Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа
Между тем страхование в нашей стране стало еще механизмом, обеспечивающим безопасность общества в условиях становления рыночных отношений. Если на начальном этапе страхование не было востребовано обществом, то сегодня в Российской Федерации уже появляются признаки того, что страхование становится важнейшим сегментом рыночных экономических отношений. Страховой институт обеспечивает безопасность, стабильность, социальные гарантии в обществе посредством механизма финансовой защиты.
1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ………………………….6
1.1 Понятие и основное назначение страхового рынка………………………...6
1.2 Особенности различных систем страхования……………………………...11
1.3 Формы и виды страховых услуг…………………………………………….15
2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2008-2010 ГГ……………………………..21
2.1 Основные тенденции развития страхового рынка в Российской Федерации………………………………………………………………………..21
2.2 Анализ состояния системы страхования в России………………………..25
2.3 Оценка объема выплат по различным видам страхования………………..30
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….33
3.1 Совершенствование системы государственного регулирования страхового рынка Российской Федерации…………….…………………………………….33
3.2 Перспективы развития страхового рынка России…………….…………...39
3.3 Прогнозирование уровня развития страхового рынка…………….………46
90% заключенных и действовавших договоров в 2010 года приходится на договоры с физическими лицами.
Общий объем страховых премий, принятых в перестрахование, составил 9,67 млрд. руб., что на 20% меньше, чем в предыдущий год. На перестраховочном рынке наблюдается сокращение премий и выплат по сравнению с 2009 года. Всего на территории РФ принимается в перестрахование 78% от общего объема премий (таблица 7).
Таблица 7 - Динамика
российского рынка
Вид страховой деятельности | Показатель страховой деятельности | 2009 | 2010 | Прирост |
По договорам, принятым в перестрахование - всего | Премии, млрд. руб. | 10,76 | 9,67 | -10,1% |
Выплаты, млрд. руб. | 3,95 | 2,45 | -38,0% | |
ДС | Премии, млрд. руб. | 10,72 | 9,65 | -10,0% |
Выплаты, млрд. руб. | 3,93 | 2,45 | -37,7% | |
ДС+ОСАГО | Премии, млрд. руб. | 10,76 | 9,67 | -10,1% |
Выплаты, млрд. руб. | 3,95 | 2,45 | -38,0% | |
В том числе на территории Российской Федерации - всего | Премии, млрд. руб. | 7,53 | 7,51 | -0,3% |
Выплаты, млрд. руб. | 2,74 | 1,64 | -40,1% | |
ДС | Премии, млрд. руб. | 7,50 | 7,49 | -0,1% |
Выплаты, млрд. руб. | 2,72 | 1,64 | -39,7% | |
ДС+ОСАГО | Премии, млрд. руб. | 7,53 | 7,51 | -0,3% |
Выплаты, млрд. руб. |
2,74 | 1,64 | -40,1% | |
В том числе за пределами Российской Федерации - всего | Премии, млрд. руб. | 3,22 | 2,16 | -32,9% |
Выплаты, млрд. руб. | 1,21 | 0,81 | -33,1% |
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1
Совершенствование системы
Совершенствование законодательства в России происходит в трех направлениях.
Во-первых, это изменение общего законодательства. Правительство РФ утвердило Концепцию развития страхового рынка РФ. Был рассмотрен законопроект "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об организации страхового дела в РФ" и другие законодательные акты".
Какие революционные преобразования возможны согласно этому законопроекту на страховом рынке России?
Все
страховые компании предлагается разделить
по специализации. Одним из них предоставляется
право осуществлять личное страхование,
а другим - имущественное и часть
личного, а именно страхование от
несчастных случаев и болезней и
медицинское страхование. Таким
образом, постарались разделить
так называемые "длинные деньги"
и "короткие деньги", как уже
давно принято в международной
практике. Конечно, процесс разделения
по видам страховой деятельности
не пройдет безболезненно для
уже созданных страховых
Не
менее важный вопрос - лицензирование.
Ранее предусматриваемый
Для
страховщиков предполагается несколько
упростить порядок
Во-вторых,
активно разрабатываются
В-третьих, существенно улучшаются условия деятельности за счет, принятия нормативных актов на уровне Минфина РФ, позволяющих, в частности, вносить изменения в документы в уведомительном порядке, совершенствовать статистическую отчетность и прочее.
Основные
направления российского
Основной целью госрегулировании страхового рынка России, в первую очередь, является защита интересов страхователей и государства, что может выражаться не только в контроле за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховщиков, но и в обеспечении постоянных налоговых и иных поступлений от страховой отрасли.
Страховщики
как субъект регулирования
Минфин РФ занимается именно надзором за страховым рынком. Функциями перспективного развития большинства отраслей, в том числе и страховой индустрии, занимается Министерство экономического развития и торговли.
Государство
будет оказывать стимулирующее
регулирование на страховой рынок
только в том случае, если это
будет ложиться в канву основной
цели - защиты интересов страхователей
и государства. К тому же, отрицательно
сказывается разобщенность
К механизмам стимулирующего влияния государства на страховой рынок следует отнести:
- законодательное развитие обязательных видов страхования;
- предоставление специальных налоговых режимов страхователям.
Законодательное
развитие обязательных видов страхования
как механизм увеличения показателей
страховой деятельности в числе
первых отмечен в Концепции развития
страхового рынка в России в среднесрочной
перспективе. Причем, его действие связано
не столько с механическим увеличением
оборота отрасли в силу принуждения
к страхованию, сколько с доступом
страховщиков к клиентской базе и
дополнительной продажей полисов по
добровольному страхованию. Типичным
примером является обязательное страхование
гражданской ответственности
Не
проработаны механизмы
Всероссийский союз страховщиков полагает, что единственной альтернативой "заторможенным" механизмам государственного регулирования страхового рынка в России является внедрение механизмов саморегулирования.
Основное
преимущество механизмов саморегулирования
заключается в возможности
Две новых области приложения этого метода регулирования.
Во-первых,
в России существует более 40 видов
обязательного страхования. Вместе
с тем реализация основных направлений
развития обязательного страхования,
заложенных в Концепции, к которым
относятся усиление контроля за проведением
обязательного страхования; введение
новых видов обязательного
Это связано, прежде всего, с тем, что законопроект
"Об осуществлении обязательного страхования
на территории РФ", которому отводилась
главная роль в регулировании обязательных
видов страхования, был отклонен Правительством
РФ, а в законопроекте "О внесении изменений
и дополнений в закон "Об организации
страхового дела в РФ" лишь маленькая
статья посвящена этому вопросу. Все это
обуславливает изменения подхода к регулированию
системы обязательного страхования.
С
другой стороны, более 40 видов страхования,
которые введены "нестраховыми"
законодательными актами, также нуждаются
в определении положений, обеспечивающих
равные условия осуществления и
гарантии исполнения страховых услуг.
Вместе с тем, выход из данной тупиковой
ситуации может быть найден при помощи
механизмов саморегулирования. В основу
регулирования системы
Таким образом, введение элементов саморегулирования в сектор обязательного страхования позволит систематизировать механизмы регулирования более чем 40 видов обязательного страхования и максимально защитить интересы субъектов страхового дела. Во-вторых, без создания профессионального объединения страховщиков с обязательным членством не обойтись при реформировании обязательного медицинского страхования. В силу специфики данного вида страхования страховщики единственные защищают интересы пациентов (страхователей) и выработка единых стандартов качества страховщика просто необходима.
Теперь рассмотрим либерализацию страхового рынка РФ.
Если
учитывать, что тенденция к глобализации
стала, бесспорно, основным вектором развития
мировой торговли товарами и услугами,
то практически не осталось на страховом
рынке представителей, ратующих за
полный изоляционизм. Причем главным
объединяющим принципом выступило
понимание того, что доступ на российский
рынок страхования возможен только
путем коммерческого
Кроме того, если посмотреть на страховой рынок в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами (согласно которому страховые услуги объединяют услуги по прямому страхованию, перестрахованию, посреднические услуги, аффилированные со страхованием услуги), то можно сделать вывод о высокой открытости страхового рынка России.