Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 22:35, курсовая работа
Розничная торговля – вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Это наиболее распространенное определение понятия розничной торговли, содержащееся в нормативно-правовых документах[2, с.95].
Данный вид деятельности имеет договорной характер, и его юридическая основа закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации.
1 Теоретические основы розничной торговли…………………………………..3
1.1 Сущность и функции розничной торговли…………………………….……3
1.2 Формы розничной торговли……………………………………………….....5
1.3 Методы розничной продажи товаров……………………………………....10
2. Анализ коммерческой деятельности на примере ООО «Евросеть»……….20
2.1 Характеристика и структура предприятия……………………………..…20
2.2 Анализ товарооборота и ассортимента товаров…………………………...21
2.3 Анализ эффективности использования основных фондов и производственных мощностей……………………………………………….…24
2.4 Анализ прибыли и рентабельности……………………………………...…27
3. Совершенствование методов и форм розничной торговли………..……….28
3.1 Формирование системы обучения принимаемых на работу продавцов-консультантов……………………………………………………………………28
3.2 Технологическая планировка торгового зала магазина и его эффективность………………………………………………………………..….29
3.3 Характеристика методов продаж, применяемых в магазине и их эффективность…………………………………………………………….…..…30
Заключение………………………………………………………………….……33
Список использованной литературы………………………………………...…35
Приложение А - Показатели эффективности хозяйственной деятельности ООО «Евросеть»……………………………………………………………..…..36
Приложение Б - Месячный товарооборот ООО «Евросеть»……………....….37
Приложение В - Доли количества продаж SIM-карт в компании ООО «Евросеть»………………………………………………………………….…….38
Независимо от применяемого метода продажи товаров работники магазинов должны строго соблюдать правила торговли, содержащиеся в основных правилах работы магазина, правилах розничной торговли отдельными продовольственными и непродовольственными товарами и в других документах (санитарных правилах для продовольственных магазинов, правилах пользования мерами и измерительными приборами и т.д.)[11, с. 74].
Помимо рассмотренных выше методов розничной продажи товаров в зарубежной практике получили распространение и другие, достаточно эффективные методы продажи товаров. Например, тенденция приближения розничного обслуживания к потребителю нашла свое выражение в торговле через автоматы. Наибольшее распространение она получила в США, где через автоматы ежегодно реализуется свыше 1,5% розничного товарооборота. Здесь с помощью автоматов продаются, кроме табачных и кондитерских изделий, книги, аптекарские и косметические товары, канцелярские принадлежности и предметы домашнего обихода. Имеются полностью автоматизированные магазины, где торговля производится круглосуточно.
Торговля по почте – особая форма универсальной торговли без магазина. Посылочная торговля получила большое распространение в высокоразвитых странах. В Великобритании эту форму торговли используют 18 млн человек – почти треть населения страны.
В Германии с помощью посылочной торговли осуществляется свыше 5% объема розничного товарооборота. Главное удобство посылочной торговли для населения – продажа товаров в кредит с рассрочкой платежа. При покупке товара покупатель обязан уплатить 5% стоимости товара (товар высылается на седьмой день после оформления заказа), а остальная сумма погашается в течение 5-9 месяцев в зависимости от вида товара.
Электронная коммерция (виртуальная торговля). В последние годы появился новый вид безмагазинной торговли, имеющей много общего с почтовой, - "электронная", под которой понимается осуществление покупок на дому с помощью персональных компьютеров. Оплата за купленный товар также осуществляется через компьютер при помощи специальных кредитных карточек.
Перспектива этой торговли
обусловлена прогрессирующим развитием в стране интернета,
а также достаточно высокой подготовленностью
многих корпоративных и индивидуальных
пользователей к применению информационно-
За рубежом постоянно слышатся сообщения, что крупные предприятия или целые отрасли отныне будут совершать свои закупки через интернет или что создают в нем свои постоянные электронные торговые сайты. Электронные сделки между этими предприятиями и корпорациями резко снижают издержки при покупке и продаже сырья, товаров, продукции. Электронная торговля между предприятиями (бизнес-партнерами) получила название "бизнес-бизнес". На первом этапе развития электронной коммерции этот вид торговли между бизнес-партнерами должен получить в России приоритетное направление развития, учитывая остроту проблемы поставки продукции для госнужд посредством предприятий.
