Статистика доходов и расходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, рассмотрение и изучение важнейших составляющих - доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации и изучение их наиболее важных статистических показателей. Основная задача работы – просчитать важнейшие статистические показатели состояния бюджета и их динамические изменения.

Содержание

Введение 2
I. Сущность, функции и состав бюджетной системы Российской Федерации 3
1.1. Сущность и функции государственного бюджета 3
1.2. Состав и структура доходов государственного бюджета России 6
1.3. Состав и структура расходов государственного бюджета России 10
II. Расчеты статистических показателей в рамках государственного бюджета Российской Федерации 18
2.1. Доходы государственного бюджета 18
2.2. Расходы государственного бюджета 23
2.3. Профицит государственного бюджета 30
Заключение 35
Список использованной литературы и источников 36

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 553.50 Кб (Скачать документ)

    5. Часть бюджетных средств направляется  на оборону. Расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин. В 2007 году расходы на оборону составляют 15% от общей суммы расходов Федерального. Конверсия военного производства финансируется не только за счет бюджетных ассигнований, но и целевого льготного кредита по перепрофилированию оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции, внебюджетных средств, отечественных и иностранных инвесторов.

    6. Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.). Финансирование затрат в сфере международной деятельности охватывает международное сотрудничество, реализацию международных договоров, культурных, научных и информационных связей.

    7. Наиболее значительный рост расходов  в последние годы произошел  по погашению и обслуживанию государственного и по расходам на финансовую поддержку территорий (до 13% к общему объему расходов федерального бюджета). Увеличение расходов по государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего и внешнего долга. [2]

    В составе капитальных расходов федерального бюджета формируется бюджет развития. Порядок и условия его формирования определяются федеральным законом. Он используется для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

    Средства  бюджета развития формируются за счет внутренних и внешних заимствований РФ на инвестиционные цели; части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности и др.

    Средства  бюджета развития направляются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности; исполнение обязательств Правительства РФ по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств бюджета развития.

    В области расходов бюджета имеют  место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения. В связи с этим выделяют основные задачи в области государственных расходов:

  1. сократить число федеральных целевых программ, т.е. обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах.
  2. снизить расходы на содержание государственного аппарата;
  3. продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
  4. повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
  5. снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
  6. усилить контроль за использованием бюджетных средств;
  7. обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование и др.[4]

 В практическом использовании бюджетных отношений  существуют три возможные состояния  бюджетного фонда - дефицитный, профицитный и сбалансированный. Они отражают различное соотношений доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

 Бюджетный дефицит отражает определенные изменения  в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов.

 Покрытие  дефицита бюджета может осуществляться путем займов или денежной эмиссии. Займы, осуществляемые путем выпуска  государственных ценных бумаг, увеличивают существующий спрос на деньги и ведут к повышению равновесной величины процентной ставки. Поскольку величина инвестиций с ростом процентных ставок уменьшается, конкуренция государственных ценных бумаг на денежном рынке ведет к сокращению инвестиций. [5] 

   II. Расчеты статистических показателей в рамках государственного бюджета Российской Федерации

2.1. Доходы государственного бюджета

   Таблица 2.1

Годы 2001 2002 2003 2004 2005
Доходы,

млн. руб.

1 193 482,9 2 125 718,2 2 417 791,8 2 742 850,4 3 326 041,1
 
2006 2007 2008
5 046 137,5 6 965 317,2 6 644 447,4

   n = 8; k = n – 1 = 7

   1) Определим абсолютные изменения показателей:

   Базисный  способ (    )

   y1б  = 2 125 718,2 – 1 193 482,9 = 932 235,3 млн. руб. >0 => рост

   y2б = 2 417 791,8 – 1 193 482,9 = 1 224 308,9 млн. руб. >0 => рост

   y3б  = 2 742 850,4 – 1 193 482,9 = 1 549 367,5 млн. руб. >0 => рост

   y4б  = 3 326 041,1 – 1 193 482,9 = 2 132 558,2 млн. руб. >0 => рост

   y5б  = 5 046 137,5 – 1 193 482,9 = 3 852 654,6 млн. руб. >0 => рост

   y6б  = 6 965 317,2 – 1 193 482,9 = 5 771 834,3 млн. руб. >0 => рост

   y7б  = 6 644 447,4– 1 193 482,9 = 5 450 964,5 млн. руб. >0 => рост

   Цепной  способ  (    )

   y1ц  = 2 125 718,2 – 1 193 482,9 = 932 235,3 млн. руб. >0 => рост

   y2ц  = 2 417 791,8 – 2 125 718,2 = 292 073,6 млн. руб. >0 => рост

   y3ц  = 2 742 850,4 – 2 417 791,8 = 325 058,6 млн. руб. >0 => рост

   y4ц  = 3 326 041,1 – 2 742 850,4 = 583 190,7 млн. руб. >0 => рост

   y5ц  = 5 046 137,5 – 3 326 041,1 = 1 720 096,4 млн. руб. >0 => рост

   y6ц  = 6 965 317,2 – 5 046 137,5 = 1 919 179,7 млн. руб. >0 => рост

   y7ц  = 6 644 447,4– 6 965 317,2 = - 320 869,8 млн. руб. <0 => спад

   Проверка: = 932 235,3 + 292 073,6 + 325 058,6 + 583 190,7 + 1 720 096,4 +     1 919 179,7 - 320 869,8 = 5 450 964,5 млн. руб. => вычисления верны.

