Азиатский банк, имевший 85 отделений в различных регионах страны и 17 зарубежных филиалов. К 1872 г. банковская система России состояла из государственного банка, общественных городских и земельных банков и частных банков долгосрочного и краткосрочного кредитования. Широкое развитие банковской системы было прервано Первой мировой войной и все же к 1914 г. в России насчитывалось 600 кредитных учреждений и 1800 отделений банков, делившихся на государственные, общественные и частные. После Октябрьской революции 1917 г. банковская система России в результате национализации банков была фактически ликвидирована.

     В Декрете ЦИК от 14 декабря 1917 г. о  национализации банков было указано, что  он издается «в интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковской спекуляции и всемирного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковским капиталом и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого Народного банка Российской республики" Декрет объявил банковское дело монополией государства и объединил все существовавшие в данный период времени частные акционерные банки и банкирские конторы с Государственным банком, которому были переданы их пассивы и активы. В течение 1918-1919 гг. были ликвидированы все виды дореволюционных кредитных учреждений (земельные и городские банки, общества взаимного кредита). Банковскую деятельность монопольно осуществлял Государственный банк, переименованный в Народный банк РСФСР. Однако и он декретом СНК от 19 января 1920 г. был упразднен, а его активы и пассивы переданы Бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.

     Переход к НЭПу несколько оживил банковскую деятельность. Декрет СНК от 30 июня 1921 г. отменил всякие ограничения  денежных сумм, которые могли находиться в руках частных лиц, а также установил впервые в советском законодательстве начало неприкосновенности вкладов и банковской тайны. Но после НЭПа было запрещено вексельное обращение, закрыты товарные и фондовые биржи. Это надолго прервало естественный процесс исторического развития кредитной системы России [ 10 ]

     Глубокий  экономический, социальный и финансовый кризис, охвативший все стороны жизни  нашего общества, не мог не отразиться на становлении банковской системы  России. Четко организованная банковская система является одним из важнейших атрибутов рыночной экономики, ее центральным звеном. Расчетные и кредитные правоотношения составляют значительный объем всех хозяйственных отношений между предпринимателями - физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы. Они являются неотъемлемым элементом рыночной системы экономики, которая строится на партнерских отношениях, предполагающих взаимный интерес и соответственно возмездный характер этих отношений. Расчетные и кредитные отношения осуществляются с участием кредитных организаций (банков).

     Банки в условиях рыночной экономики являются главными звеньями кредитной системы. Банковским законодательством СССР и России 1988-1991 гг. одноуровневая  структура банковской системы была преобразована в двухуровневую, включающую Центральный банк Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Первый уровень - Центральный банк Российской Федерации, второй - коммерческие банки.

     В соответствии с законодательством создана сеть коммерческих банков: универсальных и специализированных, региональных и отраслевых. Но как и во всех странах с рыночной экономикой, Центральный банк РФ является основным звеном банковской системы. В течение 1988-1989 гг. в Российской Федерации было создано более 150 коммерческих и кооперативных банков в основном на базе денежных накоплений отдельных отраслей промышленности. По состоянию на 1 июля 1996 г. число коммерческих банков в России составило 2150.

     Но  с 1996 г. началось их сокращение. Причем не только за счет снижения темпов роста банков, а в связи с их банкротствами, ухудшением финансового положения. При этом особенно резко стало уменьшаться количество паевых, мелких банков и банков с иностранным участием. На 1 октября 1997 г. количество коммерческих банков сократилось до 1764.

     В настоящее время в Российской Федерации преобладают мелкие и  средние банки. По данным Банка России, на 1 июля 2008 г. в России зарегистрировано 1258 кредитных организаций (на 1 июня 2008 г. - 1265), в том числе 1204 банка (на 1 июня 2008 г. - 1212) и 54 небанковские организации. По форме собственности банки делятся на государственные, частные, смешанные, в соответствии с организационно-правовой формой - на акционерные (открытого или закрытого типа), паевые, и с дополнительной ответственностью (в Российской Федерации таких банков нет). Основная часть банков сосредоточена в Центральном районе, причем наибольшее количество - в Москве. В основном преобладают универсальные банки, и практически не развита сеть специализированных банков, в частности ипотечных.

     И все же банковская система Российской Федерации постепенно совершенствуется. При этом политика Центрального банка  РФ направлена на повышение устойчивости и надежности банковской системы.[10] 
 
 
 
 
 
 

    1.   Кредитная реформа 80-х годов.
 

