Статистика доходов и расходов государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, рассмотрение и изучение важнейших составляющих - доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации и изучение их наиболее важных статистических показателей. Основная задача работы – просчитать важнейшие статистические показатели состояния бюджета и их динамические изменения.

Содержание

Введение 2
I. Сущность, функции и состав бюджетной системы Российской Федерации 3
1.1. Сущность и функции государственного бюджета 3
1.2. Состав и структура доходов государственного бюджета России 6
1.3. Состав и структура расходов государственного бюджета России 10
II. Расчеты статистических показателей в рамках государственного бюджета Российской Федерации 18
2.1. Доходы государственного бюджета 18
2.2. Расходы государственного бюджета 23
2.3. Профицит государственного бюджета 30
Заключение 35
Список использованной литературы и источников 36

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 553.50 Кб (Скачать документ)

   Содержание

 

    Введение

   Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, рассмотрение и изучение важнейших составляющих - доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации и изучение их наиболее важных статистических показателей. Основная задача работы – просчитать важнейшие статистические показатели состояния бюджета и их динамические изменения.

   Данная  тема является актуальной, на мой взгляд, т.к. государственный бюджет занимает центральное место в системе государственных финансов. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

   Бюджет  представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом  с помощью налогов и расходуемый  государством для решения своих  задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

   В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия  на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п.

   I. Сущность, функции и состав бюджетной системы Российской Федерации

1.1. Сущность и функции государственного бюджета

      В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

      Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий  год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Федеральным Собранием.[1]

      Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.[2]

      Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

      При переходе к рыночной экономике государственный  бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.

      Основными функциями бюджета  являются:

      перераспределение национального дохода и ВВП;

      государственное регулирование и стимулирование экономики;

      финансовое  обеспечение социальной политики;

      контроль  за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

  • Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.

       В условиях перехода к рыночным  механизмам средства государственного бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, ускорение социального развитие и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.

      В современных условиях  наиболее приоритетными  выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

  • Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.
  • Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств.  В социальной политике приоритеты – поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.
  • Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
  • Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.
  • В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается.  Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

     Некоторые авторы, например, Романовский М.В., выделяют еще две функции. Образование бюджетного фонда. Эту функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

     Вторая  функция – использование бюджетного фонда – принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

Таким образом, структура бюджетных доходов  и расходов, в которой проявляется  сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане.[1]

1.2. Состав и структура доходов государственного бюджета России

 Доходы  бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

 До  перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных  предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета  и в основном состояли из двух платежей – налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система просуществовала с 1930 по 1990 г. Введённые в 80-х гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. существенно не изменили систему платежей, она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.

 В условиях перехода на рыночные механизмы основными  доходами бюджетной системы в  Российской Федерации, как и в  странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги и сборы.

   Доходы  (как поступления в бюджет) — это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. К доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.

 Налоги  и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого во все звенья бюджетной системы. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций (предприятий) и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, поступающий в заранее установленных законом размерах и в определённые сроки.

 Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций (предприятий) и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). При этом выделяются прямые и косвенные налоги и сборы.

 Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов. В федеративных государствах, каковым является и наше государство, налоговая система состоит из трёх звеньев: государственные (федеральные) налоги; налоги, закреплённые за бюджетами членов федерации (региональные); местные налоги.

 Основные  налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К таким налогам относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость (НДС), единый социальный налог (ЕСН), НДПИ. [2]

    Рассмотрим доходы Федерального бюджета Российской Федерации на примере 2007 года.

    Доходы Федерального бюджета Российской Федерации на 2007 г

 Таблица  1.2.1

Наименование  доходов Сумма (тыс. руб.) %
Налоговые доходы:    
НАЛОГИ  НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ 580 408 800,00 8,33%
НАЛОГИ  И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ 368 773 900,00 5,29%
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ  НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 485 042 900,00 21,32%
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 713 432 800,00 10,24%
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 1 068 990 200,00 15,35%
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ 26 314 400,00 0,38%
Неналоговые доходы:    
ДОХОДЫ  ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 455 079 800,00 35,25%
ДОХОДЫ  ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 99 780 600,00 1,43%
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 37 373 200,00 0,54%
ДОХОДЫ  ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ  ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА 118 694 600,00 1,70%
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 2 231 300,00 0,03%
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ  ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ 3 782 200,00 0,05%
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА 2 172 100,00 0,03%
ПРОЧИЕ  НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 2 758 400,00 0,04%
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей 482 000,00 0,01%
ВСЕГО ДОХОДОВ 6 965 317 200,00 100,00%

Информация о работе Статистика доходов и расходов государственного бюджета