Развитие этих видов электронной коммерции позволит активно включить Россию в передовую эру научно-технического прогресса, чем весьма характерен наступивший XXI век – век электронной торговли.
2. Анализ коммерческой деятельности на примере ООО «Евросеть»
2.1 Характеристика и структура предприятия
«Евросеть» - крупнейшая
компания, работающая на рынке сотового
ритейла и ведущий дилер
«Евросеть» была основана в 1997 г. российскими предпринимателями Тимуром Артемьевым и Евгением Чичваркиным, и первая ее розничная торговая точка открылась в Москве 2 апреля 1997 г. В период между 1997 и 1999 гг. «Евросеть» открыла еще 5 магазинов, а затем развернула первую крупномасштабную рекламную кампанию с целью ускорения развития своей сети в Москве. Вслед за первой кампанией в 2000 г. была введена политика конкурентных низких цен. В 2003 г. группа начала расширять свою деятельность, продвигаясь в российские регионы, и в 2003 г. открыла 117 розничных торговых точек в Москве и других регионах России.
В 2001-2004 гг. «Евросеть» достигла ряда договоренностей с компаниями LG, Motorola, Samsung, Sony-Ericsson, Sagem, Philips, Pantech, а в январе 2005 г. - с фирмой Nokia, и в результате она предлагает широкий ассортимент продукции указанных производителей.
Коммерческая деятельность компании «Евросеть» носит централизованный и вертикально-интегрированный характер, и за ней осуществляется постоянный и строгий контроль из Москвы (где расположена управляющая компания). Централизованная модель ведения коммерческой деятельности обеспечивает жесткий контроль за всеми корпоративными решениями по операционным, финансовым и инвестиционным вопросам.
Количество проданных сотовых телефонов компанией в 2009 году составило более 12,117 млн. шт. или 1,23% от мировых продаж сотовых телефонов. Т.е. в салонах компании был продан каждый 80-ый сотовый телефон, проданный в мире. Количество чеков за 2009 год в розничной сети компании составило около 290 млн.шт. Количество посетителей салонов компании в 2009 году оценивается в более 700 млн. человек. Общее число сотрудников компании на конец 2009 года - 34 300 человек.
Уставный капитал ООО «Евросеть» составляет 8000000 рублей.
2.2 Анализ товарооборота и ассортимента товаров
Для всесторонней оценки эффективности деятельности ООО «Евросеть» необходим анализ системы показателей, отражающих состояние хозяйственной деятельности предприятия: товарооборот; издержки обращения; прибыль; рентабельность.
В приложении А (Показатели эффективности хозяйственной деятельности ООО «Евросеть») приведена оценка результатов хозяйственно-финансовой деятельности фирмы «Евросеть» за период 2009-2010 гг. Исходя из данных приложения, можно сделать следующие выводы: за 2010 год ООО «Евросеть» показал прирост товарооборота на 12,31%, балансовой прибыли на 16,99% (за счет снижения издержек обращения путем заключения договоров с несколькими новыми оптовыми поставщиками, предлагающими более выгодные цены).
Расчеты произведены по следующим формулам:
1. БП = ТО – ИО, где БП - балансовая прибыль, ТО – товарооборот (без НДС),
ИО – издержки обращения.
2. Н = (БП/ИО)*100%, где Н – наценка.
3. Руд = (БП/ТО)*100%, где Руд - удельная рентабельность.
4. ПТ = ТО/Чр, где ПТ – производительность труда, Чр – численность работающих.
5. Ф = ТО/ ОФ, где Ф – фондоотдача, ОФ – стоимость основных фондов.
6. ЗПср = Фот/ Чр, где ЗПср - средняя заработная плата, Фот – фонд оплаты труда.