         В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам. Структура банковской системы складывалась под влиянием общей структуры управления народным хозяйством. В соответствии с основными направлениями радикальной экономической реформы при перестройке управления экономикой в стране было создано 7 комплексов, в том числе 5 комплексов связанных с промышленностью и строительством(топливно-энергетический, машиностроительный, металлургический, химико-лесной и строительный комплексы), а также аграрно-промышленный и социальный комплексы. Промстройбанк стал взаимодействовать со строительными и промышленными комплексами, Агропромбанк стал обслуживать интересы агропромышленного комплекса и, наконец, Жилсоцбанк – потребности социального комплекса. Каждый тип народнохозяйственного комплекса получил как бы поддержку в виде специального банка, осуществляющего его кредитно-расчётное обслуживание. Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым спец.банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были переданы спец.банкам.

       Основная задача этой реорганизации  банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация носила более негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трёх банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка) по существу была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, спец.банков. Специализированные банки напоминали те же банковские министерства, только размером поменьше. Управление всё также осуществлялось из центра (сверху вниз). Экономически Правление специализированного банка было зависимо от Правления Госбанка СССР, который, как и раньше, забирал ресурсы, собранные низовыми периферийными спец.банками, и на платной основе наделял ими то или иное специализированное кредитное «министерство». Логика централизованного управления ещё какое-то время была живучей. Ни Правление Госбанка, ни правления спецбанков не были заинтересованы в передаче власти местным органам, командный стиль продолжал сохраняться.

     Центральная, одноярусная структура банковской системы закрепляла сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как прежде, закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его зарплаты и др.

     К тому же в эти годы нарастало ослабление финансовой базы государства и предприятий. Государственный бюджет страны в 1988-1990 гг. был сведён с большим дефицитом. Так, в 1989 г.бюджетный дефицит составил 92 млрд.руб., в 1990 г.-59 млрд.руб. Безусловно, это не могло сказаться на кредите, давление на который как источник удовлетворения потребности страны и предприятий в денежных ресурсах существенно увеличилось. Из народного хозяйства кредиты стали перекочевывать в покрытие бюджетных потребностей. Положение усугублялось тем, что доходы и расходы также не были сбалансированы, рост денежной массы опережал темп роста товарооборота и услуг, оказываемых населению. Всё это неизбежно вызвало инфляцию, а значит, и девальвацию ссудного фонда, снижение эффективности его использования, что усугубляло и без того сложное положение банков. Немаловажное значение в снижении эффективности банковской реформы имело и то, что к её началу не было полного осмысления роли банка в экономической реформе в целом. Концепция перестройки кредитной системы во многом ещё носила отпечаток старых представлений о монополии Государственного банка, о преувеличенных его возможностях в управлении экономикой. Вся эта система не отвечала задачам, в развивающихся товарно-денежных отношениях.

     Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло  вести торговлю деньгами или создавать  денежные рынки. Каждый банк реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные методы управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.

     В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно назвать упорядочение безналичных расчётов, прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также выдачи кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных средств, приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд.руб. Однако такие позитивные меры существенно нивелировались отрицательными последствиями банковской реформы.

     Тем не менее, в результате проведения этого  этапа банковской реформы совершенно определённо обозначились и позитивные результаты. К их числу необходимо отнести наметившийся переход к  новому типу банковской системы: попытка разделения эмиссионной и кредитной функции Госбанка. К лучшему менялся кредитный механизм. Наряду с банковским кредитом пробивал к себе коммерческий кредит. Постепенно возникали новые формы обслуживания клиентов: факторинг, лизинговые операции. Параллельно с новыми банками в стране начали более активно формироваться другие рыночные структуры: биржи, всевозможные посреднические организации, производственные ассоциации и т.д. Постепенно вызревали условия для дальнейшей модернизации или трансформации банковской системы. 

    1.3. Банковская система России в 90-е годы

      К 1990 г., т.е. к моменту принятия "Закона о банках и банковской деятельности", в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из следующих трех ярусов:

Структура кредитной системы  Российской Федерации  на конец 1992 г:

I. Центральный  банк РФ.

II. Банковская  система:

  • коммерческие банки;
  • Сберегательный банк РФ.

Ш. Специализированные небанковские кредитные институты;

  • страховые компании;
  • инвестиционные фонды;
  • прочие.

      Нынешняя  структура кредитной системы  РФ приближается к модели кредитной  системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Создание последнего возможно в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.

      Новая банковская система пока развивается сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков - 1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества. Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффектно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того, характерными негативными сторонами всей банковской системы являются нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.

Информация о работе Современная банковская система Российской Федерации: проблемы и перспективы развития