Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 22:35, курсовая работа
Розничная торговля – вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Это наиболее распространенное определение понятия розничной торговли, содержащееся в нормативно-правовых документах[2, с.95].
Данный вид деятельности имеет договорной характер, и его юридическая основа закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации.
1 Теоретические основы розничной торговли…………………………………..3
1.1 Сущность и функции розничной торговли…………………………….……3
1.2 Формы розничной торговли……………………………………………….....5
1.3 Методы розничной продажи товаров……………………………………....10
2. Анализ коммерческой деятельности на примере ООО «Евросеть»……….20
2.1 Характеристика и структура предприятия……………………………..…20
2.2 Анализ товарооборота и ассортимента товаров…………………………...21
2.3 Анализ эффективности использования основных фондов и производственных мощностей……………………………………………….…24
2.4 Анализ прибыли и рентабельности……………………………………...…27
3. Совершенствование методов и форм розничной торговли………..……….28
3.1 Формирование системы обучения принимаемых на работу продавцов-консультантов……………………………………………………………………28
3.2 Технологическая планировка торгового зала магазина и его эффективность………………………………………………………………..….29
3.3 Характеристика методов продаж, применяемых в магазине и их эффективность…………………………………………………………….…..…30
Заключение………………………………………………………………….……33
Список использованной литературы………………………………………...…35
Приложение А - Показатели эффективности хозяйственной деятельности ООО «Евросеть»……………………………………………………………..…..36
Приложение Б - Месячный товарооборот ООО «Евросеть»……………....….37
Приложение В - Доли количества продаж SIM-карт в компании ООО «Евросеть»………………………………………………………………….…….38
Содержание
1 Теоретические основы
1.1 Сущность и функции розничной торговли…………………………….……3
1.2 Формы розничной торговли………………
1.3 Методы розничной
продажи товаров…………………………………….
2. Анализ коммерческой деятельности на примере ООО «Евросеть»……….20
2.1 Характеристика и структура предприятия……………………………..…20
2.2 Анализ товарооборота и
2.3 Анализ эффективности
использования основных фондов
и производственных мощностей……
2.4 Анализ прибыли и
рентабельности……………………………………..
3. Совершенствование
методов и форм розничной
3.1 Формирование системы
обучения принимаемых на
3.2 Технологическая планировка торгового
зала магазина и его эффективность……………………………………………
3.3 Характеристика методов
продаж, применяемых в магазине
и их эффективность………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...…
Приложение А - Показатели
эффективности хозяйственной
Приложение Б - Месячный товарооборот ООО «Евросеть»……………....….37
Приложение В - Доли количества
продаж SIM-карт в компании ООО «Евросеть»……………………………………………………
1 Теоретические основы розничной торговли
1.1 Сущность и функции розничной торговли
Розничная торговля –
вид предпринимательской
Данный вид деятельности имеет договорной характер, и его юридическая основа закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом[1, с. 58].
Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:
- удовлетворение потребностей населения в товарах;
- доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
- поддержание баланса между предложением и спросом;
- воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
- совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей[8, с. 25].
Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.
Услуга розничной торговли – это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.
Классификация услуг торговли и общие требования к ним установлены ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования»[3, с. 97].
Услуги розничной торговли включают:
1. реализацию товаров;
2. оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
3. информационно-
4. создание удобств покупателям.
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов:
- формирование ассортимента;
- приемка товаров;
- обеспечение хранения;
- предпродажная подготовка;
- выкладка товаров;
- предложение товаров покупателю;
- расчет с покупателем;
- отпуск товара.
К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят:
- прием и исполнение заказов на товары;
- организацию доставки товаров;
- упаковывание купленных в магазине товаров;
- комплектование и улучшение упаковывания подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;
- оценку ювелирных изделий на дому;
- оценку антиквариата на дому;
- реализацию товаров в кредит;
- организацию работ по послепродажному обслуживанию;
- организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине;
Информационно-консультационные услуги включают:
- предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видео средствами;
- консультации специалистов по товарам;
- проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).
В состав услуг по созданию удобств покупателю входят:
- организация и создание мест отдыха;
- предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);
- гарантированное хранение купленных товаров;
- прием и хранение вещей покупателей;
- организация питания покупателей;
- реализация продуктов питания с потреблением на месте;
- парковка личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина.
