Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 19:14, курсовая работа
В настоящее время все больше и больше людей берут кредиты. Всем нам известно, что существует много видов кредитов: инвестиционный кредит, кредит оборотного капитала, потребительский кредит и т.д. И каждый из них действует нам на благо. В этой работе речь пойдёт именно о последнем – о потребительском кредите и его страховании.
По сути своей потребительский кредит это выход во многих финансовых затруднениях, скажем иначе это практически «совпадение желаний и возможностей», при условии наличия постоянного «белого» заработка и пары тройки поручителей. Кредит помогает осуществить ваши мечты за кротчайшие сроки.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…....2
Глава 1.
Потребительский кредит как экономическая категория……..………...…3
1.1 Понятие потребительского кредита……………………...……………....3
1.2 Основные формы, классификация потребительского кредита и принципы.................................................................................................................4
1.3 Условия предоставления и погашения потребительского кредита…..11
Глава 2.
Анализ рынка потребительского кредитования и его страхования……17
2.1 Анализ рынка потребительского кредитования в России…………….17
2.2 Анализ страхования потребительского кредита в России…………….27
Глава 3.
Выводы по страхованию потребительских кредитов……………..............33
3.1Выгода от страхования …………………………………………………..33
3.2 Добровольное страхование от несчастных случаев …………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЕ №1……………………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ №2……………………………………………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ №3……………………………………………………………42
В общем и целом описанная выше практика потребительского кредита является неэффективной (и именно поэтому не получает массового применения) в силу следующих обстоятельств:
Исходя из в целом негативной оценки существующей российской практики, разумным представляется взять за основу западный опыт потребительского кредита. Основываясь на нем, можно выделить две основные схемы (технологии) проведения операций потребительского кредитования:
Комментарий к схемам:
Выбор в пользу реализации одной из предложенных моделей (схема 1 и схема 2) будет зависеть от результатов сравнительного анализа изменения эффективности и рисковости хозяйственных операций для торговой организации в зависимости от внедряемой схемы.
Современные условия развития потребительского кредитования в России направлены на максимальное удовлетворение потребностей населения.
Данный сегмент
начал активно развиваться в
конце 90-х годов. Первым банком, который
вышел с уникальными
"Русский стандарт"
предложил покупателю
Став первым банком, который не побоялся выйти на столь рискованный рынок, "Русский стандарт" дал развитие новому банковскому направлению. И уже к началу 2000 года, на данный рынок выходят и другие банки, ставшие основными розничными банками к настоящему времени.
"Хоум Кредит",
"ОВК", "Альфа-банк", "МДМ-банк"
и многие другие считали за
честь иметь в своем
Постепенно, потребительское кредитование приобрело массовый характер, что сказалось на положительных результатах. Помимо банков, весьма выгодным явлением потребительское кредитование является для торговых организаций. К началу 2005 года, по оценкам различных аналитических агентств, товары, продаваемые в кредит составляли порядка 60% от суммарного объема продаж крупных сетевых магазинов. Лидерами среди них являлись такие торговые сети как: "М-Видео", "Эльдорадо", "МИР". На территории данных организации в среднем представлено по 5-10 банков, которые готовы предложить рынку свои уникальные условия.
Пытаясь увеличить спрос на потребительские кредиты, банки выходят на рынок с новыми условиями. Появляется такое понятие как "акция", а соответственно банки вводят новые продукты: "бесплатный кредит", "кредит без первоначального взноса", "10-10-10", "беспроцентный кредит". Однако, такие акции не могут появляться в ущерб банку. Именно этого, так и не понимает потенциальный заемщик, когда обращается в банк за кредитом. Думая о том, что банки действительно выдают беспроцентные кредиты, клиент пытается успокоить себя, что, по сути, он покупает товар в рассрочку.
На самом деле банки применяют изощренные механизмы, за счет которых, компенсируются недополученные доходы. К примеру, широко распространен способ включения недополученных процентов в стоимость товара. На ценниках в магазинах можно встретить две цены: первая – в кредит, вторая – за наличные. Разница таких цен составляет порядка 6-9%. Таким образом, покупая в кредит товар за 10 000 рублей (а если без кредита, то цена составляла бы – 9 300 рублей), клиент уже заплатил те самые проценты, которые он считает, что платить не будет. Заманивая клиентов подобными акциями, банки увеличивают свои прибыли, а организации объемы продаж.