   2) Определим относительные изменения показателей:

   Базисный  способ (    )

   i1б  = 2 125 718,2 / 1 193 482,9 = 1,781 >1 => рост на 78,1%

   i2б  = 2 417 791,8 / 1 193 482,9 = 2,026 >1 => рост на 102,6%

   i3б  = 2 742 850,4 / 1 193 482,9 = 2,298 >1 => рост на 129,8%

   i4б  = 3 326 041,1 / 1 193 482,9 = 2,787 >1 => рост на 178,7%

   i5б  = 5 046 137,5 / 1 193 482,9 = 4,228 >1 => рост на 322,8%

   i6б  = 6 965 317,2 / 1 193 482,9 = 5,836 >1 => рост на 483,6%

   i7б  = 6 644 447,4 / 1 193 482,9 = 5,567 >1 => рост на 456,7%

   Цепной  способ (    )

   i1ц  = 2 125 718,2 / 1 193 482,9 = 1,781 >1 => рост на 78,1%

   i2ц  = 2 417 791,8 / 2 125 718,2 = 1,137 >1 => рост на 13,7%

   i3ц  = 2 742 850,4 / 2 417 791,8 = 1,135 >1 => рост на 13,5%

   i4ц  = 3 326 041,1 / 2 742 850,4 = 1,213 >1 => рост на 21,3%

   i5ц  = 5 046 137,5 / 3 326 041,1 = 1,517 >1 => рост на 51,7%

   i6ц  = 6 965 317,2 / 5 046 137,5 = 1,380 >1 => рост на 38%

   i7ц  = 6 644 447,4 / 6 965 317,2 = 0,954 <1 => спад на 4,6%

   Проверка: = 1,781 × 1,137 × 1,135 × 1,213 × 1,517 × 1,380 × 0,954 = 5,567 => вычисления верны

   Таким образом, изучив относительное и  абсолютное изменение показателей  доходов государственного бюджета РФ, можно сделать вывод. В течение рассматриваемого периода, с 2001 по 2007гг. доходы государственного бюджета РФ выросли почти в 5 раз (на 483,6%), а именно с 1 193 482,9 млн. руб. до 6 965 317,2 млн. руб. Однако за последний 2008 год наблюдается спад доходов, поступающих в государственный бюджет на 26,9%

   3) Определим средние показатели  динамики:

    = = (1 193 482,9 + 2 125 718,2 + 2 417 791,8 + 2 742 850,4 + 3 326 041,1 + 5 046 137,5 + 6 965 317,2 + 6 644 447,4)/8 = 3 807 723,1 млн. руб. – средний уровень доходов гос. бюджета за данный период.

   Среднее абсолютное изменение доходов:

    = 5 450 964,5 / 7 = 778 709,21 млн. руб. > 0 => рост доходов в среднем за год;

   Среднее относительное изменение доходов:

    = = = 1,278 >1 => рост доходов в среднем за год.

   1,278 – 1 = 0,278 = 27,8%

   Т.о. ежегодные доходы государственного бюджета увеличиваются в среднем  на 778 709,21 млн. руб. или на 27,8% 

   4) Для данного изучаемого ряда динамики построим тренд, для этого будем заполнять следующую таблицу:

   Таблица 2.2

Годы
, млн. руб.
, млн. руб.
, млн. руб
2001 1193482,9   -7 -8354380,3 49 856765,9 8,70815E+12 1,13378E+11
2002 2125718,2 1912330,9 -5 -10628591 25 1699896,5 4,44293E+12 1,81324E+11
2003 2417791,8 2428786,8 -3 -7253375,4 9 2543027,2 1,59946E+12 15683905413
2004 2742850,4 2828894,4 -1 -2742850,4 1 3386157,8 1,77717E+11 4,13844E+11
2005 3326041,1 3705009,6 1 3326041,1 1 4229288,4 1,77717E+11 8,15856E+11
2006 5046137,5 5112498,3 3 15138412,5 9 5072419 1,59946E+12 690717242,3
2007 6965317,2 6218633,6 5 34826586 25 5915549,7 4,44293E+12 1,10201E+12
2008 6644447,4 - 7 46511131,8 49 6758680,3 8,70815E+12 13049155442
Итого 30461785,5 - 0 70822974,3 168 - 2,98565E+13 2,65584E+12

Информация о работе Статистика доходов и расходов государственного бюджета