Сравнение помесячного товарооборота ООО «Евросеть» за 2009-2010 год представлены в приложении Б (Месячный товарооборот ООО «Евросеть»).
Как видно, реализации присуща некоторая сезонность, которая особенно заметна перед праздниками 23 февраля и 8 марта, а также перед Новым годом. Некоторое снижение продаж отмечается летом, когда потенциальные покупатели уезжают отдыхать.
В приложении В (Доли количества продаж SIM-карт в компании ООО «Евросеть» ) представлено распределение долей количества продаж SIM-карт сотовых операторов компанией «Евросеть».
Полученная картина повторяет результаты текущего положения рынка сотовой связи. Основные игроки российского рынка – операторы «большой тройки» – остаются на своих неизменных позициях последний год. МТС прибавил к июньским показателям 2010 года примерно 380 тыс. абонентов и достиг общего показателя 78,5 млн. абонентов, «Мегафон» сейчас обслуживает 32,9 млн. абонентов, увеличив свою базу за месяц на 615 тыс. абонентов. При этом необходимо отметить, что превышение подключений Билайна над МТС во многом обусловлено активной рекламной политикой Билайна, благодаря которой компания имеет наибольший прирост абонентов за последнее время.
Далее будет анализироваться деятельность конкретного салона «Евросеть», расположенного по адресу: г. Орел, пл. Карла Маркса, 5/7.
Таблица 1 - Экономические показатели салона
№ п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2009 |
2010 |
Изменения | ||
+/- |
% | ||||||
1 |
Товарооборот (без НДС) |
Тыс.руб. |
6925 |
7520 |
595,00 |
8,59 | |
2 |
Издержки обращения |
Тыс.руб. |
4467 |
4799 |
332,00 |
7,43 | |
3 |
Стоимость основных производственных фондов |
Тыс.руб. |
226 |
242 |
16,00
|
7,08
| |
4 |
Численность работающих |
Чел. |
9 |
9 |
0,00 |
0,00 | |
5 |
Фонд оплаты труда |
Тыс.руб. |
1678 |
1824 |
146 |
8,70 | |
6 |
Балансовая прибыль |
Тыс.руб. |
2458 |
2721 |
263 |
10,70 | |
7 |
Наценка |
% |
55,03 |
56,7 |
1,67 |
3,04 | |
8 |
Удельная рентабельность |
% |
35,49 |
36,18 |
0,69 |
1,94 | |
9 |
Производительность труда |
Руб./чел. |
769,44 |
835,56 |
66,11
|
8,59 | |
10 |
Фондоотдача |
Руб./чел. |
30,64 |
31,07 |
0,43 |
1,41 | |
11 |
Средняя заработная плата |
Тыс.руб./чел. |
186,44 |
202,67 |
16,22 |
8,70 |
Анализ таблицы 1 позволяет говорить о положительной динамике развития салона компании в 2009-2010 году, что подтверждает его конкурентоспособность, основанную на расчетах экономической эффективности.
2.3 Анализ эффективности использования основных фондов и производственных мощностей
Салон владеет следующими основными производственными средствами (таблица 2).
Таблица 2 - Основные производственные фонды (на 1 января 2011г.)
№ |
Фонды
|
Стоимость,1 января 2010 года, тыс.руб. |
Выбыло |
Обновление |
Стоимость, 1 января 2011 года, тыс. руб. |
1 |
Стулья для Персонала (4 шт.) |
24 |
4 |
6 |
26 |
2 |
Стол-стойка |
42 |
0 |
0 |
42 |
3 |
Витрины(4 шт.) |
80 |
0 |
0 |
90 |
4 |
Стол и 2 стула для клиентов |
32 |
6 |
8 |
34 |
5 |
2 компьютера и 2 принтера |
48 |
5 |
7 |
50 |
Итого |
226 |
15 |
21 |
242 |
Таким образом, сумма производственных фондов составляет 242 тыс. рублей. Все основные производственные фонды активны, что подтверждает высокую эффективность их использования.
Рассчитаем коэффициенты, характеризующие основные фонды.
О том, насколько
быстро идет этот процесс,