Однако, несмотря на выгодность таких продуктов, банки несут и большие риски. За время, работы на данном сегменте банковского рынка, банки собрали большое количество досье на заемщиков, которые брали кредиты. Такие базы данных есть практически у всех банков, которые занимаются потребительским кредитованием и составляют особую коммерческую тайну. На "черных" рынках цена таких баз данных доходит до нескольких десятков миллионов долларов. В свете принятия закона о создании кредитных бюро, большой объем таких данных станет доступными в широком доступе, что, безусловно, уменьшит для банков (особенно тех, кто только начинает заниматься потребительским кредитованием) риск невозвратности кредитных ресурсов.
В настоящее время, все большей популярностью пользуется разновидность потребительского кредитования – автокредитование. Данный банковский сегмент характерен меньшими процентными ставками, меньшими рисками, что наряду с оперативностью оформления и быстротой выдачи кредита делает его привлекательным и для банка, и для заемщика, и для автосалона.
Страхуя риски, банки вводят дополнительные условия – страхование залогов (автотранспорта). Это в свою очередь дополнительными расходами ложится на заемщиков, которые переплачивают за страховку в среднем 10-20% от стоимости автомобиля.
Таким образом, автокредитование затрагивает и страховой рынок, принося ему дополнительные объемы продаж, а соответственно и прибыли. Не остаются в накладе и банки с автосалонами, которые получают агентские комиссии от страховых компаний.
В отличие от классического потребительского кредитования, где в основном кредиты выдаются в рублях, отличительной особенностью автокредитования являются валютные кредиты. А соответственно и процентные ставки (с учетом различных банковских комиссий) ниже на 30-40%.
Дополнительными прибылями, которые получает банк в рамках реализации программ потребительского кредитования, являются комиссии с торговых организаций, в которых осуществляется выдача кредитов. Это так называемый дисконт с торговой организации.
На заре зарождения
потребительского кредитования подобные
дисконты доходили до 7-10%, однако в последнее
время средний дисконт с
Другим, немаловажным и перспективным направлением для банков является активное продвижение розничного кредитования не только в столичном регионе, но и по всей территории России. Естественно, что развитие банковского бизнеса в регионах отстает примерно на 2-3 года от столичного, но учитывая огромный спрос, данное направление представляется весьма выгодным и интересным.
В начале 2000-х годов, "Русский стандарт", "Хоум кредит" постепенно открывают представительства и филиалы в крупнейших городах России. В таких как: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону, Волгоград, Казань, Уфа и многих других.
В регионах, крупнейшим
московским банкам составляют большую
конкуренцию местные банки, которые
также готовы предложить клиентам выгодные
условия и более дешевый
На сегодняшний день потребительское кредитование охватило всю территории нашей страны. Что говорит о том, что розничный банковский сегмент развивается не локально, а охватывает масштабы всей страны.
Проводя анализ развития потребительского кредитования в России можно выделить положительные и отрицательные черты.
К положительным можно отнести:
– получение
банками стабильно высокой
– увеличение объема продаж торговыми организациями и автосалонами;
– увеличение покупательской платежеспособности;
– увеличение клиентской базы, как для банков, так и для торговых организаций;
1)Деньги, кредит, банки / Под общ. ред. проф. Г.И. Кравцовой. – Мн.: Мисанта, 2006 – 482 с
2)Финансовый анализ страховых организаций: Куликов С.В.
К отрицательным:
– повышенные риски невозвратности денежных средств, для банков;
– значительные переплаты за товар, который покупает клиент;
Тем не менее, комплексная
реализация программ потребительского
кредитования несет для экономики
страны больше положительных тенденций,
нежели отрицательных. Однако, сохранение
потребительского кредитования в тех
формах, которые оно носит сейчас
весьма проблематично. Следующим этапом
(который начал
Сейчас формы
подобного кредитования в России
существуют, однако не пользуются большой
популярностью. В первую очередь
это связано, с неразвитостью
инфраструктуры принятия пластиковых
карт к оплате (небольшое количество
POS-терминалов, импринтеров, банкоматов).
А во-вторых, для получения подобных
кредитов банки требуют с заемщиков
дополнительные подтверждения
Однако, уже в
ближайшем будущем, следуя мировым
тенденциям развития потребительского
кредитования, в нашей стране банковское
розничное направление
– кредитование на пластиковые карты;
– автокредитование;
– ипотечное кредитование.
Для развития данных программ банкам необходимо:
– снижение процентных ставок, как фактор повышения спроса;
– страхование финансовых рисков под возможные потери;
– создание кредитных бюро на всей территории России;