1.2 Формы розничной торговли
Наибольшее развитие в розничной торговле получили товаропроизводящие отрасли и в первую очередь предприятия легкой и текстильной промышленности. В отделах по торговле государственных органов управления происходит определённая аккумуляция основных данных о продаже товаров и товарных запасов по ассортиментной и внутригрупповой структуре, а также данных об объёмах неудовлетворенного спроса. Самые точные данные о внутригрупповой структуре ассортимента товаров можно получить только в основном звене системы розничной торговли, но подобная работа нуждается в организации и проведении четкого учета по объемам реализации по ассортиментным группам с одновременной регистрацией неудовлетворенного спроса и поступивших требований отдельных покупателей.
В передовых странах мира для решения данной проблемы используются единые универсальные штриховые коды по каждому товару, служащие его индикатором, и специальные этикетки на продовольственные товары, приспособленные для автоматического считывания с помощью кассовых терминалов. Сведения о продаже товаров передаются по телефонным, телетайпным, телефаксным каналам связи в вычислительный центр торговой компании.
Рекламная компания должна
формироваться в различных
Виды розничной торговли:
1. Стационарная торговая сеть является наиболее распространённой, включает в себя как крупные современные, технически-оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, торговые автоматы.
Существует много видов магазинов, среди них:
- традиционное обслуживание через прилавок;
- магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам; в результате сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации. Оплата за отобранные товары проводится в узлах расчёта, обслуживаемых контролерами-кассирами;
- магазины типа "магазин-склад", в которых товар не выкладывается на витрины, полки, что значительно снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа осуществляется по более низким ценам;
- магазины, торгующие по каталогам. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталог, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу либо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар. При торговле по предварительным заказам оплата может быть разная: при получении товара, в форме предоплаты или путем почтового перевода; выполнение заказа часто сопровождается доставкой товара непосредственно по адресу покупателя;
- продажа через торговые автоматы. Торговые автоматы удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Их устанавливают внутри магазина или вне него (на улицах, вокзалах, в кафе и т.д.). Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, сигареты, канцелярские принадлежности, открытки и др.).
2. Передвижная торговая сеть способствует приближению к покупателям и оперативному его обслуживанию.
Виды торговли:
- разносная с применением лотков и других несложных устройств;
- развозная с использованием автоматов, вагонолавок;
- прямая продажа на дому.
3. Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами, некоторой продукцией производственно-технического назначения (запасные части, инструмент, резино-технические изделия, подшипники и др.). Большое удобство для населения заключается в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа[14, c. 58].
Электронная торговля получила достаточно широкое распространение за рубежом как новый вид безмагазинной торговли. При этой форме покупатель с помощью персональных компьютеров может выбрать по каталогам необходимую модель изделия и одновременно осуществить оплату выбранных товаров с использованием специальных кредитных карточек.
Многообразные формы и методы розничной торговли не могут быть эффективными без качественного оказания комплекса дополнительных услуг, среди них выделяют три вида:
а) связанные с покупкой товаров, т. е. приём заказов, компетентные консультации, упаковка товаров и их доставка на дом;
б) услуги, оказываемые
покупателям после приобретения
товаров: установка и наладка
сложных видов электронной
в) услуги, сопутствующие эффективной реализации товаров: благоприятная и уютная атмосфера с высокой культурой обслуживания; организация буфетов, кафе типа "бистро", комнат отдыха и детских комнат, камер хранения, стоянок для автомобилей, ремонтные мастерские и др.
Услуги могут быть
платными и бесплатными, но все они
реализуются в целях
В структуре розничной торговле учитывается ассортиментный признак. Товары обычно объединяются в соответствующие группы по признаку производственного происхождения или потребительского назначения.
В розничной торговле в связи с этим функционируют различные виды магазинов:
1) Специализированные
магазины занимаются
2) Узкоспециализированные магазины продают товары, составляющие часть товарной группы (мужская одежда, рабочая одежда, шёлковые ткани и др.);
3) Комбинированные магазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп, отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей (книги и плакаты, хлебобулочные и кондитерские изделия, вино, фрукты, меха и др.);
4) Универсальные магазины продают товары многих товарных групп в специализированных секциях;
5) Смешанные магазины
реализуют товары различных
Показателем, характеризующим объёмы и качество розничной торговли является товарооборот.
Розничный товарооборот – объём реализации товаров в денежном выражении. Он характеризует заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу потребления, констатирует общественное признание стоимости и потребительской стоимости части общественного продукта в виде конкретных видов товаров; отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объёмом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами.