Статистика доходов и расходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, рассмотрение и изучение важнейших составляющих - доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации и изучение их наиболее важных статистических показателей. Основная задача работы – просчитать важнейшие статистические показатели состояния бюджета и их динамические изменения.

Содержание

Введение 2
I. Сущность, функции и состав бюджетной системы Российской Федерации 3
1.1. Сущность и функции государственного бюджета 3
1.2. Состав и структура доходов государственного бюджета России 6
1.3. Состав и структура расходов государственного бюджета России 10
II. Расчеты статистических показателей в рамках государственного бюджета Российской Федерации 18
2.1. Доходы государственного бюджета 18
2.2. Расходы государственного бюджета 23
2.3. Профицит государственного бюджета 30
Заключение 35
Список использованной литературы и источников 36

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 553.50 Кб (Скачать документ)
 

 Структура доходов в федеральном бюджете на 2007 год

 Диаграмма 1.2.1.                                                           

    [7]

Доходы  бюджета любого уровня включают абсолютно все доходы, поступающие в бюджет данного уровня, узаконенные действующими нормативными актами. Доходы бюджетов делятся на ряд групп:

Налоговые доходы – это введенные Налоговым кодексом РФ налоговые платежи:

- налог  на прибыль

- налог  и взносы на социальные нужды (ЕСН);

- налоги  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской  Федерации,  в том числе акцизы (НДС и акцизы);

- налоги  на товары, ввозимые на территорию  Российской Федерации, в том  числе акцизы;

- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

- государственная  пошлина.

Неналоговые доходы – это доходы, не имеющие формы налогов: доходы от внешнеэкономической деятельности (эти доходы обеспечивают наибольшие денежные поступления в бюджет среди неналоговых доходов, они составили в 2007 году 35,25% от всей суммы доходов); доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; прочие неналоговые доходы; доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет; безвозмездные поступления; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; доходы от рыночной продажи товаров и услуг; целевые отчисления от государственных  и муниципальных лотерей.

К группе доходов в форме безвозмездных отступлений относятся, прежде всего, доходы, получаемые их бюджетов других уровней бюджетной системы, то межгосударственных объединений.

   Любой поступающий в бюджет доход имеет  закрепленного за ним администратора. Коды бюджетной классификации доходов в виде двадцатизначного числа содержат исчерпывающую информацию об администраторах доходов, дают представление о группе доходов и о бюджете, в который они поступают, а также о том, срочный это платеж или просроченный с уплатой пени, штрафов и т.п.[3]

1.3. Состав и структура расходов государственного бюджета России

    Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникает между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям (отраслевое, целевое, территориальное назначения) средств бюджетного фонда.

    Формирование  расходов базируется на следующих принципах:

  • единые методологические основы;
  • существующие нормативы минимальной бюджетной обеспеченности; 
    органы местного самоуправления имеют право увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг, в соответствии с имеющимися своими финансовыми возможностями.

    Главным источником денежных поступлений в бюджет является: национальный доход, национальное богатство, внутренние и внешние займы.

    Расходы федерального бюджета  РФ классифицируются:

 1) по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и с содержанием непроизводственной сферы. Такое разграничение позволяет более детально анализировать роль государства и значение бюджета в регулировании экономического и социального развития общества.

    2) по функциональному назначению — на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.

    Каждый  вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная отражает экономическую природу явления и устанавливает назначение бюджетных расходов, а количественная – их величину.

    Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания также подразделяются на текущие расходы и затраты капитального характера – капитальные расходы.

      Основная часть средств приходится  на текущие расходы. Эти расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией. Они включают расходы на закупки товаров и услуг, труд государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

    Капитальные расходы – это расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Они включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт и т.д.

    В условиях перехода на рыночные отношения  структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения — резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения.

    Однако  и в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора экономики продолжает сохранять свое важное значение. [2]

    Рассмотрим  расходы Федерального бюджета Российской Федерации на 2007 год.  
 

    Расходы Федерального бюджета  Российской Федерации на 2007 г

    Таблица 1.3.1.             

Наименование расходов % Сумма ( млн. руб.)
Общегосударственные вопросы 14,80% 808196,5
Национальная  оборона 15,00% 822035,9
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 12,10% 662867,2
Национальная  экономика 9,10% 497229,5
Жилищно-коммунальное хозяйство 1,00% 53024,5
Охрана  окружающей среды 0,10% 8096,5
Образование 5,10% 277939,3
Культура, кинематография и СМИ 1,20% 67804,6
Здравоохранение и спорт 3,80% 206373,5
Социальная  политика 3,90% 215565,7
Межбюджетные  трансферты 33,80% 1844346,5
Итого: 100% 5463479,7
 

                    Структура расходов  в федеральном  бюджете на 2007 год

    Диаграмма1.3.1. 

     [7] 

Как следует из таблицы, расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат:

     государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства;

     финансирование:

  • социально-культурных мероприятий,
  • обороны страны,
  • правоохранительной деятельности,
  • международного сотрудничества,
  • погашение и обслуживание государственного долга;
  • финансовая поддержка регионов.

 Данное  деление бюджетных расходов, характеризуя отраслевые пропорции распределения бюджетных средств, позволяет осуществлять перераспределение государственных ресурсов в целях структурного преобразования общественного производства.

  1. К расходам на государственное управление и местное самоуправление относятся затраты на содержание соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления — представительной (законодательной) и исполнительной. Данные расходы, являясь материально-финансовой базой деятельности государственных органов, позволяют им осуществлять руководство экономикой.
  2. Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства охватывают средства, необходимые для содержания органов прокуратуры, внутренних дел и внутренних войск, уголовно-процессуальной системы, таможенных органов, органов налоговой полиции, пограничной службы и государственной безопасности.

    3.     В расходы на народное хозяйство главное место занимают отчисления в отрасли сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения и некоторые другие отрасли.

    Основные  средства направляются в топливно-энергетический и агропромышленный комплексы. Предусматривается финансовая поддержка по комплексному переустройству аграрного сектора. В этих целях средства направляются на проведение земельной реформы, поддержку развития фермерства, создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жилищное строительство на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.

    Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики; их преимущественное направление состоит в создании относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны концентрироваться на реализации пусковых программ, целевых программ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, мероприятий, связанных с социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с недостатком умственного и физического развития, детских домов.

    4. Значительные бюджетные средства  ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Это затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. Приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения. Гарантируется получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования.

    Значительное  внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений.

    Следует иметь в виду, что крупная часть  социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам (выплата пенсий).

    Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия  имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав – на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., данные расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.

Информация о работе Статистика доходов и расходов государственного бюджета