Стратегия и тактика аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание

«Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы хозяйствующих субъектов и государства, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.» - Доцент кафедры конституционного права и государственного управления Казахского гуманитарно-юридического университета, кандидат юридических наук С.С. Капсалямова подробнее…

Содержание

I. Введение
II. Технология аудиторской проверки:
Разработка плана и программы аудита;
Оценка аудиторского риска и системы внутреннего контроля;
Порядок сборки и оценки аудиторских доказательств;
3.1.Достаточные и соответствующие аудиторские доказательства;
3.2.Процедуры получения аудиторских доказательств;
Применение специальных аудиторских процедур;
Получение письменных подтверждений;
Использование результатов внутреннего аудита и привлеченных экспертов;
Содержание внутреннего и внешнего аудита и их различие;
Оценка потребности в привлеченных специалистах.
III. Практическая часть
IV. Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)

Аудитору необходимо учитывать  соотношение между затратами  на получение доказательств и полезностью полученной информации. Однако вопрос сложности и расходов не является сам по себе веским основанием для отказа от применения необходимой процедуры.

Когда аудитор обоснованно сомневается  по какому-либо существенному утверждению  финансовой отчетности, он должен попытаться получить достаточные аудиторские доказательства для устранения такого сомнения. Если достаточную и соответствующую информацию получить не удается, то аудитор должен составить условное заключение пли отказаться от составления заключения.

 

 

 

 

3.2. Процедуры получения  аудиторских доказательств

 

Аудитор получает аудиторские доказательства с помощью одной или нескольких процедур: изучения, наблюдения, опроса и подтверждения, подсчета и аналитического обзора. Для более эффективного сбора аудиторских доказательств аудитор должен в плане проверки предусмотреть, какие процедуры, в каком количестве и объеме необходимо выполнить для сбора нужных данных.

  1. Изучение

Изучение заключается в исследование записей, документов или материальных активов. Изучение записей и документов позволяет получить аудиторские доказательства различной степени достоверности в зависимости от их характера, источника и эффективности систем внутреннего контроля при их обработке.

  1. Наблюдение

Наблюдение заключается в просмотре процедур или процессов, выполняемых персоналом хозяйствующего субъекта, в том числе участие в инвентаризации различных активов клиента. Инвентаризацию в данном случае можно рассмотреть как метод получения ценных и достоверных доказательств реальности и точности активных статей баланса и фактов совершения хозяйственных операций. Инвентаризация может быть выборочной или сплошной. Участие в инвентаризации и наблюдение за ее проведением могут правильно оценить организацию бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на предприятии.

  1. Опрос и подтверждение

Опрос состоит в изучение соответствующей  информации компетентных лиц внутри ил за пределами хозяйствующего субъекта. Опросы могут быть различными: от официальных письменных, адресованных третьим сторонам, до неофициальных устных опросов, адресованных лицам внутри хозяйствующего субъекта. Для проведения устных опросов могут быть предоставлено, подготовлены вопросники по различным проблемам (например, по оценки учета движение материалов, состояния документооборота и т.п.). Ответы на опросы могут предоставить аудитору информацию, которой он ранее не обладал, или подтверждающие аудиторские доказательства.

Подтверждение представляется для  того, чтобы подтвердить информацию, содержащуюся в учетных записях. Например, аудитор обычно просит подтверждения отчетов дебиторов через прямое общение с самими дебиторами.

  1. Подсчет

Подсчет заключается в проверке арифметической точности первичных  документов и бухгалтерских записей  или в выполнении независимых  подсчетов. В зависимости от плана проверки, оценки системы внутреннего контроля и аудиторского риска он может быть выборочным или сплошным. Если клиент использует программное обеспечение бухгалтерского учета, то проверка расчетов должна соответствовать стандарту «Проведения аудита в условиях электронной обработки данных».

  1. Аналитические процедуры

Аналитические процедуры предусматривают  анализ основных показателей и общих  направлений, включая результаты изучения изменений и соотношений, которые противоречат другой соответствующей информации или прогнозируемым суммам.

  1. Аудит государственного сектора

При выполнении аудита на хозяйствующих  субъектах государственного сектора  аудитору необходимо принимать во внимание действующие законодательные акты, соответствующие нормативные акты министерств, которые влияют на аудиторский мандат и другие специальные аудиторские требования. Такие требования могут повлиять, например, на свободу действий в установлении существенности суждений относительно характера и масштаба принимаемых аудиторских процедур.

 

 

 

 

 

4. Применение специальных  аудиторских процедур

 

К наиболее широко используемым процедурам аудита относятся: наблюдение, документальный контроль, опрос, проверка арифметической точности, аналитические процедуры  и аудиторская выборка.

1. Наблюдение

Под наблюдениями мы подразумеваем  использование органов чувств для  оценки определенных действий. В течение  всего аудита много возможностей использовать зрение, слух, осязание и  обоняние для оценки большого количества самых разнообразных объектов и действий. Например, аудитор может обойти весь завод, чтобы получить общее впечатление об основных средствах, которые есть у клиента; он может посмотреть, не проржавело ли оборудование, оценить, насколько оно устарело, понаблюдать за лицами, ведущими бухгалтерский учет, чтобы определить, осуществляют ли его именно те лица, которые должны этим заниматься. Наблюдение редко бывают достаточными сами по себе. Необходимо подтверждать первоначальные впечатления другого рода свидетельства. Тем не менее, наблюдения – полезная часть аудита.

2. Документальный контроль

Документацию часто называют письменным подтверждениями. Подразумевается  исследование аудитором документов и записей своего клиента с  целью убедиться в обоснованности информации, которая включается или должна включаться в финансовую отчетность.

Исследуемые аудитором документы  – это записи, используемые клиентом для системного учета информации о его хозяйственных операциях. Поскольку каждая хозяйственная  операция обычно фиксируется у клиента  по крайне мере в одном документе, то в распоряжение аудитора имеется значительный объем такого рода свидетельств. Например, клиент, как правило, сохраняет у себя бланк заказов своего клиента, транспортный документ, дубликат накладной на каждый отпуск товара и т.п. Эти же документы – весьма полезные свидетельства, при помощи которых аудитор может проверить точность учета у клиента объемов реализации и прочих хозяйственных операций. Документация – это форма свидетельств, широко используемая при всех аудитах, ибо аудитор обычно может легко получить доступ к такой информации без особых затрат. Иногда бывает, что документация – это единственный полезный вид свидетельств, имеющийся в распоряжение аудитора.

Документы удобно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние являются документ, который был подготовлен и использован в пределах хозяйственной системы и сохраняется там, никогда не выходя за ее пределы к таким посторонним лицам, как клиенты или торговцы. Среди примеров внутренних документов можно упомянуть дубликаты накладных по реализации, документы на отпуск товаров, документы, где отмечаются рабочее время служащих или результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей.

Внешний является документ, который  бывал в чьих-либо руках за пределами  хозяйственной системы клиента. Это постороннее лицо может быть участником учтенной хозяйственной операции. Подобный документ в каждый данный момент или находится в руках клиента, или доступен для аудитора. В некоторых случаях внешние документы появляются за пределами хозяйственной системы клиента и лишь в конечном итоге оказываются в руках клиента. В качестве примеров подобных внешних документов можно назвать накладные поставщиков, погашенные векселя к выплате и страховые полисы. Некоторые документы, такие, как погашенные чеки, составляются у клиента, потом уходят к посторонним лицам и в конечном итоге возвращаются клиенту.

Аудитор принимает документ как  надежное свидетельство, прежде всего  ориентируясь на то, внутренний он или  внешний. Если этот документ внутренний, то главный критерий его надежности – создание этого документа в условиях эффективности системы внутрихозяйственного контроля. Внутренние документы, созданные в условиях слабого внутрихозяйственного контроля, не могут представлять собой надежные свидетельства.

Внешние документы оказываются и у клиента аудитора, и у другой стороны, участвующей в хозяйственной операции. А это до известной степени показывает, что оба участника хозяйственной операции согласны с информацией и условиями, содержащимися в документе. Поэтому внешние документы считаются более надежными свидетельствами, чем внутренние.

3. Опросы клиента

В результате опроса клиента дает письменную или устную информацию в  ответ на вопрос, которые задает аудитор. Хотя в результате опросов  и можно получить от клиента значительные объемы свидетельств, эту информацию обычно не считают окончательной, поскольку она не поступает из независимого источника и может быть искажена в пользу клиента. Поэтому, когда аудитор собирает информацию в результате опроса, обычно необходимо еще подкрепить ее посредством других методов дальнейшими поддерживающими ее свидетельствами. Например, когда аудитор хочет получить информацию о методах, которые использует клиент для ведения системы бухгалтерских записей, выверки оборотов и сальдо по счетам, он обычно сначала спрашивает у самого клиента о том, как функционирует его система внутрихозяйственного контроля. Затем аудитор проверяет хозяйственные операции и определяет, действительно ли они учитываются и контролируются.

4. Проверка арифметической точности

Проверка арифметической точности подразумевает выборочную проверку калькуляции и перенесение информации у клиента за аудиторский период. Перепроверка калькуляций заключается  в выяснении точности арифметических итогов и операций, осуществленных клиентом. Сюда входят такие операции, как накопление накладных по реализации товаров и иным товарно-материальным ценностям, итоги в журналах и вспомогательных бухгалтерских книгах, проверка расчетов амортизации и расчетов по авансам, понесенным затратам. Перепроверка передачи информации состоит, например, в разноске по счетам. Аудитор должен убедиться, что если ода и та же сумма учтена в нескольких местах, то она везде одинакова. Так, аудитор  обычно проводит небольшие тесты, чтобы убедиться в правильности систематического и аналитического учета объемов реализации, составляя его с данными учета дебиторской задолженности, сверяться с Главной книгой. Многие аудиторы называют эти проверки «повторными операциями».

5. Аудиторские процедуры

Аудитору следует применять аналитические процедуры при планирование всех стадий обзора в процессе аудита. При осуществление аудиторских процедур используются сравнения и устанавливаются взаимосвязи, которые позволяют оценить, представляются ли баланс и прилагаемая к нему отчетность правдоподобными. В качестве примера такой процедуры можно упомянуть сравнение процентной величины валового дохода за текущей год с процентной величиной валового дохода за прошлый год. По определенным нематериальным активам и счета аналитические процедуры могут оказаться единственным требующимся типом свидетельств. Что касается остальных счетов, то объемы прочих типов свидетельств могут быть снижены тогда, когда аналитические процедуры показывают, что баланс и другая отчетность представляется правдоподобными. В некоторых случаях аналитические процедуры используются также для выявления расчетов или хозяйственных операций, которые необходимо исследовать шире, чтобы определить, требуется ли дальнейшая проверка. Примером может служить сравнение общих расчетов на ремонт за текущий год с тем же показателем за предыдущий год и изучение разницы. Если эта разница значительна, то необходимо определить причину увеличения или уменьшения таких затрат.

Информация, используемая для аналитических  процедур, - это обычные расчеты сделанные самим аудитором. Аналитические процедуры следует выполнять в начале аудита, чтобы они помогли решить, какие счета не требует дальнейшей проверки, а какие области следует изучить более обстоятельно.

6. Аудиторская выборка

При разработке аудиторских процедур аудитор должен определить соответствующие средства, необходимые для выбора статей, по которым будет проводиться тестирование, в целях получения аудиторских доказательств, удовлетворяющих целям аудиторских тестов.

 

 

 

 

5. Получение письменных подтверждений

 

Целью МСА 580 «Заявление руководства» является установление нормативных  требований и осуществление руководства  по использованию информации, предоставляемой  руководством в качестве аудиторских  доказательств, процедур, применяемых  при оценке и документировании информации, предоставляемой руководством, а также мер, предпринимаемых в случае отказа руководства предоставить соответствующую информацию.

Получение письменных подтверждений  от руководства связано со следующими обязательствами.

  1. Ответственность руководства за финансовую отчетность. Аудитор должен убедиться в том, что руководство полностью несет полную ответственность за достоверность утвержденных финансовых отчетов, предоставленных в соответствие с концептуальной основой финансовой отчетности. Используя соответствующие протоколы совещаний органов управления (совета директоров) или аналогичного органа, или с помощью письменной информации, предоставленной руководством, или же подписанного экземпляра финансового отчета, аудитор может получить доказательства того, что руководство осознает свою ответственность в этом и подтверждает представленные данные.
  2. Информация, предоставляемая руководством в качестве аудиторского доказательства. Аудитор должен получить официальную подтверждающую информацию в письменном виде от руководства по вопросам, оказывающим существенное влияние на финансовую отчетность, в случае если трудно получить другие достаточные соответствующие доказательства. Возможность возникновений недоразумений между аудитором и руководство уменьшается, если устные пояснения подкрепляются письменными. Письменная информация, Запрашиваемая у руководства, может быть ограничена вопросами, которые по отдельности или в целом оказывают существенное влияние на финансовую отчетность.
  3. Во время проведения аудита руководство предоставляет аудитору определенный объем пояснительной информации, предоставленной по собственной инициативе или же в ответ на определенные запросы. Если же такая информация оказывает существенное влияние на финансовую отчетность, аудитору необходимо:

Информация о работе Стратегия и тактика аудиторской проверки